«Формирование универсальных учебных и логических действий на уроках русского языка как средство повышения эффективности образовательного процесса».
«Формирование универсальных учебных и логических действий на уроках русского языка как средство повышения эффективности образовательного процесса».
Русский язык является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий.Формирование универсальных учебных и логических действий напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование универсальных учебных и логических действий на уроках русского языка как средство повышения эффективности образовательного процесса».»
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка как средство повышения
эффективности образовательного процесса».
Введение.
Русский язык является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных и логических действий напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе. Для того, чтобы наиболее продуктивно формировать универсальные логические действия на уроках русского языка необходимо следовать следующим рекомендациям: - целенаправленное использование заданий на универсальные логические действия, то есть используемые задания должны развивать именно универсальные логические действия, а не другие способности; - разнообразие заданий и их формулировок: необходимо избегать однотипности для формирования интереса и стимулирования активности детей; - использование комплексных и многовариативных заданий, что обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся и тем самым осуществляет формирование универсальные логические действия; - преемственность дошкольного и начального образования.
Важно помнить, что младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития универсальных логических действий, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. Поэтому возможности формирования и развития универсальных логических действий в этот период особенно велики.
2.Краткая характеристика психологического содержания операций, составляющих универсальные логические действия.
Опознание конкретно-чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете, которые кодируются с использованием предлагаемой или самостоятельно создаваемыми символами (буквенно-цифровыми, графическими). Опознание основывается на развёрнутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрение существенности / несущественности. Опознание предполагает осуществление следующей последовательности операций:
-кодирование (декодирование) объекта; -выделение признаков объектов и кодирование их: а) в произвольной, самостоятельно созданной символике, б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах; -описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;
-кодирование (декодирование) операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций). Цель отрицания признака в том, чтобы ученики поняли, что если объект имеет определённые свойства, он не может иметь противоположные. Изменение признака позволяет сформировать умение выделять признаки, причём изменение признаков может привести как и к сохранению объекта, так и к появлению другого объекта.
Номенклатура логических действий включает: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных\несущественных);
-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно следственных связей , представление цепочек объектов и явлений; -построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
-доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Формируя универсальные логические действия, стоит опираться на вышеизложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной.
3.Сущностные характеристики универсальных логических действий младших школьников.
Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, которые позволяют ставить и решать важнейшие жизненные задачи. Формирование универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте заявлен как основной приоритетный результат образования. Н.Ф. Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». Хочу остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действий, среди которых универсальные логические действия. Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.
В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом:
выделение признаков предмета (анализ, синтез)
сравнение,
классификация,
рассуждение,
гипотеза,
обобщение (абстракция)
доказательство (конкретизация)
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.
Абстракция – это мыслительное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессеабстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация – мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Учащиеся начальной школы должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.
4.Возможности уроков русского языка в начальной школе по формированию логических действий.
Опираясь на свой опыт работы, хочу рассказать о некоторых видах заданий, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания позволяют сделать процесс обучения продуктивным, стимулировать активность детей и получить хорошие результаты обучения.
Формировать логические действия у детей необходимо еще в дошкольном возрасте. Практика показывает, что придя в школу, дети не умеют сравнивать. Обучение сравнению проходит в 3 этапа: учить сравнивать нужно сначала на реальных предметах, затем на карточках с изображением хорошо знакомых предметов, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления, и только потом на словах. Часто вместо сравнения ученики называют только те признаки (чаще всего один – самый явный), которым различаются сравниваемые понятия. Следуя требованиям Федерального государственного образовательного Стандарта, мы учителя, должны сформировать у обучающихся логическое действие сравнение на базовом уровне и на повышенном уровне. В учебниках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира много заданий, которые начинаются со слов «сравни…».
