Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Афанасова В.И.
МОУ «Красненская сош имени М.И.Светличной»
Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», в качестве важнейшей задачи системы образования рассматривается на государственном уровне. Эта задача отражается в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий.
Наша работахарактеризуется использованием методики исследовательского обучения А. И. Савенкова, созданием системного подхода к формированию и развитию универсальных учебных действий посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Начиная с первого класса, мы формируем исследовательские умения и навыки, которые способствуют формированию всех групп универсальных учебных действий.
Рассмотрим возможности успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.
Приведём примеры введения заданий исследовательской направленности в структуру уроков начальной школы.
1. Развитие умения давать определения.
Задание: отгадайте загадки и объясните. (Например, белая скатерть все поле укрыла.)
2. Развитие умения задавать вопросы.
Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.) После таких заданий дети могут сами определить тему занятия.
3. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…»
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями, водителем грузовика, едущего по дороге, вороной, сидящей на дереве, дворником…»
Задание «Тема одна - сюжетов много».
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».
«…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».
4. Развитие умений выдвигать гипотезы.
Задание «Давайте вместе подумаем».
-Почему у белого медведя нос черный?
Гипотезы:
- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
- Предположим, чтобы медвежата его видели.
5. Развитие умений задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа.
Задание «Найди загадочное слово».
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».
Игра «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?». Ребенок отвечает: «Они днем плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
6. Подбор литературы по заданной теме.
Задание: рассмотри на доске выставку книг. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают: об истории человечества, об исследователях и ученых, об использовании человеком науки и техники.
7. Ориентировка в словарях и справочной литературе.
8. Ответы на вопросы к тексту.
9. Установление общего признака объектов.
Задание: распределить животных в три равные группы. Обосновать признак распределения.
Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства. Наблюдательные дети придут к выводу: животные различаются по типу питания.
Задание: найдите закономерность, обоснуйте своё предположение и приведите свой пример:
Трава, заяц, лиса.
Зерно, мышь, сова.
10. Экспериментирование, защита и доказательство своей идеи.
Эксперимент «Сухой из воды».
Задание: определить, что воздух занимает место.
Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Педагог предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
11. Вывод, обобщение, предполагающие соотнесение и обобщенное выражение усвоенных школьниками конкретных знаний. Умение обобщать, устанавливать в нем связи является одной из операций классификации (группировки). Это умение нужно формировать, начиная с первого класса.
Такие учебные задачи вводятся в урок последовательно. Суть их состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом решения отдельных частных задач, а затем используют этот способ при безошибочном решении каждой из них.
Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества.
Список литературы:
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать. Ярославль: Академия развития, 2002.