Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД через исследовательскую деятельность»
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Гордо С.А.
МОУ «Красненская сош имени М.И.Светличной»
Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается как важнейшая задача системы образования на государственном уровне. Эта задача отражается в федеральных государственных образовательных стандартах. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия [1].
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий.
Наша работахарактеризуется использованием методики исследовательского обучения А. И. Савенкова, созданием системного подхода к формированию и развитию универсальных учебных действий посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Начиная с первого класса, мы формируем исследовательские умения и навыки, которые способствуют формированию всех групп универсальных учебных действий. Рассмотрим возможности успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.
Приведём примеры введения заданий исследовательской направленности в структуру уроков начальной школы.
1. Развитие умения давать определения. Например, отгадайте загадку и объясните: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
2. Развитие умения задавать вопросы. Отгадайте с помощью вопросов, что в коробке. После таких заданий дети могут сами определить тему занятия.
3. Развитие умений видеть проблему (формируется собственная точка зрения, умение смотреть на объект исследования с разных сторон).
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Учитель читает неоконченный рассказ. Детям нужно продолжить его, представив себя в роли ребенка, гуляющего во дворе с друзьями, велосипедиста, едущего по дороге, цветка, растущего в цветнике: «Стоял теплый солнечный день. Вдруг темная туча закрыло небо. Посыпались частые капли дождя…»
Задание «Тема одна - сюжетов много».
Придумать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, используя данную концовку: «…Сидевший на скамейке кот не обратил на это никакого внимания».
4. Развитие умений выдвигать гипотезы. Учитель предлагает подумать вместе: «Почему у жирафа длинная шея?». Возможные предположения:
- Может быть, чтобы далеко видеть.
- Возможно, чтобы отличаться от других животных.
- Предположим, чтобы доставать листву с высоких деревьев.
5. Развитие умений задавать вопросы. Можно предложить детям поиграть в игру «Угадай, о чем спросили». Ученику дается карточка с несколькими вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
6. Подбор литературы по заданной теме. Детям предлагается рассмотреть на доске выставку книг и выбрать те книги, которые рассказывают: о детях, о технике, о животных.
7. Ориентировка в словарях и справочной литературе.
8. Ответы на вопросы к тексту.
9. Установление общего признака объектов. Учитель может предложить:
- Распределить животных в три равные группы и объяснить признак распределения. Например: лиса, кабан, рысь, тигр, заяц, волк, медведь, лось, ёж. Ученики, сравнивая животных, должны найти различия и прийти к выводу: животные различаются по типу питания.
- Найти закономерность, обосновать своё предположение и привести свой пример: трава, заяц, лиса; зерно, мышь, сова.
10. Экспериментирование, защита и доказательство своей идеи.
Эксперимент «Сухой из воды». Доказать, что воздух занимает место.
Педагог предлагает детям объяснить значение выражения «выйти сухим из воды». А может ли так быть на самом деле? Учитель берет пустой стакан с сухой салфеткой на дне, осторожно погружает в воду до самого дна емкости, не наклоняя стакан. Далее поднимает его из воды, не переворачивая. Когда вода стечет, дети определяют состояние салфетки и объясняют причину. Ученики самостоятельно повторяют опыт, но наклоняют стакан при погружении. Видят результат и делают вывод [2].
11. Вывод, обобщение. Умение обобщать, устанавливать связи - одна из операций классификации (группировки).
Такие учебные задачи учитель вводит в урок последовательно. Суть их состоит в том, что ученики первоначально овладевают общим способом решения отдельных задач, а затем используют этот способ при решении каждой задачи в отдельности.
Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение , 2011
2. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать. Ярославль: Академия развития, 2002.