Авторы учебников предлагают сравнивать звуки, буквы, выражения, слова, героев произведений и так далее, а дети все равно слабо владеют навыком сравнения. Возникает вопрос «Почему?». Прием сравнения не усвоен детьми как прием. В учебниках нет алгоритмов формирования логических операций. А ведь хорошо сформированные логические действия служат базой для успешного овладения программным материалом. Это значит, что ребенок должен владеть операцией сравнения на хорошем уровне, знать, как сравнивать, уметь сравнивать без помощи взрослого. Только в этом случае можно будет перейти к творческому его использованию и конструированию. Надо сказать, чтобы дети хорошо определяли свойства предмета необходимо развивать речь обучающихся: обогащать речь ребенка, пополнять активный словарь словами-синонимами (красивый, прекрасный,), антонимами (высокий – низкий). Необходимо обучать ребенка, чтобы он, описывая один и тот же признак, мог использовать в своей речи разные слова: крохотный, маленький, большой, огромный, средних размеров, размером с…(предмет). Именно эти слова будут использованы ребенком при сравнительном описании предметов. Объектами сравнения могут быть явления природы, животные, растения, поступки людей обычаи, традиции и. так далее.
При начальном обучении сравнению можно использовать «Цветик-семицветик».
На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Этот же «Цветик-семицветик» просто необходим при обучении написанию загадок (в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов. К.Д. Ушинский указывал, что сравнение является основой всякого мышления. И действительно, для того, чтобы провести классификацию, необходимо, чтобы ребенок сравнил все предметы и выделил отличительные свойства предметов, явлений и т.д., Провести обобщение, сериацию, подвести под понятие ученик не сможет, пока не сравнит. Необходимо специально подобранными заданиями учить детей наблюдать, сравнивать. Сравнение будет корректным только тогда, когда оно используется, во-первых, при сравнении однородных предметов и явлений действительности (растений, зданий, животных и т.д.); во-вторых, когда сравнение производится по существенным признакам. Алгоритм проведения действия сравнения, так же как и любойдругой, используемый на уроке русского языка, направленный на формирование предметных умений, должен быть всегда перед ребенком, пока не будет сформировано это умение. Алгоритм действия сравнения на базовом уровне 1)Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель 2)Установить сходство объектов по заданным критериям (признакам). 3)Определить различие объектов по заданным критериям (признакам). 4)Сделать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью. С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении заданий, в которых требуется разбить буквы, слова на группы без указания основания. Такие задания предусматривают несколько вариантов решения.
Логические действия формирую через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же универсальные логические действия формируются через задания на выделение так называемого « лишней буквы», «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких букв букву, из слов слово этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.
1.Игра «Третий лишний»
Назовите каждую букву, определите лишнюю и объясните свой выбор.
А, М, У - М не является гласной.
Ё, К, ы — ы в русском языке нет слов, которые начинаются с «ы».
Задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Составь анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова.
Например: рост-сорт
Кулон-
Автор-
Коршун-
2. В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Развиваем логику” По определению назови слово:
хрустящий, зелёный, пупырчатый;
маленькая, пугливая, компьютерная;
интересная, толстая, библиотечная
Придумай два аналогичных примера:
5.
6.Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
мальчик, клен, пень
лиса, варенье, лавка
7.Составь предложение из слов, вставь пропущенные буквы.
11.Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь другие слова.
12.Разгадай кроссворд.
Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо.
Построение логического пути рассуждений использую при написании объяснительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и доказательств.
Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
1.Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык.
Язык до Киева доведёт.
Разведчики взяли языка.
Без языка и колокол нем.
Прикуси язык!
Язык под чесночным соусом.
2.Подбери противоположные понятия:
большой – …свет – …радость –…храбрость – …
быстрый – …тусклый – …день – …
3.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
4.Запиши, что означают данные фразеологизмы.
Задать головомойку –
Язык проглотить -
Повесить нос –
Через час по чайной ложке-
5.Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Формированию знаково–символических действий способствуют графические диктанты.
Составь схемы слов: зебра, замок;
Составь схему предложения:
Весеннее солнце осветило лесную поляну.
Особое значение для формирования универсальных логических действий имеют нестандартные олимпиадные задания. Усвоение приёма решения олимпиадных заданий базируется главным образом на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии.
1.Поставь существительные в родительный падеж множественного числа.
2.Прочитай зашифрованную фразу и запишите её правильно
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
3.Подбери и запиши 3 слова –о-о--, -о-о--, -о-о- -
4.Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам
Фрагмент урока русского языка
Тема: Знакомство с буквой «Г,г»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.
Задачи:
-образовательные:
познакомить обучающихся с буквой Г,г и её звуками, овладевать умением давать характеристику звукам;
формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами;
-развивающие:
развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), фонематический слух, мышление;
умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
умение работать с ЭОР;
-воспитательные:
- воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других.
Тип урока открытие новых знаний.
Этап урока - актуализация знаний.
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные). - Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (ударные и безударные).
- Что вы можете сказать про согласные звуки, какие они бывают? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). - Как называется значок, которым на письме обозначается звук? (Буква).
Играем в игру «Третий лишний». Назовите каждую букву, определите лишнюю и объясните свой выбор.
А, М, У - М не является гласной.
Ё, К, ы — ы в русском языке нет слов, которые начинаются с «ы».
С, Л, Р - С глухой парный согласный.
Учащиеся дают ответы на вопросы учителя. Учащиеся играют в «Третий лишний»: выдвигают гипотезы и объясняют свой выбор.
Познавательные УУД, среди которых универсальные логические действия: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение на основе анализа объектов делать выводы.
5. Заключение
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития мыслительных действий, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий, среди которых логические действия.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.
Приложение – Задания по основным разделам русского языка.
Сначала выбрать слова со звонкой согласной на конце. Записать их столбиком.
Доказать (проверочными словами), что правильно выбраны слова в первый столбик.
Во второй столбик выписать слова с глухой согласной на конце. Глухую согласную подчеркнуть. Подобрать и записать проверочные слова так, чтобы согласная слышалась ясно.
7.Разобрать по составу слова:
Слово
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
травушка родник
пригород рассада
9. Прочитать текст.
а)Все покрыл пушистый (. . .) сне... . У дома намело большой (. . .) сугро... . Словно в белой шубе стоит могучий (. . .) ду... . (. . .) Замер... (. . .) пру... .
Списать предложение, вставляя пропущенные буквы. В скобках перед словами со звонкими согласными писать проверочные слова.
б) Зима. Глубокий снег покрыл землю. Толстый лёд лежит на реках. Дети надели шубки, шапки, варежки и побежали па улицу. Они играют в снежки. И мороз им не страшен.
Найти слова со звонкими или глухими согласными, подчеркнуть их.
Декабрь — самый тяжёлый месяц зимы. Стоят сильные морозы. Редко появляется солнце. День всё короче. Вспомни в декабре о птицах и зверях. Помоги им пережить зиму. Угощай их зерном, сеном, ветками.
4.Прочитать текст. Выписать слова, обозначающие действия предмета.
Не забудь зимой о белках. Надо сделать кормушки и повесить их на деревья. Иначе мыши растащат весь корм. Лучшее угощение для белок — жёлуди и сушёные грибы. Корм зверькам надо приносить каждый день.
5.Записать названия осенних месяцев. Подчеркнуть безударную гласную в записанных словах, которую нельзя проверить.
Дополнить этот рассказ восклицательным предложением.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Прочитать текст.
НАХОДКА
По улице шла Катя Петрова. С ней был мохнатый пёс Мухтар. Рядом с Катей шла старушка. Идти было скользко. Старушка устала и села на лавку. Она потеряла деньги. Катя нашла их и отдала старушке.
Выписать из текста только имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
Разобрать по составу слова старушка, находка.
Составить и записать предложение с именем существительным конь.
2.Составить и записать два предложения о весеннем лесе.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1.Списать сочетания слов. Указать род имен прилагательных (женский род — ж. р.; мужской род — м. р.; средний род — ср. р.).
2.К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Полученные сочетания записать. Указать род имен прилагательных.
Сад ... ,.. . ; здание ... , ... ; книга ... ,.. . .
Слова для справок: фруктовый, большой, интерес¬ная., каменное, увлекательная, высокое.
3.Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Волнистой линией подчеркнуть имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся.
Припекает со...нце. Зашумели руч...и. Кончилась длин...ая х...лодная з...ма. Ран...им утром прол...тели гуси. Далеко над ...зером л...тят лебеди. Пришла долгожданная в...сна.
Дописать текст одним восклицательным предложением.
5.С помощью суффикса -к- образовать и записать имена прилагательные от имен существительных.
Ж. р. М. р. ср. р.
Честь — ... ... ...
Ярость — ... ... ...
Опасность — ... ... ...
С любым из записанных имен прилагательных составить и записать предложение.
6.Прочитать текст.
Заглянуло лето в . . . сад, развесило на ветвях . . . яблоки, . . . груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В . . . березняке — подберезовики с . .. корешками, в . . . шапочках; в осиннике — подосиновики с . . . шапочками. На .. . поляне, будто цветы расцвели, раскрыли свои . .. зонтики мухоморы.
В этом тексте нет имен прилагательных. Надо их подобрать из слов, данных ниже.
Записать восстановленный текст.
Слова для справок: ярко-красные, румяные, крупные, светлый, большая, серые, коричневые, оранжевые, жёлтые, старый, фруктовый.
С любым из записанных глаголов составить и записать предложение.
3.Найти в отрывке стихотворения слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но являются разными частями речи.
Солнце ещё облаков не задело, роса на лугу ещё росы пила, а плотник проснулся и взялся за дело. Слышится, как зазвенела пила.
(Я. К о з л о в с к и й.)
Списать; обозначить, к какой части речи относится каждое из этих слов,
4.Записать предложения, дополнив их подходящими по смыслу глаголами.
Ветер дует, ....
Дождь идет
Снег падает, ....
Слова для справок: льёт, сыплется, шумит, воет, хле-щет, идёт, ревёт, вьётся, кружится.
5.Подобрать глаголы противоположного значения.
Говорить — .... Надеть — ....
Радоваться — .... Падать — ....
6.Поставить знак ударения над всеми записанными глаголами; подчеркнуть безударные слоги.
7.Найти в предложениях слова, которые произносятся и пишутся одина¬ково, но являются разными частями речи.
Снежное покрывало покрывало всю землю. 2) Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю...» 3) Кто без кисти и белил крыши города белил?
Списать и обозначить, к какой части речи относится каждое из этих слов.
8.Записать предложения, дополнив их подходящими по смыслу именами существительными.
3.Составить и записать рассказ из четырех-пяти предложений на тему «Въезжаем в новый дом», включив в него несколько слов с разделительными ъ и ь.
4.Разобрать слова по составу.
Побежим, море, понёс, сладкий.
5. Подобрать и записать к данным словам слова, близкие по смыслу.
Метель — .... Сильный — .... Большой — ....
Список литературы
1.Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005.
2.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Конкурс грамотеев». М. Просвещение, 1995
3.Волина В.В. «Веселая грамматика». М., Знание, 1995.
4. Выгодский Л.С. «Педагогическая психология». М., Педагогика, 1991.
5. Григорян Л.Т. «Язык мой - друг мой», М., Русский язык, 1989.
6. Крутецкий В.А. «Психология», М., Просвещение, 1986.
7.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. – 151 с. : ил.
8.Битянова М.Р., Яковлева С.Г.. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1 класс
9. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. Интернет-журнал «Эйдос». – 2007.
10. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : «Просвещение», 2011.