kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление и развитие способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения, становление личности младшего школьника, происходит на начальной ступени образования. Моя задача   как учителя начальной школы,  заключается не только в формировании у младших школьников знаний и умений, но и в обеспечении условий для самостоятельного развития личности. По мнению психологов ключевым фактором развития учебно-познавательного интереса и стремления «учить самого себя» является учебная деятельность школьника. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска










Исследовательская работа по теме:





« Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»





Ермакова Марина Александровна

учитель начальных классов

















Введение


Актуальность исследования.


Выявление и развитие способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения, становление личности младшего школьника, происходит на начальной ступени образования. Моя задача как учителя начальной школы, заключается не только в формировании у младших школьников знаний и умений, но и в обеспечении условий для самостоятельного развития личности. По мнению психологов ключевым фактором развития учебно-познавательного интереса и стремления «учить самого себя» является учебная деятельность школьника. В процессе начального образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов. В настоящее время, когда одним из основных направлений обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Сегодня интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Анализируя психолого-педагогическую литературу, изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что применение технологии критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Все вышеизложенное является актуальным обоснованием темы моей концепции: «Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления».

Цель работы - исследование эффективности применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.

После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

  • умение ставить вопросы;

  • умение выделить главное;

  • умение делать сравнение;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи и делать

умозаключения;

  • умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

  • способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Содержание работы определило следующие задачи:

  1. Исследовать вопросы теории критического мышления.

  2. Изучить мыслительные процессы, проводить диагностику их развития во время обучения в начальной школе.

  3. Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.

  4. Применять приемы и методы технологии развития критического мышления на практике.

Объектом исследования является развитие критического мышления у младших школьников.

Предметом исследования выступали методы развития критического мышления

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, анкетирование.

Методологической основой исследования явились работы в области проблемного и развивающего обучения Н. А. Менчинской, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, И. С. Якиманской и др.


Теоретическая часть

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. В основе технологии «Формирование критического мышления через чтение и письмо» лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выгодского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Обучение, по словам Л.С. Выготского, должно ориентироваться не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к мышлению школьника требования, несколько превышающие его наличные возможности.

Что же принципиально нового вносит в процесс обучения школьника технология критического мышления?

Во-первых, критическое мышление-мышление самостоятельное. Урок, построенный на принципах критического мышления, дает возможность каждому ученику формулировать свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики имеют достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.

Во-вторых, информация является отправным, но не конечным пунктом критического мышления. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Формирование у учащихся критического мышления требует от меня как учителя особой организации учебной деятельности–организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.

В процессе применения технологии развития критического мышления у учащихся формируются общеучебные умения:

  • умение работать в группе;

  • умение графически оформлять текстовой материал;

  • умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости;

  • умение обобщать полученные знания.

Кроме того, происходит формирование мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методик и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь ему обобщить приобретенные знания. Некоторые из методических приемов для развития критического мышления я использую на своих уроках. Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» каждый тип урока имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, каждый урок состоит из трех этапов (стадий)

Первая стадия-вызов позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

Вторая стадия-осмысление. На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение научных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.

Третья стадия-рефлексия. Здесь основным является: обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учеников собственного отношения к изучаемому материалу. Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют новизны для учителя. Что принципиально нового несет технология критического мышления? Разница заключается в применении методических приемов на каждой стадии урока. Поэтому увеличивается объем работы при подготовке к уроку. Но цели, которые достигаются на данных уроках, оправдывают затраченное время.

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На стадии вызова это: рассказ-предположение по ключевым словам, по заголовку, графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, верю или не верю высказыванию, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. «Работа в группах»-прием, когда ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика позволяет ученику высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Прием «Инсерт»-прочитать текст и сделать пометки значками. Этот прием использую, когда все дети овладеют приёмом чтения. Такие значки дети будут ставить по ходу чтения на полях.( «» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал по другому, «?» - не понял, есть вопросы), прием «толстых » и «тонких вопросов » способствует развитию мышления, умение анализировать и синтезировать изученный материал.

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа.

На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как упражнение «От обратного»-детям предлагается выполнить следующее задание: «Что было бы, если…», упражнение «Синквейн» способствует обобщить изученный материал, выделить в нем главное, исследование по отдельным вопросам.

Использование таких заданий позволяет детям точнее формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы развития критического мышления в начальной школе через применение метода проблемного обучения. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о критическом мышлении и его развитии, о технологиях, применяемых на уроках для повышения познавательных способностей учащихся и развитию уровня логического и критического мышления. Полученные результаты развивают и дополняют научные представления об особенностях формирования и становления личности младшего школьника в системе начального образования.

Сложившаяся система работы позволяет мне добиваться позитивной динамики результатов урочной и внеурочной деятельности.

Ориентация на реальное продвижение учащихся подтверждается результатами успеваемости и качества обученности учащихся. Положительная динамика свидетельствует об уровне учебных достижений учащихся по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. За последние четыре года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%; качество обученности в среднем -84,6 %.


Практическая часть.


Эффективность использования технологии развития критического мышления исследовалась в учебном процессе совместно с психологической службой школы в конце учебного года (1 класс) и в конце 2 четверти в последующих классах. Проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся с использованием методики Замбацявичене Э.Ф. «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» (Приложение № 6)

Для оценивания результативности были разработаны критерии:

  • развитие логического мышления

  • развитие критического мышления

  • применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

В ходе исследования было изучено:

  • умение исключать лишнее;

  • словесно – логическое мышление;

  • умение обобщать;

  • умение анализировать.

Уровень развития мышления в баллах:

  • высокий- 90 и более баллов;

  • норма-70-89 баллов;

  • средний-50-69 баллов;

  • низкий-30-49 баллов.

Результаты исследования логического мышления учащихся

(Приложение № 5)


2010-2011 уч.г.


1 класс

26 учеников



Высокий


Нормальный


Средний


Низкий

Осведомленность

30,4%

41,8%

22,8%

3,8%

Классификация, исключение

34,2%

30,4%

30,4%

3,8%

Умозаключение по аналогии

22,8%

26,6%

38%

11,4%

Обобщение

45,6%

30,4%

22,8%

-

Средний показатель

33,3%

32,3%

28,5%

6,3%


В конце учебного года был проведён мониторинг исследования развития логического мышления первоклассников. С низким уровнем развития мышления к концу учебного года было два ученика.


2011-2012 уч.г.


2 класс

26 учеников



Высокий


Нормальный


Средний


Низкий

Осведомленность

45,6%

30,4%

22,8%

-

Классификация, исключение

53,2%

30,4%

15,2%

-

Умозаключение по аналогии

30,4%

41,8%

19%

7,6%

Обобщение

57%

26,6%

15,2%

-

Средний показатель

45,5%

32,3%

18,1%

1,9%


В следующем учебном году работа по развитию логического мышления была продолжена. Диагностика была проведена во 2 классе в конце первого полугодия. Количество детей с низким уровнем развития мышления– 3,8% (один обучающийся), среднего уровня -18,1%. Положительная динамика видна у всех учащихся.


2012-2013 уч.г.


3 класс

25 учеников



Высокий


Нормальный


Средний


Низкий

Осведомленность

56%

32%

12%

-

Классификация, исключение

64%

28%

8%

-

Умозаключение по аналогии

36%

48%

12%

4%

Обобщение

64%

32%

4%

-

Средний показатель

55%

35%

9%

1%


В целом видна положительная динамика у всех учащихся. С низким уровнем развития нет ни одного ученика. Одна ученица из вновь прибывших, испытывает затруднение в третьем субтесте.


2013-2014 уч.г.


4 класс

23 ученика



Высокий


Нормальный


Средний


Низкий

Осведомленность

77,4%

12,9%

8,6%

-

Классификация, исключение

77,4%

17,2%

4,3%

-

Умозаключение

по аналогии

51,6%

34,4%

12,9%

-

Обобщение

81,7%

17,2%


-

Средний показатель

72%

20,4%

6,6%

-



Результаты тестирования в четвертом классе показывают, что у обучающихся моего класса высокий уровень сформированности словесно логического мышления. Динамика развития мышления показала, что использование приемов критического мышления на уроках, дает положительный результат, то есть гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

Наряду с данной методикой мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Мониторинг навыков критического мышления проводился в первом классе в конце первого полугодия. Во втором и в третьем-в конце учебного года, в четвертом классе-вторая четверть. Были сформулированы основные показатели критического мышления, каждый показатель оценивался в 10 баллов:

  • умение ставить вопрос;

  • наблюдение за собственными действиями;

  • поиск компромиссных решений;

  • готовность исправлять свои ошибки;

  • умение работать с информацией.

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества у младших школьников.


Результаты исследования навыков критического мышления


2010-2011 уч.г.


