Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности
Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате занятий внеурочной деятельности ребята достигают значительных успехов в своём развитии, что несомненно помогает им и в учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ильченко Татьяна Михайловна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Новокузнецк
«Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», утверждал писатель Элберт Хаббарт.
Современный выпускник начальной школы – это ученик, умеющий учиться, способный к организации творческой деятельности; человек, активно познающий мир, способный на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильным.Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение познавательных универсальных учебных действий.
Для успешного обучения уже в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические учебные действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Основное место в формировании универсальных учебных действий занимает, конечно, урок. Но особую роль в формировании УУД играет и внеурочная деятельность, так как внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Конечно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Для того, чтобы убедиться в эффективности внеурочной деятельности, рассмотрим в рамках данной статьи курс внеурочной деятельности«Занимательная математика», который рассчитан на 4 года обучения (6-7 лет, 7-8 лет, 8-9 лет, 9-10 лет).
Данный курс направлен на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающей эмоциональное взаимодействие и общение со сверстниками и взрослым. В игровой деятельности дети доходят до понимания того, что каждый человек обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Особенностью данной программы является решение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, креативности мышления школьников. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Несмотря на совместную деятельность детей и учителя, основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. А так как в курсе используются задачи разной сложности, то даже слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно), что послужит для них толчком к выполнению следующего задания, на уровень сложнее предыдущего.В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
На занятиях кружка «Занимательная математика» используются разнообразные методы и приёмы: игровая и практическая деятельность, экспериментирование, моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.
Занятие кружка строится в соответствие со следующей структурой:
1.«Мозговая гимнастика» (1-2 минут): для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.
2.Разминка (2 минуты): создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона и подготовка ребёнка к активной познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут).
4. Веселая переменка (2-3 минуты): развитие двигательной сферы ребёнка, выполнение несколько различных заданий одновременно.
5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут): решение нетиповых, поисково-творческих задач, не связанных с учебным материалом.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты): повышение остроты зрения, снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (3-5 минут):анализ, сравнение, построение дедуктивных умозаключений.
В ходе изучения курса «Занимательная математика» у школьников развиваются интеллектуальные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление.
Как видно, данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате занятий внеурочной деятельности ребята достигают значительных успехов в своём развитии, что несомненно помогает им и в учебной деятельности.
Литература
1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.].- М.: Просвещение, 2010. С. 39-41.
2. Холодова О. А.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 1-2 класс. Курс «РПС. Москва: РОСТкнига, 2011. – С. 4-6.