kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование учебной мотивации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Для того,  чтобы ребёнок успешно обучался в школе, необходимо создать для этого определённые условия -подготовить его к школьному обучению, настроить родителей. Как пишет детский психолог Л. А. Венгер   «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Негативное отношение к школе может быть связано  также с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для этого нужно провести анкетирование детей с целью выявления  уровня школьной тревожности,  умственного развития учащихся, их самооценки. Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебной мотивации младших школьников»

Покачева Марина Анатольевна

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 12

« Формирование учебной мотивации младших школьников»

Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, необходимо создать для этого определённые условия -подготовить его к школьному обучению, настроить родителей. Как пишет детский психолог Л. А. Венгер «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Негативное отношение к школе может быть связано также с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для этого нужно провести анкетирование детей с целью выявления  уровня школьной тревожности,  умственного развития учащихся, их самооценки. Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению.

Итак, что же такое мотив? Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию. Одной из целей моей работы с детским коллективом я считаю формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.



Существует несколько способов, с помощью которых можно повысить интерес к обучению. Они основаны на создании определённого эффекта. Учитель должен владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата. Прежде всего это:•Новизна, • Разнообразие;• Занимательность;• Увлекательность;• Использование ярких художественных средств;• Образность;• Игра;•Удивление;•Поиск;•Парадоксальность. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи: 1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе. 2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время. 3. Развивать задатки творчества в различных сферах обучения. Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых инструкций, лишенных  стремления к творческому поиску. Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности. Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;

– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях.

– создание ситуации успеха через выполнение заданий;

– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

– разнообразие самих форм обучения и воспитания : уроки-путешествия, урок – игра, сюжетный урок, урок – исследование, урок – поэзия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, экологические марафоны, игровые программы, выставки, участие школьников в научно-практические конференции, заочные экскурсии по городам России. Одним из удачных приёмов считаю технику « Проблемные вопросы»:

Техника «Проблемные вопросы»

  Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

               Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

               Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

               Следующий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

               В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика.

Показывайте достижения детей. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи. Детям важно знать,  насколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание. 

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Необходимо прибавить к этому положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую эмоциональную речь учителя,      занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных ситуаций, юмористических минуток. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Также учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.Рефлексию проводить через оценку собственной деятельности и деятельности других учащихся, задавая вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося .

Таким образом,процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи будут учитывать следующие  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: ситуацию успеха, дифференцированный подход, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов работы ,а , главное, доброжелательную эмоциональную атмосферу.




































Список литературы :

1. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. – 2007 - № 3. – С. 64–81. – Библиогр.: 4 назв.

2. Гольцова Л. "Я всегда иду в школу с радостью..." : динамика самооценки и познавательной мотивации детей 6–8–ми лет при разных стилях общения учителя // Учитель. – 2006. – № 1. – С. 50–54.

3. Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Нач. шк. – 2004. – № 11. – С. 45–49.

4. Ефимова Л. А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства // Там же. – 2006. – № 2. – С. 37–39.

5. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Там же. – 2007. – № 2. – С. 20–21.

6. Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Там же. – 2008. – № 2 .– С. 6–7.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование учебной мотивации младших школьников

Автор: Покачева Марина Анатольевна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Формирование  учебной  мотивации младших  школьников  средствами ИКТ "
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "144031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418646097"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Формирование учебной деятельности младших школьников  средствами предмета «Обучение грамоте» "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-priedmieta-obuchieniie-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "125847"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415078369"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Творческие приемы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "tvorcheskie_priemy_formirovaniia_uchebnoi_motivatsii_mladshikh_shkolnikov_v_prot"
    ["file_id"] => string(6) "590820"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636398626"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный  показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе» "
    ["seo_title"] => string(162) "razvitiie-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-kachiestviennyi-pokazatiel-effiektivnosti-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "104078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402665475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства