Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников на уроках окружающего мира
Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников на уроках окружающего мира
Материал представлен в виде обобщения опытапо теме "Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников на урокаж окружающего мира. Содержание опыта: информация об опыте, технология опыта, результативность опыта, библиографический список, приложение к опыту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников на уроках окружающего мира»
Гордо Светлана Алексеевна
Отдел образования администрации Красненского района
Формирование универсальных учебных действий
через исследовательскую деятельность
младших школьников
на уроках окружающего мира
Гордо Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ «Красненская сош
имени М.И.Светличной»
Красное
2014
Содержание:
Информация об опыте.......................................................................................3
Технология опыта..............................................................................................5
Приложение к опыту.........................................................................................16
Раздел I
Условия возникновения опыта
Автор опыта работает в МОУ «Красненская сош имени М.И.Светличной» учителем начальных классов. В классе, на базе которого проводилось исследование, 17 человек: 10 мальчиков, 7 девочек. Обучаются дети по УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой.
Работая в первом классе в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, автором была проведена в начале учебного года диагностика с целью выявления уровня развития УУД. Диагностическим инструментарием были избраны методики определения уровня сформированности универсальных учебных действий (тест Векслера на осведомлённость, методика «Кодирование» в версии А. Панасюка, индивидуальные и групповые работы по методике Ж. Пиаже, А. Шеминьска, А. Лурия, Л. Цветковой, диагностико-прогностический скрининг Е.А. Екжановой) и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
По результатам обследования выявлены следующие группы: с высоким уровнем сформированности универсальных учебных действий - 30%, со средним – 38%, с низким – 32%.
Результаты диагностики привели к выводу о необходимости введения в учебно-воспитательный процесс технологий, способствующих развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Актуальность опыта
Современное общество стремительно развивается. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения не в достаточной мере способствует развитию умений и навыков, предъявляемых обществом. Для того чтобы выпускник школы соответствовал современным требованиям изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД). ФГОС НОО предполагает формированиечетырёх видов универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий. Именно поэтому опыт работы по теме «Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира (УМК «Начальная школа XXI века»)» приобретает особую актуальность.
В ходе работы над темой опыта автором были выявлены следующие противоречия:
между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в образовательный процесс;
между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;
между необходимостью формирования системы универсальных учебных действий у младших школьников и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое формирование.
Поэтому проблема развития универсальных учебных действий обучающихся начальной школы с традиционным изложением предметного материала является актуальной.
Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.
Длительность работы над опытом
Работа по формированию универсальных учебных действий велась в течение трёх с половиной лет (период работы по УМК «Начальная школа XXI века», «Окружающий мир», автор Виноградова).
Начальный период (сентябрь 2010 года по декабрь 2010 года), предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, диагностического инструментария и выявление уровня сформированности универсальных учебных действий.
На основном этапе (январь 2011 года по май 2013 года), – введение в учебную деятельность системы заданий способствующих формированию умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, текущая диагностика по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий.
На заключительном этапе(сентябрь 2013 года по декабрь 2013 года), выяснялась результативность используемых заданий, проводился мониторинг определения уровня сформированности универсальных учебных действий, обработка и анализ полученных данных.
Диапазон опытапредставлен системой урочной деятельности.
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеисистемно-деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон, А.В. Леонтович, Н.Ф. Виноградова, А.Г. Асмолов, разработанная на их основе концепция развития универсальных учебных действий (группа авторов под руководством А. Г. Асмолова, теория исследовательского обучения (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков)
В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия:универсальные учебные действия; исследовательская деятельность; учебное исследование; предметный курс «Окружающий мир».
Универсальные учебные действия определяются А.Г. Асмоловым как «умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». [1]
«Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого» - А.И.Савенков. [11]
«Учебное исследование – технология привлечения обучающихся к исследовательской деятельности. Целью учебного исследования является приобретение обучающимися первоначальных умений исследования, как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний» - Новожилова С.Г. [15]
Предметный курс «Окружающий мир» обеспечивает каждому ребёнку возможность непросто получать знания о некоторых умениях, а главное -закладывать систему знаний обо всех универсальных учебных действиях (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) в комплексе. [3]
Основными целями являются:
I. Использование специальных заданий, в которых дети выполняют те или иные универсальные учебные действиях.
II. Введение специальной системы развивающихся линий:
1. Организационно-рефлексивная:формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.
2. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия.
3. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией.
4. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения.
III. Изменение метода: с объяснительно-демонстрационного на деятельностный.
IV. Применение педагогического инструмента, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную работу.
Педагог направляет обучающихся на то, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации, применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.
