Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления
Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления
Выявление и развитие способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения, становление личности младшего школьника, происходит на начальной ступени образования. Моя задача как учителя начальной школы, заключается не только в формировании у младших школьников знаний и умений, но и в обеспечении условий для самостоятельного развития личности. По мнению психологов ключевым фактором развития учебно-познавательного интереса и стремления «учить самого себя» является учебная деятельность школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска
Исследовательская работа по теме:
« Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»
Ермакова Марина Александровна
учитель начальных классов
Введение
Актуальность исследования.
Выявление и развитие способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения, становление личности младшего школьника, происходит на начальной ступени образования. Моя задача как учителя начальной школы, заключается не только в формировании у младших школьников знаний и умений, но и в обеспечении условий для самостоятельного развития личности. По мнению психологов ключевым фактором развития учебно-познавательного интереса и стремления «учить самого себя» является учебная деятельность школьника. В процессе начального образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов. В настоящее время, когда одним из основных направлений обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Сегодня интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Анализируя психолого-педагогическую литературу, изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что применение технологии критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Все вышеизложенное является актуальным обоснованием темы моей концепции: «Формирование мыслительной деятельности младших школьников через использование технологии развития критического мышления».
Цель работы - исследование эффективности применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.
После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно-следственные связи и делать
умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Содержание работы определило следующие задачи:
Исследовать вопросы теории критического мышления.
Изучить мыслительные процессы, проводить диагностику их развития во время обучения в начальной школе.
Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.
Применять приемы и методы технологии развития критического мышления на практике.
Объектом исследования является развитие критического мышления у младших школьников.
Предметом исследования выступали методы развития критического мышления
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, анкетирование.
Методологической основой исследования явились работы в области проблемного и развивающего обучения Н. А. Менчинской, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, И. С. Якиманской и др.
Теоретическая часть
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. В основе технологии «Формирование критического мышления через чтение и письмо» лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выгодского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.
Обучение, по словам Л.С. Выготского, должно ориентироваться не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к мышлению школьника требования, несколько превышающие его наличные возможности.
Что же принципиально нового вносит в процесс обучения школьника технология критического мышления?
Во-первых, критическое мышление-мышление самостоятельное. Урок, построенный на принципах критического мышления, дает возможность каждому ученику формулировать свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики имеют достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.
Во-вторых, информация является отправным, но не конечным пунктом критического мышления. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Формирование у учащихся критического мышления требует от меня как учителя особой организации учебной деятельности–организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.
В процессе применения технологии развития критического мышления у учащихся формируются общеучебные умения:
умение работать в группе;
умение графически оформлять текстовой материал;
умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости;
умение обобщать полученные знания.
Кроме того, происходит формирование мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методик и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь ему обобщить приобретенные знания. Некоторые из методических приемов для развития критического мышления я использую на своих уроках. Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.
В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» каждый тип урока имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, каждый урок состоит из трех этапов (стадий)
Первая стадия-вызов позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
Вторая стадия-осмысление. На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение научных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.
Третья стадия-рефлексия. Здесь основным является: обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учеников собственного отношения к изучаемому материалу. Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют новизны для учителя. Что принципиально нового несет технология критического мышления? Разница заключается в применении методических приемов на каждой стадии урока. Поэтому увеличивается объем работы при подготовке к уроку. Но цели, которые достигаются на данных уроках, оправдывают затраченное время.
На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
На стадии вызова это: рассказ-предположение по ключевым словам, по заголовку, графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, верю или не верю высказыванию, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. «Работа в группах»-прием, когда ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика позволяет ученику высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Прием «Инсерт»-прочитать текст и сделать пометки значками. Этот прием использую, когда все дети овладеют приёмом чтения. Такие значки дети будут ставить по ходу чтения на полях.( «» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал по другому, «?» - не понял, есть вопросы), прием «толстых » и «тонких вопросов » способствует развитию мышления, умение анализировать и синтезировать изученный материал.
На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа.
На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как упражнение «От обратного»-детям предлагается выполнить следующее задание: «Что было бы, если…», упражнение «Синквейн» способствует обобщить изученный материал, выделить в нем главное, исследование по отдельным вопросам.
Использование таких заданий позволяет детям точнее формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы развития критического мышления в начальной школе через применение метода проблемного обучения. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о критическом мышлении и его развитии, о технологиях, применяемых на уроках для повышения познавательных способностей учащихся и развитию уровня логического и критического мышления. Полученные результаты развивают и дополняют научные представления об особенностях формирования и становления личности младшего школьника в системе начального образования.
Сложившаяся система работы позволяет мне добиваться позитивной динамики результатов урочной и внеурочной деятельности.
Ориентация на реальное продвижение учащихся подтверждается результатами успеваемости и качества обученности учащихся. Положительная динамика свидетельствует об уровне учебных достижений учащихся по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. За последние четыре года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%; качество обученности в среднем -84,6 %.
Практическая часть.
Эффективность использования технологии развития критического мышления исследовалась в учебном процессе совместно с психологической службой школы в конце учебного года (1 класс) и в конце 2 четверти в последующих классах. Проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся с использованием методики Замбацявичене Э.Ф. «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» (Приложение № 6)
Для оценивания результативности были разработаны критерии:
развитие логического мышления
развитие критического мышления
применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.
В ходе исследования было изучено:
умение исключать лишнее;
словесно – логическое мышление;
умение обобщать;
умение анализировать.
Уровень развития мышления в баллах:
высокий- 90 и более баллов;
норма-70-89 баллов;
средний-50-69 баллов;
низкий-30-49 баллов.
Результаты исследования логического мышления учащихся
(Приложение № 5)
2010-2011 уч.г.
1 класс
26 учеников
Высокий
Нормальный
Средний
Низкий
Осведомленность
30,4%
41,8%
22,8%
3,8%
Классификация, исключение
34,2%
30,4%
30,4%
3,8%
Умозаключение по аналогии
22,8%
26,6%
38%
11,4%
Обобщение
45,6%
30,4%
22,8%
-
Средний показатель
33,3%
32,3%
28,5%
6,3%
В конце учебного года был проведён мониторинг исследования развития логического мышления первоклассников. С низким уровнем развития мышления к концу учебного года было два ученика.
2011-2012 уч.г.
2 класс
26 учеников
Высокий
Нормальный
Средний
Низкий
Осведомленность
45,6%
30,4%
22,8%
-
Классификация, исключение
53,2%
30,4%
15,2%
-
Умозаключение по аналогии
30,4%
41,8%
19%
7,6%
Обобщение
57%
26,6%
15,2%
-
Средний показатель
45,5%
32,3%
18,1%
1,9%
В следующем учебном году работа по развитию логического мышления была продолжена. Диагностика была проведена во 2 классе в конце первого полугодия. Количество детей с низким уровнем развития мышления– 3,8% (один обучающийся), среднего уровня -18,1%. Положительная динамика видна у всех учащихся.
2012-2013 уч.г.
3 класс
25 учеников
Высокий
Нормальный
Средний
Низкий
Осведомленность
56%
32%
12%
-
Классификация, исключение
64%
28%
8%
-
Умозаключение по аналогии
36%
48%
12%
4%
Обобщение
64%
32%
4%
-
Средний показатель
55%
35%
9%
1%
В целом видна положительная динамика у всех учащихся. С низким уровнем развития нет ни одного ученика. Одна ученица из вновь прибывших, испытывает затруднение в третьем субтесте.
2013-2014 уч.г.
4 класс
23 ученика
Высокий
Нормальный
Средний
Низкий
Осведомленность
77,4%
12,9%
8,6%
-
Классификация, исключение
77,4%
17,2%
4,3%
-
Умозаключение
по аналогии
51,6%
34,4%
12,9%
-
Обобщение
81,7%
17,2%
-
Средний показатель
72%
20,4%
6,6%
-
Результаты тестирования в четвертом классе показывают, что у обучающихся моего класса высокий уровень сформированности словесно логического мышления. Динамика развития мышления показала, что использование приемов критического мышления на уроках, дает положительный результат, то есть гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Наряду с данной методикой мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Мониторинг навыков критического мышления проводился в первом классе в конце первого полугодия. Во втором и в третьем-в конце учебного года, в четвертом классе-вторая четверть. Были сформулированы основные показатели критического мышления, каждый показатель оценивался в 10 баллов:
умение ставить вопрос;
наблюдение за собственными действиями;
поиск компромиссных решений;
готовность исправлять свои ошибки;
умение работать с информацией.
Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества у младших школьников.
Результаты исследования навыков критического мышления
2010-2011 уч.г.
1 класс
(26 учеников)
Высокий
Средний
Низкий
Умение ставить вопрос
41,8%
34,2%
22,8%
Наблюдение за собственными действиями
30,4%
34,2%
34,2%
Поиск компромиссных решений
22,8%
38%
38%
Готовность исправлять свои ошибки
45,6%
41,8%
19%
Умение работать с информацией
38%
38%
22,8%
Средний показатель
35,7%
37,3%
27,4%
В конце учебного года был проведён мониторинг исследования развития критического мышления первоклассников. С низким уровнем развития критического мышления к концу учебного года было 9 учеников 27,4%. Это связано с тем, что первоклассникам еще трудно оценивать свои действия, находить компромиссное решение в спорных вопросах, а главное, видеть и исправлять свои ошибки.
2011-2012 уч.г.
2 класс
(26 учеников)
Высокий
Средний
Низкий
Умение ставить вопрос
53,2%
30,4%
15,2%
Наблюдение за собственными действиями
41,8%
38%
19%
Поиск компромиссных решений
34,2%
41,8%
22,8%
Готовность исправлять свои ошибки
49,4%
41,8%
7,6%
Умение работать с информацией
45,6%
49,4%
3,8%
Средний показатель
44,8%
40,3%
13,6%
В следующем учебном году работа по развитию критического мышления была продолжена. Во 2 классе в конце первого полугодия количество детей с низким уровнем развития критического мышления сократилось - 13%. Положительная динамика видна у всех учащихся.
2012-2013 уч.г.
3 класс
(25 учеников)
Высокий
Средний
Низкий
Умение ставить вопрос
64%
40%
-
Наблюдение за собственными действиями
60%
36%
8%
Поиск компромиссных решений
48%
52%
4%
Готовность исправлять свои ошибки
60%
44%
-
Умение работать с информацией
64%
40%
-
Средний показатель
59,2%
42%
2,4%
К концу третьего года обучения обучающиеся умеют работать самостоятельно и в группах, видеть свои ошибки и исправлять их. Находить компромиссное решение в спорных вопросах. В целом видна положительная динамика у всех учащихся. С низким уровнем развития нет ни одного ученика.
2013/2014 уч.г.
4 класс
(23 ученика)
Высокий
Средний
Низкий
Умение ставить вопрос
77,4%
34,4%
-
Наблюдение за собственными действиями
81,7%
30,1%
-
Поиск компромиссных решений
73,1%
38,7%
-
Готовность исправлять свои ошибки
94,6%
38,7%
-
Умение работать с информацией
90,3%
21,5%
-
Средний показатель
83,4%
32,7%
-
Динамика развития критического мышления показала, что использование приемов критического мышления на уроках, дает положительный результат. В четвертом классе с низким уровнем развития критического мышления нет, 83.4% обучающихся с высоким уровнем.
Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование приемов технологии развития критического мышления:
развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
методы и приёмы технологии способствуют:
лучшему запоминанию изученного материала;
активизируют деятельность учащихся на уроке;
формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.
Заключение
В заключении хочется отметить, применение на уроках методов и приемов развития критического мышления активизирует мыслительную деятельность учащихся, учит их сравнивать, синтезировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выделять главное, работать с информацией и видеть смысл в ней, понимать проблему в целом, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла своё подтверждение: активизация мыслительной деятельности учащихся будет более эффективной, если на уроках использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления.
Список литературы
Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. . доктора психол. наук. Баку, 1968.
Березанская Н.Б. Исследование продуктивности мышления в зависимости от внушаемого воздействия формулировки задачи // Новые исследования в психологии, 1978, N 2. -с. 3-8.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.,1968. 464с.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. - С. 7 - 44.
Болотов В.А. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы. Журнал «Директор школы». 1995.
Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука //Вопросы психологии.2001.№ 2. С.89 95.
Брушлинский А.В. Исследование направленности мыслительного процесса: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1964.8
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934. С. 14.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959. - С.441 -470.
Занков Л.В. Обучение и развитие, М., 1975.
Загашев И.О., Заир Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Изд - во «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
Копылова Т.Ю. Особенности проявления критичности младших школьников при решении учебных и нравственных задач: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб, 2001 - 22с.
Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? //Высшее образование в России.2001. № 5. С.55 58.
Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность? //Вопросы психологии. 1998. №5. с. 76 -81.
И.А.Липина «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка». Начальная школа, №7,1999