Формирование универсальных учебных действий - основа современного образовательного процесса.
Формирование универсальных учебных действий - основа современного образовательного процесса.
Универсальные учебные действия-способность субьекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий - основа современного образовательного процесса.»
А.Ж. Дюсенова
МБОУ г.Астрахани «Гимназия №1»
г.Астрахань
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальность УУД в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности
1
учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Актуальность формирования УДД обусловлена:
– новым социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;
– социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться
Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:
– формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.
– сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
– обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях.
– достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.
– формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
2
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается на учителя.
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Литература:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2011
Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий [Электронный ресурс]. URL: http://ir-zhi.ru/teachers/fgos-noo/uud (дата обращения: 12.04.2012).
Ишпаева Г. Б., Гайнуллина Р. А., Савинова Е. В., Ситдикова Т. Т. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/599535/ (дата обращения: 22.09.2012).