Новизна опытахарактеризуется использованием методики исследовательского обучения А. И. Савенкова, созданием системного подхода к формированию и развитию универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приемов вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Раздел II
Технология опыта
Так как универсальные учебные действия проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность, перед автором встала цель: формирование личности ребёнка, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Достижение планируемой цели предполагает решение следующих задач:
изучение материалов предметного курса «Окружающий мир» с целью создания теоретического фундамента для формирования у обучающихся познавательных УУД как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на реализацию федеральных государственных общеобразовательных стандартов второго поколения;
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира; проверить на практике позитивное влияние исследовательской деятельности на развитие универсальных учебных действий младших школьников.
Для осуществления поставленной цели и задач автор использовала методику А.И. Савенкова, которая позволяет детям осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований, развивает творческие способности детей.
А.И. Савенков пишет: «Прежде чем вовлекать детей в работу над исследованием, необходимо владеть исследовательскими умениями и навыками». Он выделяет следующие умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
умения и навыки проведения экспериментов;
структурировать полученный в ходе исследования материал;
делать выводы и умозаключения;
доказывать и защищать свои идеи. [12]
Уже глядя на эти умения и навыки видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальные учебные действия. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных универсальные учебные действия .
Таким образом, работая над развитием исследовательских умений и навыков, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
Организуя исследовательскую деятельность с первого класса, автор старалась формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Учитывая особенности УМК и ссылаясь на мнение А.И.Савенкова, автор опыта считает, что формирование исследовательских навыков младших школьников должно начинаться с заданий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений. Эти задания позволяют учащимся овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
Введение заданий исследовательской направленности в структуру уроков.
1-й класс
1. Развитие умения давать определения
Задание: отгадайте загадки и объясните. Например, белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
2. Развитие умения задавать вопросы.
Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.) После таких заданий дети могут сами определить тему занятия.
3. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…»
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями, водителем грузовика, едущего по дороге, вороной, сидящей на дереве, дворником…»
2-й класс
Задание «Тема одна - сюжетов много».
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и туже тему.
Задание: составь рассказ, используя данную концовку: «…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».
4. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное).
Задание «Давайте вместе подумаем».
- Почему у белого медведя нос черный?
Гипотезы:
- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
- Предположим, чтобы медвежата его видели.
5. Подбор литературы по заданной теме.
Задание: рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают: об использовании человеком науки и техники, об истории человечества, об исследователях и ученых.
6. Ориентировка в словарях и справочной литературе.
7. Ответы на вопросы к тексту.
8. Установление общего признака объектов. Самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные), при выполнении которых, дети оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Однако каждое задание – это мыслительная задача, предполагающая сравнение, высказывание собственного суждения, умозаключения.
2-й класс
Задание: распределить животных в три равные группы. Обосновать признак распределения.
Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства. Наблюдательные дети придут к выводу: животные различаются по типу питания.
3-й класс
Задание: найдите закономерность, обоснуйте своё предположение и приведите свой пример:
Трава, заяц, лиса.
Зерно, мышь, сова.
9. Экспериментирование, защита и доказательство своей идеи.
3-й класс
Эксперимент «Сухой из воды»
Задание: определить, что воздух занимает место.
Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Педагог предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане), и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
Самостоятельные работы поискового характера на группировку учебного материала по определенному признаку. При их выполнении учащиеся применяют имеющиеся знания и известные способы действия к новым условиям, в том числе для решения познавательных задач, вырабатывают новые способы действия. Формирующие более сложные умения сравнивать, находить общее, делать умозаключения и выводы.
10. Вывод, обобщение, предполагающие соотнесение и обобщенное выражение усвоенных школьниками конкретных знаний.
Умение обобщать, устанавливать в нем связи является одной из операций классификации (группировки). Это умение нужно формировать начиная с первого класса.
Такие учебные задачи вводятся в урок последовательно. Суть их состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом решения отдельных частных задач, а затем используют этот способ при безошибочном решении каждой из них. Логика перехода от задачи должна быть ясной и открытой для учеников. При правильной постановке учебной задачи ученики смогут, получив ответ на первую почти самостоятельно поставить следующую.
Огромное значение для формирования интереса к содержанию и процессу его изучения, для отработки основных учебных действии, позволяющих решать учебные задачи, имеет подбор специальных, специфических задач, последовательность которых определяется структурой учебной деятельности. Характер заданий зависит от типа урока, его темы.
4-й класс
Задание: - Все ли это птицы?
- Сравните группы.
- По какому признаку разделили птиц на две группы?
- Докажи своё высказывание на примере любой группы.
Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества.
Организация учебного материала в целях его усвоения, осуществляется с помощью специальных мыслительных приемов: сравнения, классификации, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, классификации, конкретизации, учебного диалога. Автором опыта разработан комплекс заданий по теме: «Вода». (Приложение 2)
Если рассматривать работу по формированию исследовательской навыков младших школьников на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе, то автор её представляет так:
В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:
1) проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;
2) урок – исследование.
Структура урока-исследования характеризуется целым рядом особенностей. Она близка к структуре проблемного урока, но отличается от нее более тонкой многоступенчатой организацией. В ней как бы отражается модель процесса реального научного исследования со всей присущей ему динамикой и противоречивостью. Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:
актуализация прежних знаний;
возникновение интеллектуального затруднения;
осознание проблемы учащимися, ее словесное оформление (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем);
свободная дискуссия (на начальном этапе поиск решения осуществляется по наводящим вопросам учителя, приветствуются самостоятельные высказывания детей, любые, даже самые абсурдные предположения по поводу вариантов решения проблемы);
проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации, проводится максимально самостоятельно;
словесное оформление вывода и фиксация его;
применение полученных знаний на практике;
введение нового материала, в котором содержатся факты, не соответствующие первоначальному выводу;
цепочка микроисследований, связанных с решением частных исследовательских задач;
выводы, обобщение наблюдений под руководством учителя.
Решая проблемную ситуацию, выполняя исследования, ученик либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается свести неизвестное к уже усвоенному ранее, и тем самым, разрешить проблему.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Педагог организовывает совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими исследовательскими умениями.
3. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
4. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множества предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно- следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. Так при подготовке к школьной олимпиаде по окружающему миру дети выполняют такие наблюдения:
«Наполни стеклянные баночки водой, которую набрал учитель из разных источников. Выскажи предположение о чистоте воды в каждом из источников: водопроводном кране, колодце, водоеме. Сравни прозрачность, цвет и запах воды. Через 1-2 часа проверь наличие песка на дне баночек. Перепиши таблицу в тетрадь».
Источник
Прозрачность
Цвет
Запах
Наличие песка
Водопровод. кран
Колодец
Водоем
Лужа
Занеси в нее результаты своих наблюдений. Верны ли были твои предположения?»
5. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей. Здесь хорошо зарекомендовала себя методика «Продолжи исследование». (Приложение 3)
В 3 классе:
1.Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные и групповые исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Широко применяется экспресс – исследования, суть которых сводится к тому, что дети проводят исследование по предложенной учителем теме.
4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять свою работу.
В 4 классебольшое внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять свою работу. (Приложение 4)
Практическая работа автора по формированию исследовательских навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках многогранна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности в процессе урока позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку).
III Результативность опыта
Работа над темой «Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников на уроках окружающего мира» позволила учителю добиться определенных результатов.
Результативность опыта педагога по формированию УУД отслеживалась с помощью диагностик, проведенных в конце каждого года обучения в течение 3-х лет. В качестве источников информации для проведения диагностик выбраны: методика изучения уровня коммуникативной компетентности О.Е. Смирновой, Е.В. Калягиной; сборник «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы 1-4 классы. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.А. Петрова, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова. [14]
Результаты диагностики сформированности УУД автором опыта представлены в приложении 1.
Результаты сравнительного анализа сформированности УУД
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
1класс
38%
32%
30%
2класс
30% (-8%)
38% (+6%)
32% (+2%)
3класс
23% (-7%)
41% (+3%)
36% (+4%)
Динамика
- 15%
+9%
+6%
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 17 учащихся 3-го класса высокий уровень сформированности универсальных учебных действий показали 36% обучающихся, что на 6% выше, чем в 1 классе. Средний уровень увеличился на 9%, низкий уровень уменьшился на 15% по сравнению с 1 классом.
Таким образом, результативность исследовательской деятельности по обеспечению положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников оптимальна. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию универсальных учебных действий.
Библиографический список:
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия.М.: Просвещение , 2011
2. Венгер А.Л. Энциклопедический словарь Энциклопедический словарь в шести томах. М.: Просвещение, 2005.-С 176
3. Виноградова Н.Ф. Предмет «Окружающий мир»: его педагогическое значение и место в учебном процессе // М: Провещение, 2008. .
4.Кузнецова В.И. Образование как научно – исследовательская деятельность// Начальная школа. Плюс- минус. – 1999. - №10. – С.3 -8
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование – 1999 - № 10 – С. 25 - 32
14. Сборник «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы 1-4 классы. Авторы: Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2011.- 80с. 15. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. -160 с.
Приложение
Приложение № 1 - Таблица результатов диагностики сформированности УУД.
Приложение № 2 - Комплекс заданий по развитию универсальных учебных действий по теме «Вода».
Приложение № 3 - Разработки занятий по теме опыта.
Приложение № 4 - Исследовательская работа учащейся 3 класса по теме «Колбаса. Есть или не есть?».
Приложение 1
Результаты диагностики сформированности
универсальных учебных действий
Видуниверсальных учебных действий
Уровни сформированности УУД
Классы
1
(2010-2011 уч.г.)
2
(2011-2012 уч.г.)
3
(2012-2013 уч.г.)
Личностные УУД
Низкий
34%
29%
23%
Средний
28%
36%
40%
Высокий
28%
29%
34%
Регулятивные УУД
Низкий
38%
31%
24%
Средний
33%
42%
42%
Высокий
31%
35%
36%
Познавательные УУД
Низкий
42%
32%
25%
Средний
35%
38%
43%
Высокий
32%
33%
38%
Коммуникатив
ные УУД
Низкий
36%
28%
21%
Средний
30%
34%
39%
Высокий
28%
29%
35%
Список литературы:
1. Сборник «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы 1-4 классы. Авторы: Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2011.- 80с.
Приложение 2
Комплекс заданий по развитию универсальных учебных действий по
теме: Вода — это жизнь
Цель: дать представление о роли воды в жизни человека; развивать умения выдвигать гипотезы, видеть проблемы, умения и навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: прозрачная емкость с водой, стаканчик, салфетка.
Задание 1.
Цель— развитие умения давать определения
Задание: отгадайте загадки и объясните.
Я и тучка, и туман. Я река и океан. Я летаю и бегу И стеклянной быть могу. (Вода)
Летит орлица по синему небу: Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча)
Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
Задание2.
Цель— развитие умения задавать вопросы.
Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.)
После таких заданий дети могут сами определить тему занятия.
Задание3.«Тема одна – сюжетов много»
Цель— развитие умения видеть проблемы
Задание: придумайте как можно больше сюжетов на тему «Вода –это жизнь». ( Можно нарисовать…)
Задания на проблему: продолжи рассказ несколькими способами; составь рассказ, используя данную концовку.
Задание 4.
Цель — развитие умения выдвигать гипотезы.
Что произойдет, если:
океаны и моря выйдут из берегов;
кончится вода на земле;
человек будет три дня без воды.
Дети предлагают варианты решения ситуаций, выбираются наиболее реальные.Каждый ответ начни со слов:
Может быть…
Предположим…
Допустим…
Возможно…
Наверное…
Задание 5. «Дорисуй недостающую фигуру»
Цель — развитие умения наблюдать и устанавливать закономерности.
Приложение 2
Задание 6. Эксперимент «Сухой из воды»
Цель— развитие умений и навыков экспериментирования, умения защищать и доказывать свои идеи.
Задание: определить, что воздух занимает место.
Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Педагог предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
Задание 7.
Цель — развитие умения фиксировать собственные идеи.
Задание: кодирование слов вода, водяной, подводный.
Дети на листах бумаги зарисовывают слова.
Список литературы:
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать. Ярославль: Академия развития, 2002.
2. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности . М: Просвещение, 2003.
Этот комплекс заданий разработан для учащихся 2 класса и даёт большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяют его кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем, развития способности к решению проблем, способности к самопознанию и миропониманию, наконец, способности к проведению совместных и индивидуальных самостоятельных исследований. Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества.
Приложение 3
Тема занятия: «Чудо – вода!»
Цели:
Организовать деятельность учащихся по выявлению свойств воды с помощью опытов и наблюдений.
Способствовать развитию умения планировать необходимые действия, контролировать процесс и результат деятельности; осуществлять операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы; осуществлять совместную деятельность в парах, формулировать собственные мысли.
Создать условия для привития интереса к окружающему миру.
Материально-техническое оснащение: глобус, банка с водой, два апельсина, сырое яйцо, пластилин, соль, стаканы с водой, цветной карандаш, ложечки, сахар, песок, растительное масло.
Ход занятия
Этап занятия
Содержание
Формы работы
I.Оргмомент
II.Вводная часть
- О чем пойдёт речь сегодня на занятии, вы узнаете, отгадав загадку.
Я и тучка, и туман. Я река и океан. Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу.
- О чём пойдёт речь, догадались?
Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь: Вас окружает везде и всегда Это волшебница, чудо - вода!
Вода – одно из самых удивительных веществ в природе. Известно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода занимает большую часть поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.
