kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД через исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается, как формировать УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД через исследовательскую деятельность»

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Гордо С.А.

МОУ «Красненская сош имени М.И.Светличной»

Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается как важнейшая задача системы образования на государственном уровне. Эта задача отражается в федеральных государственных образовательных стандартах. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия [1].

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий.

Наша работа характеризуется использованием методики исследовательского обучения А. И. Савенкова, созданием системного подхода к формированию и развитию универсальных учебных действий посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.

Начиная с первого класса, мы формируем исследовательские умения и навыки, которые способствуют формированию всех групп универсальных учебных действий. Рассмотрим возможности успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Приведём примеры введения заданий исследовательской направленности в структуру уроков начальной школы.

1. Развитие умения давать определения. Например, отгадайте загадку и объясните: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

2. Развитие умения задавать вопросы. Отгадайте с помощью вопросов, что в коробке. После таких заданий дети могут сами определить тему занятия.

3. Развитие умений видеть проблему (формируется собственная точка зрения, умение смотреть на объект исследования с разных сторон).

Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Учитель читает неоконченный рассказ. Детям нужно продолжить его, представив себя в роли ребенка, гуляющего во дворе с друзьями, велосипедиста, едущего по дороге, цветка, растущего в цветнике: «Стоял теплый солнечный день. Вдруг темная туча закрыло небо. Посыпались частые капли дождя…»

Задание «Тема одна - сюжетов много».

Придумать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, используя данную концовку: «…Сидевший на скамейке кот не обратил на это никакого внимания».

4. Развитие умений выдвигать гипотезы. Учитель предлагает подумать вместе: «Почему у жирафа длинная шея?». Возможные предположения:

- Может быть, чтобы далеко видеть.

- Возможно, чтобы отличаться от других животных.

- Предположим, чтобы доставать листву с высоких деревьев.

5. Развитие умений задавать вопросы. Можно предложить детям поиграть в игру «Угадай, о чем спросили». Ученику дается карточка с несколькими вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

6. Подбор литературы по заданной теме. Детям предлагается рассмотреть на доске выставку книг и выбрать те книги, которые рассказывают: о детях, о технике, о животных.

7. Ориентировка в словарях и справочной литературе.

8. Ответы на вопросы к тексту.

9. Установление общего признака объектов. Учитель может предложить:

- Распределить животных в три равные группы и объяснить признак распределения. Например: лиса, кабан, рысь, тигр, заяц, волк, медведь, лось, ёж. Ученики, сравнивая животных, должны найти различия и прийти к выводу: животные различаются по типу питания.

- Найти закономерность, обосновать своё предположение и привести свой пример: трава, заяц, лиса; зерно, мышь, сова.

10. Экспериментирование, защита и доказательство своей идеи.

Эксперимент «Сухой из воды». Доказать, что воздух занимает место.

Педагог предлагает детям объяснить значение выражения «выйти сухим из воды». А может ли так быть на самом деле? Учитель берет пустой стакан с сухой салфеткой на дне, осторожно погружает в воду до самого дна емкости, не наклоняя стакан. Далее поднимает его из воды, не переворачивая. Когда вода стечет, дети определяют состояние салфетки и объясняют причину. Ученики самостоятельно повторяют опыт, но наклоняют стакан при погружении. Видят результат и делают вывод [2].

11. Вывод, обобщение. Умение обобщать, устанавливать связи - одна из операций классификации (группировки).

Такие учебные задачи учитель вводит в урок последовательно. Суть их состоит в том, что ученики первоначально овладевают общим способом решения отдельных задач, а затем используют этот способ при решении каждой задачи в отдельности.

Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение , 2011

2. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать. Ярославль: Академия развития, 2002.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД через исследовательскую деятельность

Автор: Гордо Светлана Алексеевна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Формирование УУД через проектную деятельность в процессе реализации коллективно -творческих дел "
    ["seo_title"] => string(112) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost-v-protsiessie-riealizatsii-kolliektivno-tvorchieskikh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "243805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445804003"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Формирование УУД на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(40) "formirovaniie-uud-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "174773"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424179762"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование УУД обучающихся на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(59) "formirovaniie-uud-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "175034"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424200220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства