Формирование произвольного внимания средствами учебного предмета
Формирование произвольного внимания средствами учебного предмета
В наши дни развитие произвольного внимания младших школьников осложняется следующими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует анализа информации, устойчивости внимания. Особенно негативное влияние этот феномен оказывает на младших школьников. Подбор упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование произвольного внимания средствами учебного предмета»
“Формирование произвольного внимания средствами учебного предмета”
Психика человека отражает окружающий нас мир, предметы и явления которого воздействуют на мозг через органы чувств. Отражение проявляется в ощущениях, образах восприятия и памяти, в мыслях. Качество восприятия объектов неодинаково, так как оно напрямую связано со степенью внимания.
По определению, данному в словаре "Психология" "внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте". Благодаря вниманию человек способен познавать окружающий мир. В процессе исторического развития у человека кроме непроизвольного, непреднамеренного внимания сформировался особый вид внимания, связанный с волей и сознательной целью. Такое внимание называется произвольным. Благодаря произвольному вниманию человек способен длительно выполнять неинтересную, сложную, монотонную работу, преодолевая нежелание, разные трудности.
Произвольное внимание обусловлено социальными факторами, прежде всего обучением и воспитанием. Огромную роль в его развитии играет младший школьный возраст. В этот период дети под влиянием требований педагога учатся организовывать своё внимание, направляя его на малопривлекательную или интересную, но требующую умственного напряжения деятельность. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.
В наши дни развитие произвольного внимания младших школьников осложняется следующими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует анализа информации, устойчивости внимания. Особенно негативное влияние этот феномен оказывает на младших школьников. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале и удерживать своё внимание.
Наряду с возрастающим влиянием на детей средств массовой коммуникации ребята стали гораздо меньше читать. А связано это с тем, что родители не находят времени, чтобы еще до школы прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Именно слушание и чтение формируют произвольное внимание, его устойчивость.
Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито волевое внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Ошибки "по невниманию" в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей.
Такая ситуация побуждает психологов активно разрабатывать и применять методики по развитию высших форм внимания младших школьников, использовать разные психологические игры.
Проблема внимания у младших школьников является наиболее значимой, ведь они очень часто на уроках отвлекаются, несобранны. Для развития произвольного внимания yа каждом уроке можно использовать такие виды упражнений на развитие произвольного внимания:
корректурные задания, находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте (5 раз в неделю по 5 минут, 3-4 месяца);
прослеживание перепутанных линий;
кодирование слов через цифры и числа через различные символы;
находить отличия по картинкам;
отделять в сплошном тексте слова друг от друга;
находить слова среди напечатанных букв;
разгадывать буквенные путаницы;
находить ошибки в тексте;
собрать рассыпанные слова;
найти закономерность и вписать нужное слово и д.р.
Для каждого урока подбирать различные виды упражнений. Так для уроков чтения предлагаю следующие задания.
1. Корректурная проба. Проводится на этапе организационногомомента. Оно помогает настроиться на урок, успокоиться после активной перемены. Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем.
2. Анаграммы (рассыпанные слова). Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.
Пример. Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.
Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов.
Пример. Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные, укажите склонение.
3. Отделять в сплошном тексте слова друг от друга.
Пример. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. Запишите ее, над глаголами укажите время и спряжение.
ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)
4. На минутках чистописания использую такой приём.
Найти спрятанные буквы.
На уроках математики, так же применяю упражнения на развитие внимания:
1.На этапе устных упражнений удобно применять известные числовые таблицы Шульте.
Пример. Найдите числа от 1 до 25, называйте вслух.
21
12
7
1
20
6
15
17
3
18
19
4
3
25
13
24
2
22
10
5
9
14
11
23
16
Найдите сумму чисел 1и 4 столбца каждой пары.
Числа 1 столбика увеличьте в 5 раз.
1. Графические диктанты.
Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях.
2. Кодирование слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.
Пример. Зашифруйте слова: метро, торт и д.р.
Н
М
Е
Т
Р
А
Л
О
С
1
2
3
4
5
6
7
8
0
23458, 4854.
Прочитайте числа, которые у вас получились.
Разложите эти числа на разрядные слагаемые.
Назовите общее число сотен, десятков и т.д.
Из приведённых мною примеров видно, что любое упражнение, направленное на развитие внимания, можно адаптировать к любому уроку и связать его с темой урока.