- Сегодня мы выявим некоторые свойства воды и увидим воду, как чудо планеты.
Для этого: проведём опыты, наблюдения, сделаем выводы.
Фронталь-ная работа
Приложение 3
III.Основная часть
Зачем человеку нужно знать всё о воде? В настоящее время остро ощущается дефицит чистой воды. Задача человека использовать воду и ее свойства в свое благо, не загрязняя и сокращая объемов пресных вод и вод морей и океанов. Именно, во имя сохранения одного из главных богатств на Земле – воды, нам необходимо расширять о ней свои познания.
Выявление основных свойств воды
- Что мы уже знаем с вами о воде? (Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях: вода может быть жидкой, при охлаждении переходит в твердое состояние – лед, а при нагревании превращается из жидкости в пар.)
Опыт 1
-Давайте посмотрим на воду и определим очевидные её свойства, т.е. какая она – вода?
- Какого она цвета?
Вывод: вода бесцветная.
Опыт 2
- Прозрачная вода или нет? Свойство прозрачности воды можно доказать, опустив карандаш в стакан с водой. Мы легко увидим через воду этот карандаш и определим его цвет.
Вывод: вода прозрачная.
-Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.
Опыт 3
-Давайте определим, имеет ли вода запах.
Вывод:чистая вода не имеет запаха (можно понюхать и убедиться в этом).
Опыт 4
(Перед каждым опытом дети высказывают свои предположения. По результату опыта делают вывод.)
- Проверим,способна ли вода растворять вещества. В стакан бросим сахар или соль и хорошо его размешаем с водой. Теперь посмотрим.Видим мы сахар или соль в воде?
Вывод: сахар и соль в воде растворились.
Приложение 3
Опыт 5
-А теперь в один стакан бросим песок, а в другой нальём растительного масла и хорошо размешаем, посмотрим. Что мы видим?
Вывод: песок и масло не растворились в воде.
-О чём это говорит?
Вывод: вода растворяет не все вещества.
- Обратите внимание на не растворённые вещества в воде? Где они скопились? (Масло вверху, песок внизу.)
- Какой вывод из этого мы можем сделать?
Вывод: Масло легче воды, а песок тяжелее воды.
Опыт 6 «Апельсинки» -Для этого опыта нам нужно 2 апельсина и ёмкость с водой.
-Берём первый апельсин и опускаем в воду. Как вы думаете, он утонет в воде?
-Проверим. Апельсин не тонет.
-Возьмём второй апельсин и очистим его. Помещаем в ёмкость к первому апельсину и о чудо! Он тонет. В чём дело? Вроде два одинаковых апельсина. Рассматривание кожуры апельсина. (Объяснение: кожура апельсина содержит много пузырьков воздуха, которые выталкивают его на поверхность.)
Опыт 7
-Возьмем пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Положим его в воду и посмотрим, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. (Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.) Предлагаем детям высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напоминаем о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая.
Приложение 3
Опыт 8
Аналогичный опыт с куском пластилина (в виде шарика и в форме лодки), только в обычной воде.
- Задумывались ли вы, что ещё находится на корабле кроме команды с капитаном, пассажиров, груза и всей техники, которой он оснащён? Помимо всего перечисленного на корабле есть воздух!
(Известно, что воздух намного легче воды. Что из этого следует? Внутри корпуса корабля есть некоторое пространство, заполненное воздухом.) Именно он поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. И корабль, даже с большим грузом на борту, плывёт по водной глади морей и океанов.
-А сколько еще неизведанного и ценного для человека таит в себе, казалось бы, обычная вода?!
Это интересно (сообщение ученика) Современная наука продолжает изучать и находит новые свойства воды. Сегодня известно, что вода обладает «памятью» – вода накапливает и сохраняет сообщаемую ей информацию. Если воде при замерзании произнести добрые слова или красивую музыку, то получаются великолепной красоты кристаллы, если же слова и музыка были агрессивными – кристаллы получаются мелкими и уродливыми. Этими исследованиями более двадцати лет занимается Японский ученый Масару Емото.
Индиви-
дуальная работа
VI.Заключительная часть
-Что вы узнали о воде?
- Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 1,7 литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи. Без воды невозможно растениеводство, животноводство, все отрасли промышленности. Без воды невозможна жизнь на Земле.
Литература:
1. «Большая книга экспериментов». М.: Росмен, 2007.
2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М., 1997.
3. http://ovode.net/hw5.php
Данный материал использовала при проведении занятия по внеурочной деятельности «Юный эколог» для учеников 2-го класса.
Приложение 3
Тема учебного занятия: «Воздух - условие жизни на Земле»
Цели:
Предметные: организовать исследовательскую и частично-поисковую работу учащихся по выявлению состава, свойств, значения воздуха для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.
Метапредметные:
познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
регулятивные– развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления;
коммуникативные– развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, проявлять интерес к исследовательской работе.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
Оборудование:
1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, видеофильм «Атмосфера Земли», толковый словарь, стакан и сосуд с водой;
2) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки – опоры для усвоения информации из видеофильма, баночки с водой, соломинки;
3) для работы в группе - карточки с таблицей «Хочу узнать. Узнал», карточки с экологическими задачами, карточки «тонких» и «толстых» вопросов.
Приложение 3
Ход учебного занятия
Этап
Содержание
Формы работы
1. Организационный
(Учащиеся сидят в группах по 4 человека)
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
- Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте ее:
Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?
Учащиеся: Мы будем изучать воздух.
Слайд 1
-Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»
Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:
Слайд 2
1. Как обнаружить воздух?
2. Какие свойства есть у воздуха?
3. Значение воздуха для жизни на Земле?
4. Из чего воздух состоит?
5. Отношение человека к воздуху.
Фронтальная
работа
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Совместное открытие знаний.
1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств
Опыт №1 (делает учитель)
Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.
Исследо-
ватель-
ская работа в группах
Приложение 3
Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)
(Результат фиксируется в таблицу)
Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.
(Результат фиксируется в таблицу)
Опыт №2 (проводят ученики)
При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.
Учитель: Что наблюдаем?
Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
Опыт № 3 (проводят ученики)
Учащиеся машут друг на друга тетрадями.
Учитель: Что наблюдаем?
Учащиеся: Воздух можно осязать, когда он движется.
Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель, и мы слышим свист.
Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)
(Результат фиксируется в таблицу)
Хочу узнать
Узнал
Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2 ступень – свойства воздуха
Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
1.– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
Проведе-
ние опыта
Приложение 3
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.
2.– Посмотрите на доску. Какого она цвета?
– Зеленая
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.
3.- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Заполняется таблица
Хочу узнать
Узнал
Какие свойства есть у воздуха?
Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3 ступень – Выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.
Поиск ответа на вопрос № 3 по учебнику, с. 26
Учитель: Прочитайте статью в учебнике, ответьте на вопросы:
- Что такое атмосфера?
- Какое значение для жизни имеет атмосфера?
Просмотр слайда 4 с комментариями учителя.
Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.
Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.
Частично-поисковая самостоятельная работа
Приложение 3
- Что нового узнали об атмосфере?
(Слайд 4 сопровождает ответы детей)
Учащиеся: Атмосфера, словно голубая рубашка, не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло.
Хочу узнать
Узнал
Как называется воздушная оболочка Земли?
Атмосфера
Какое значение для Земли имеет атмосфера?
Атмосфера защищает:
- от метеоритов,
- от перегрева и от холода,
- от губительных солнечных лучей.
Выступле-
ние детей
4.Физминутка
5. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Учитель: Атмосфера есть и у других планет, например, у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?
Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.
4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.
Чтение статьи в учебнике, с. 26. Поиск ответа на вопрос № 4.
-Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания? Какие газы входят в состав воздуха?
Просмотр слайда 6 с комментариями учителя:
Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.
Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?
Слайд 7
Учащиеся заполняют таблицу:
Хочу узнать
Узнал
Из чего состоит воздух?
Азот
Кислород (нужен для дыхания)
Углекислый газ
Решение проблемной ситуации
Индивидуа-
льная работа
Приложение 3
Выполнение задания в рабочей тетради «Окружающий мир», 1 часть
с. 12, № 28- заполнение схемы состава воздуха.
Учитель:
- Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите ее в группе, выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:
Образец карточки:
1. Атмосфера состоит из ………..
2. ….. отличаются (масса, название, высота)
3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.
Слова для справок: меньше, больше
1. Озон …………………. лучи солнца
2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы
3. Облака ……………………………
Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать
Просмотр видеофильма «Атмосфера Земли» (3 мин 19 с)
Ответы представителей групп:
1.Атмосфера состоит из слоев.
2.Слои атмосферы отличаются названием, массой, высотой над Землей.
3.Больше всего воздуха содержит нижний слой, а меньше самый верхний.
5.Водяные пары атмосферы образуют облака разной формы.
6.Облака могут отличаться высотой, нести осадки или предвещать их.
5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.
- К нам пришла телеграмма:
«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать!
Индивидуальная работа
Исследовате
льская работа в группах
Приложение 3
Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города.
Работа с фотоиллюстрациями учебника, с. 28
Учитель: Перечислите основные источники загрязнения воздуха.
(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором)
Слайд 8
Учитель: Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют легкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.
Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.
Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - все это мешает траве делать свою важную для нас работу!
- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Работа в группах.
Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи
Фронтальный опрос
Приложение 3
выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?
Учащиеся: установка очистных сооружений
Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?
Учащиеся: озеленение окружающей среды
Учитель:
- Сделайте вывод.
Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
Слайд 9
Хочу узнать
Узнал
Отношение человека к воздуху
Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте
Самостоятельная работа в группах
6. Разминка для глаз
Электронная физминутка «Облака»
Индивид. работа
7.Этап закрепления новых знаний и способов действий
Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.
Слайд 10
Карточка - помощница
«Толстые» вопросы
Объясните, почему……..?
Почему вы считаете, ….?
Предположим, что будет, если…..?
«Тонкие» вопросы
Что….?
Как …?
Может…..?
Верно ли…?
(группы по очереди зачитывают свои вопросы)
Дифференци-рованная работа в группах
Приложение 3
8. Этап информации о домашнем задании
1.Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:
1) Как человек использует воздух.
2) Источники загрязнения воздуха.
3) Охрана чистоты воздуха.
2. Нарисовать плакат «Берегите воздух!»
3. Скачать презентацию на тему: «Воздух-условие жизни на Земле».
Дифференциро
ванная
работа
9.Этап подведения итогов учебного занятия
- Назовите тему урока одним словом. (Воздух)
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
- Что показалось самым интересным?
- О чем хотелось бы узнать подробнее?
- Какая группа была самой активной?
Фронтальный опрос
10.Этап рефлексии
- Оцените свою деятельность на уроке.
Если вы активно работали на уроке, поняли изучаемый материал - прикрепите «облачко» высоко в «небе». Если же были менее активны, некоторые вопросы оказались нерешенными – прикрепите «облачко» пониже. Те учащиеся, для кого материал оказался сложным и непонятным – прикрепляют «облачко» ниже остальных.
Индивидуальная
работа
Литература:
1. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Учебник «Окружающий мир 3 класс, часть1», Москва, «Вентана-Граф», 2012г.
2. Детская энциклопедия «Почемучка», Москва, «Педагогика», 1993 г.
3. Е. Мар. «Воздух, которым мы дышим», Москва, «Детская литература», 1972 г.
Данное учебное занятие по окружающему миру разработано для учащихся 3 класса занимающихся по УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой.
Приложение 4
Исследовательская работа «Колбаса. Есть или не есть?»
Выполнена Фоминой Екатериной, 3 класс.
Содержание
I. Введение
II. Обзор литературы по вопросу
III. Собственные исследования
IV. Заключение
Введение
Актуальность
Питаясь в школьной столовой, я заметила, что мои одноклассники ходят в столовую с удовольствием, когда в меню есть колбасные изделия. Я решила выяснить, все ли они любят колбасу, и каким именно колбасным изделиям они отдают предпочтение.На мой вопрос: «Любите ли вы колбасу?» - 88% опрошенных ответили: «Да». Причём все опрошенные употребляют варёные колбасы. Это довольно много людей. Мало кто из них задумывается о качестве употребляемой колбасы, да и большинство людей не имеют возможности провести анализ в экспертной лаборатории. И тогда я задумалась, а можно ли проверить качество варёных колбасных изделий самостоятельно в домашних условиях.
Цель исследования: провести оценку качества варёных колбасных изделий, реализуемых в магазине «Перекрёсток».
Объект исследования: варёная колбаса.
Предмет исследования: качество варёной колбасы.
Задачи:
Изучить методы определения качества варёных колбасных изделий в домашних условиях.
Определить ассортимент варёных колбасных изделий, реализуемых в магазине «Перекрёсток».
Выявить экспериментальным способом качество варёных колбасных изделий.
На основе результатов эксперимента сделать выводы и разработать рекомендации.
План:
1. Поиск информации по данной теме (книги, энциклопедии, журналы, информация из Интернета);
2. Проведение экспериментов;
3. Анализ результатов.
Гипотеза: предположим, что вся варёная колбаса, реализуемая магазином «Перекрёсток» качественная, а значит, мы можем покупать и употреблять в пищу любую варёную колбасу, и она будет полезной.
Обзор литературы по вопросу
Приложение 4
Для нормальной жизнедеятельности организма человека в питании его должны содержаться наборы незаменимых аминокислот, большую часть которых поставляют мясные продукты - в частности колбаса.
Первое появление колбасы в России, по историческим данным, датируется еще 12 веком. Хотя и до этого на Руси пользовалось популярностью очень похожее блюдо – в промытые свиные кишки закладывали мелко рубленое мясо, смешанное с крупой и яйцом.
Колбаса – пищевой продукт – особым образом приготовленный мясной фарш в оболочке из кишки или искусственной пленки. В идеальном варианте кроме мяса, специй и соли в колбасе больше ничего не должно быть. Пищевые добавки – это вещества, которые не являются питательными, не употребляются человеком непосредственно в пищу и применяются для увеличения срока годности, облегчения переработки, улучшения вкуса и внешнего вида.
Качество варёной колбасы можно выявить по следующим пунктам: органолетически (цвет, запах, консистенция), по плотности, по составу, по ГОСТУ (или ТУ), химическим анализом, а также нам может помочь кошачье мнение.
Определение качества варёной колбасы в домашних условиях
Собственные исследования
1.Изучение состава колбасы.
Внимательно изучаю состав, указанный на упаковке. В составе не должно быть сои, добавок категории Е, консервантов.
2. Определение ГОСТа.
На упаковке от колбасы должно быть указано, по ГОСТу или по ТУ была сделана эта колбаса.
3. Определение внешнего вида колбасы (цвет среза).
Отрезаю небольшой кусочек колбасы и смотрю на цвет среза. Отмечаю его цвет. Нормальный цвет - от бледно-розового до розовато-серого.
4. Определение плотности колбасы.
Плотность определяется надавливанием пальца на кусок колбасы. Он не должен быть мягким или рыхлым.
5. Определение крошливости колбасы.
При нарезании колбасы она не должна крошиться, на ноже или поверхности доски не должно оставаться частиц фарша. Отрезаю кусок колбасы и проверяю, остались ли на ноже её частицы.
6. Определение запаха колбасы.
Запах должен быть без посторонних примесей, без кисловатого или заметно копчёного аромата. Запах определяю короткими многократными вдыханиями.
7. Определение крахмала.
Беру кусок варёной колбасы и капаю на него раствор йода. Если в продукте содержится крахмал, то раствор йода изменит свою окраску (станет синим
Приложение 4
или зелёным). Таким способом можно определить и наличие в колбасе растительных добавок, особенно продуктов соевого происхождения.
8. Определение количества воды, жира и красителей.
Ставлю тарелку с колбасой в микроволновую печь. При нагревании влага, жир и красители вытекают из образца на тарелку.
9. Кошачье мнение.
Кошки отличаются своей разборчивостью в выборе пищи, поэтому кот Рыжик помог мне определить «съедобность» представленных образцов с точки зрения кошачьих.
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что исследуемые
Приложение 4
образцы варёных колбасных изделий, реализуемые в магазине «Перекрёсток» производятся по ТУ, все содержат пищевые добавки и красители. Крахмал присутствует в трёх образцах колбасных изделий. При этом его содержание в колбасе указано на упаковке только в двух образцах, а производители третьего образца содержание крахмала на упаковке не указали.
Вывод:
Моя гипотеза не подтвердилась. Все образцы не соответствуют заявленным мною требованиям. Качественной и полезной варёной колбасы в магазине «Перекрёсток» не продаётся, а значит, она не является безопасной для человека. Гораздо полезнее употреблять натуральное мясо.
Заключение
После всего сказанного возникает вопрос: как же правильно питаться? Если Вы задали этот вопрос и задумались, то это уже хорошо. Большинство людей не придают значения тому, что попадает в их организм вместе с пищей. Я считаю, что не следует экспериментировать над своим здоровьем. Необходимо постепенно уменьшить потребление вредных продуктов, а затем совсем отказаться от них.
Практическая значимость работы
Проведённые мною исследования не затратные, и любой человек сможет повторить их в домашних условиях. Хотя они и не дают стопроцентной точности, это может помочь обезопасить себя от покупки некачественного товара.
Советы:
1. Выбирайте колбасные изделия, сделанные по ГОСТу.
2. Если же такой колбасы в магазине нет, то при покупке обращайте внимание на упаковку (этикетку), чем меньше Вы в составе увидите пищевых добавок, тем продукция безопаснее.
3. На колбасе лучше не экономьте. Лучше редко покупать колбасу высокого качества.
4. Замените колбасу натуральным мясом.
Литература:
1. «Еда наш друг, еда наш враг». С.-Петербург, 2000 г.
2. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.medichelp.ru/posts/view/2337
Журналы:
«Маруся» № 6, 2007 г, «Давай поколбасимся»
«А почему?» № 5,2009 г, «Почему колбасу назвали докторской?»
Исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место умение решать проблемы, которые возникают у учащихся в их практической деятельности, и овладение способами деятельности.