1 класс

(26 учеников)


Высокий


Средний


Низкий

Умение ставить вопрос

41,8%

34,2%

22,8%

Наблюдение за собственными действиями

30,4%

34,2%

34,2%

Поиск компромиссных решений

22,8%

38%

38%

Готовность исправлять свои ошибки

45,6%

41,8%

19%

Умение работать с информацией

38%

38%

22,8%

Средний показатель

35,7%

37,3%

27,4%


В конце учебного года был проведён мониторинг исследования развития критического мышления первоклассников. С низким уровнем развития критического мышления к концу учебного года было 9 учеников 27,4%. Это связано с тем, что первоклассникам еще трудно оценивать свои действия, находить компромиссное решение в спорных вопросах, а главное, видеть и исправлять свои ошибки.





2011-2012 уч.г.


2 класс

(26 учеников)


Высокий


Средний


Низкий

Умение ставить вопрос

53,2%

30,4%

15,2%

Наблюдение за собственными действиями

41,8%

38%

19%

Поиск компромиссных решений

34,2%

41,8%

22,8%

Готовность исправлять свои ошибки

49,4%

41,8%

7,6%

Умение работать с информацией

45,6%

49,4%

3,8%

Средний показатель

44,8%

40,3%

13,6%


В следующем учебном году работа по развитию критического мышления была продолжена. Во 2 классе в конце первого полугодия количество детей с низким уровнем развития критического мышления сократилось - 13%. Положительная динамика видна у всех учащихся.


2012-2013 уч.г.


3 класс

(25 учеников)


Высокий


Средний


Низкий

Умение ставить вопрос

64%

40%

-

Наблюдение за собственными действиями

60%

36%

8%

Поиск компромиссных решений

48%

52%

4%

Готовность исправлять свои ошибки

60%

44%

-

Умение работать с информацией

64%

40%

-

Средний показатель

59,2%

42%

2,4%


К концу третьего года обучения обучающиеся умеют работать самостоятельно и в группах, видеть свои ошибки и исправлять их. Находить компромиссное решение в спорных вопросах. В целом видна положительная динамика у всех учащихся. С низким уровнем развития нет ни одного ученика.


2013/2014 уч.г.


4 класс

(23 ученика)


Высокий


Средний


Низкий

Умение ставить вопрос

77,4%

34,4%

-

Наблюдение за собственными действиями

81,7%

30,1%

-

Поиск компромиссных решений

73,1%

38,7%

-

Готовность исправлять свои ошибки

94,6%

38,7%

-

Умение работать с информацией

90,3%

21,5%

-

Средний показатель

83,4%

32,7%

-


Динамика развития критического мышления показала, что использование приемов критического мышления на уроках, дает положительный результат. В четвертом классе с низким уровнем развития критического мышления нет, 83.4% обучающихся с высоким уровнем.

Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование приемов технологии развития критического мышления:

  • развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

  • формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

  • методы и приёмы технологии способствуют:

  • лучшему запоминанию изученного материала;

  • активизируют деятельность учащихся на уроке;

  • формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.


Заключение


В заключении хочется отметить, применение на уроках методов и приемов развития критического мышления активизирует мыслительную деятельность учащихся, учит их сравнивать, синтезировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выделять главное, работать с информацией и видеть смысл в ней, понимать проблему в целом, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла своё подтверждение: активизация мыслительной деятельности учащихся будет более эффективной, если на уроках использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления.



Список литературы


  1. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. . доктора психол. наук. Баку, 1968.

  2. Березанская Н.Б. Исследование продуктивности мышления в зависимости от внушаемого воздействия формулировки задачи // Новые исследования в психологии, 1978, N 2. -с. 3-8.

  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.,1968. 464с.

  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. - С. 7 - 44.

  5. Болотов В.А. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы. Журнал «Директор школы». 1995.

  6. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука //Вопросы психологии.2001.№ 2. С.89 95.

  7. Брушлинский А.В. Исследование направленности мыслительного процесса: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1964.8

  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934. С. 14.

  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 479 с.

  10. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959. - С.441 -470.

  11. Занков Л.В. Обучение и развитие, М., 1975.

  12. Загашев И.О., Заир Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Изд - во «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

  13. Копылова Т.Ю. Особенности проявления критичности младших школьников при решении учебных и нравственных задач: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб, 2001 - 22с.

  14. Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? //Высшее образование в России.2001. № 5. С.55 58.

  15. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность? //Вопросы психологии. 1998. №5. с. 76 -81.

  16. И.А.Липина «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка». Начальная школа, №7,1999




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова Марина Александровна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Использование  приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-priiomov-trkm-chp-dlia-formirovaniia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "186908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426432996"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология развития критического мышления через чтение и письмо "
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "108467"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403703819"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-vyviedieniie-obshchiegho-pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "123153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414423933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства