Различные виды музыкальных развлечений– праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки.
Праздники. Это формирование разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную деятельность, художественное слово, танец, драматизацию. Музыка обычно ведущий компонент праздника, и она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества.
Праздник – это не только проявление детьми художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то и чем-то интересным. Особую атмосферу праздникам придает участие в них детских поэтов, композиторов и профессиональных артистов.
Хоровой кружок. Сначала подбирается небольшая группа учащихся – любителей хорового пения, которые составят ядро, основу будущего хорового коллектива. С этой группой следует подготовить несложную программу и выступить с небольшим концертом на школьном вечере либо по школьному радио. Далее полезно провести беседы на классных собраниях об организации хора и познакомить учащихся с планом работы будущего хорового коллектива, рассказать о содержании хоровых занятий, о разнообразном вокальном репертуаре, предложить послушать произведения зарубежных и отечественных композиторов, народные песни.
С активистами хорового пения можно подготовить статью для школьной стенгазеты, в которой рассказать о значении создания хорового коллектива, о перспективах его развития и ближайших задачах; оформить красочную афишу, извещающую об организации хора, где указать дни и часы прослушивания всех желающих петь.
Инструментальный кружок.Занятия по обучению игре на музыкальном инструменте проводятся в индивидуальной форме, по два часа в неделю. Музыкальный инструмент дети выбирают по желанию (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, кларнет или труба и др.). Расписание индивидуальных занятий составляется совместно с администрацией школы, занятия осуществляются за отдельную плату специалистами в контакте с учителями музыки. Помимо индивидуальных занятий с младшими школьниками могут быть предусмотрены занятия инструментальным ансамблем (дуэт, трио).
Условно можно выделить два этапа в обучении игре на музыкальном инструменте: 1) постановка двигательного аппарата, 2) обучение ребенка разбирать нотный текст и развитие творческих способностей исполнителя.
Музыкальный и кукольный театр.Предпосылками успешности занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, а также предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя, как сообщество детей и взрослых.
Для малышей особенно интересным видом является кукольный музыкальный спектакль. В качестве примеров можно предложить (из опыта работы И. В. Просандеевой) для постановки в кукольном театре такие музыкальные сказки, как «Зайкина избушка», «Кот, Петух да Лиса» В. Герчик, «Теремок» М. Красева на слова С. Маршака, «Волк и семеро козлят» М. Коваля и др.