kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приводятся примеры заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Афанасова В.И.

МОУ «Красненская сош имени М.И.Светличной»

Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», в качестве важнейшей задачи системы образования рассматривается на государственном уровне. Эта задача отражается в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий.

Наша работа характеризуется использованием методики исследовательского обучения А. И. Савенкова, созданием системного подхода к формированию и развитию универсальных учебных действий посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.

Начиная с первого класса, мы формируем исследовательские умения и навыки, которые способствуют формированию всех групп универсальных учебных действий.

Рассмотрим возможности успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Приведём примеры введения заданий исследовательской направленности в структуру уроков начальной школы.

1. Развитие умения давать определения.

Задание: отгадайте загадки и объясните. (Например, белая скатерть все поле укрыла.)

2. Развитие умения задавать вопросы.

Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.) После таких заданий дети могут сами определить тему занятия.

3. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…»

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями, водителем грузовика, едущего по дороге, вороной, сидящей на дереве, дворником…»

Задание «Тема одна - сюжетов много».

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

«…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».

4. Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задание «Давайте вместе подумаем».

-Почему у белого медведя нос черный?

Гипотезы:

- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

- Предположим, чтобы медвежата его видели.

5. Развитие умений задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа.

Задание «Найди загадочное слово».

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

Игра «Угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?». Ребенок отвечает: «Они днем плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

6. Подбор литературы по заданной теме.

Задание: рассмотри на доске выставку книг. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают: об истории человечества, об исследователях и ученых, об использовании человеком науки и техники.

7. Ориентировка в словарях и справочной литературе.

8. Ответы на вопросы к тексту.

9. Установление общего признака объектов.

Задание: распределить животных в три равные группы. Обосновать признак распределения.

Лиса, кабан, рысь, тигр, заяц, волк, медведь, лось, ёж.

Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства. Наблюдательные дети придут к выводу: животные различаются по типу питания.

Задание: найдите закономерность, обоснуйте своё предположение и приведите свой пример:

Трава, заяц, лиса.

Зерно, мышь, сова.

10. Экспериментирование, защита и доказательство своей идеи.

Эксперимент «Сухой из воды».

Задание: определить, что воздух занимает место.

Педагог предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Педагог предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.

11. Вывод, обобщение, предполагающие соотнесение и обобщенное выражение усвоенных школьниками конкретных знаний. Умение обобщать, устанавливать в нем связи является одной из операций классификации (группировки). Это умение нужно формировать, начиная с первого класса.

Такие учебные задачи вводятся в урок последовательно. Суть их состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом решения отдельных частных задач, а затем используют этот способ при безошибочном решении каждой из них.

Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества.

Список литературы:

1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать. Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. М: Просвещение, 2003.

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия.М.: Просвещение, 2011.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 394035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Формирование универсальных учебных действий на уроке "
    ["seo_title"] => string(60) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "247125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446491213"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(82) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "197709"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428300319"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающий мир. "
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokie-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "247091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446488646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства