kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате занятий внеурочной деятельности ребята достигают значительных успехов в своём развитии, что несомненно помогает им и в учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Ильченко Татьяна Михайловна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»

г. Новокузнецк


«Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», утверждал писатель Элберт Хаббарт.

Современный выпускник начальной школы – это ученик, умеющий учиться, способный к организации творческой деятельности; человек, активно познающий мир, способный на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильным.Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение познавательных универсальных учебных действий.

Для успешного обучения уже в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические учебные действия, а также действия постановки и решения проблемы.

Основное место в формировании универсальных учебных действий занимает, конечно, урок. Но особую роль в формировании УУД играет и внеурочная деятельность, так как внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Конечно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Для того, чтобы убедиться в эффективности внеурочной деятельности, рассмотрим в рамках данной статьи курс внеурочной деятельности«Занимательная математика», который рассчитан на 4 года обучения (6-7 лет, 7-8 лет, 8-9 лет, 9-10 лет).

Данный курс направлен на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающей эмоциональное взаимодействие и общение со сверстниками и взрослым. В игровой деятельности дети доходят до понимания того, что каждый человек обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Особенностью данной программы является решение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, креативности мышления школьников. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Несмотря на совместную деятельность детей и учителя, основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях. А так как в курсе используются задачи разной сложности, то даже сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно), что послужит для них толчком к выполнению следующего задания, на уровень сложнее предыдущего.В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

На занятиях кружка «Занимательная математика» используются разнообразные методы и приёмы: игровая и практическая деятельность, экспериментирование, моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.

Занятие кружка строится в соответствие со следующей структурой:

1.«Мозговая гимнастика» (1-2 минут): для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.

2.Разминка (2 минуты): создание у учащихся определённого положи­тельного эмоционального фона и подготовка ребёнка к активной познавательной деятель­ности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут).

4. Веселая переменка (2-3 минуты): развитие двигательной сферы ребёнка, выполнение несколько различ­ных заданий одновременно.

5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут): решение нетиповых, поисково-творческих задач, не связанных с учебным материалом.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты): повышение остроты зрения, снятие зри­тельного утомления и достижение состояния зрительно­го комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических спо­собностей и способности рассуждать (3-5 минут):анализ, сравнение, построение дедуктивных умозаключений.

В ходе изучения курса «Занимательная математика» у школьников развиваются интеллектуальные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление.

Как видно, данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате занятий внеурочной деятельности ребята достигают значительных успехов в своём развитии, что несомненно помогает им и в учебной деятельности.


Литература

1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.].- М.: Просвещение, 2010. С. 39-41.

2. Холодова О. А.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 1-2 класс. Курс «РПС. Москва: РОСТкнига, 2011. – С. 4-6.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильченко Татьяна Михайловна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 340012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ."
    ["seo_title"] => string(108) "rol-zaniatii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-dostizhienii-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162263"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование универсальных учебных действий на занятиях по экономике в рамках внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(118) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-zaniatiiakh-po-ekonomikie-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "113290"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409822201"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства