Формирование навыков осознанного и беглого чтения.
Формирование навыков осознанного и беглого чтения.
Умение читать – одно из важнейших учебных умений. Нет ни одного предмета, изучаемого в школе, не требующего свободного владения навыками чтения. Актуальность навыка очевидна, однако далеко не все учащиеся умеют хорошо читать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование навыков осознанного и беглого чтения.
«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания" - писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что "нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".
Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:
- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
-объяснять поступки героев и давать им оценки;
-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).
Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Умение читать – одно из важнейших учебных умений. Нет ни одного предмета, изучаемого в школе, не требующего свободного владения навыками чтения. Актуальность навыка очевидна, однако далеко не все учащиеся умеют хорошо читать.
По данным современных исследователей приблизительно 5 % цивилизованного населения земного шара не способны овладеть навыками чтения совсем. Во всем мире наблюдается тенденция к возрастанию нарушений чтения у детей. Отмечается снижение интереса к чтению. Книга уже не является популярным источником получения знаний.
В Москве специалистами были проведены исследования уровня сформированности навыков осознанного беглого чтения среди школьников общеобразовательных школ, обучающихся по самым разным программам (не включались в исследования учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения).
Полученные результаты оказались весьма интересными.
Среди учащихся 3 классов только 1/3 читают целыми словами, 1/3 не понимают прочитанное.
Среди учащихся 4 классов только 26 % читают группами слов, 39 % читают целыми словами, остальные 35 % учащихся читают по буквам; 10 % учащихся не понимают прочитанное, 28 % понимают прочитанный текст фрагментарно, 42 % понимают частично, и только20%учащихсяполностьюпонимаютпрочитанное.
Программы 5 класса по всем предметам подразумевают свободное владение навыками осознанного беглого чтения.
Естественно, что при таком уровне сформированности навыков осознанного беглого чтения многие учащиеся испытывают те или иные затруднения в обучении.
Каждый ребенок индивидуален! Один готов был освоить необходимые навыки до начала школьного обучения, а другому требуется по тем или иным причинам больше времени. Важно, чтобы обучение чтению велось правильно, в противном случае трудности в чтении сохраняются на многие годы.
Беглость — это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Нормативы скорости чтения стали жесткими в 20 веке: во всех программах начальной школы с 20-х годов даются цифры скорости чтения, в частности выпускник начальной школы должен был читать 120 слов в минуту (считалось, что таким детям в 5 классе не потребуются дополнительные занятия, они успешно справятся с программой). В 60-е годы получило распространение так называемое скорочтение, особенно в среде студентов и технической интеллигенции, пропагандисты которого предприняли попытку в 90-е годы прошлого века распространить свое влияние и на начальную школу (ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко, самозамеры скорости чтения). В программах по новому ФГОС НОО отсутствуют какие-либо нормы беглости чтения: отмечается, что читатель выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка .
Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условий:
1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципа продуктивного многочтения, предложенного М. И. Омороковой.
2) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.
3) Развитие механизма антиципации, смысловой догадки (текстуального угадывания).
4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.
Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания), длительности остановок (фиксаций) в процессе чтения, количества регрессий. Поле чтения — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки; у ребенка количество фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы. Количество регрессий составляет в среднем 10-15 на каждые 100 слов текста.
Приемы выработки беглости чтения:
а) упражнения на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра “Фотоглаз”: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время; игра “Угадай”: на доске напечатано к.р.д.р.; В нашей квартире узкий к…Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы). Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов:
раз
внук
осень
лесник
мальчик
брусника
маленькая
пересадили
б) зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко: тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложений; от набора к набору постепенно, по 1-2 букве, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем наборе);
в) прием многократного чтения: в течение 1 минуты все дети читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали; затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать не больше 3-х раз);
г) ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что дети 5 минут читают свои книги;
д) “жужжащее чтение”, когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;
е) продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разными целевыми установками (учебными заданиями);
ж) игра “в прятки”: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
з) игра “Догоняшки” (выполняется в паре): вверху над текстом кладется листок бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.
Скорость, осознанность, выразительность зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха). Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м:
- Мам, меду б нам, Мам, молока б нам.
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый.
Интонационная разминка.
Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений:
1. Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
3. Ставить логическое ударение в предложении.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.
По методике И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко
Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом:
1. После того как начало рассказа прочитано учителем и осознанно осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать.
2. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующее упражнение системы Федоренко-Пальченко (чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
3. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца медленно, осознанно, выразительно. Учитель не останавливает их. Так ученики переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.
Заключение.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители.
Следует отметить, что одним из важнейших аспектов воспитания активного читателя, формирования интереса к чтению у детей является домашнее чтение.
Общеизвестно, что ведущая роль в формировании читательских интересов ребенка, в потребности к чтению вообще, принадлежит родителям.
Ребенок с первых дней своей жизни должен слышать спокойную обращенную к нему речь, слушать рассказы и сказки. Необходимо ежедневно читать ребенку, приучая его к общению с книгой, развивая умение рассматривать иллюстрации, слушать чтение взрослого.
Не стоит думать, что как только ребенок научился читать сам, можно больше взрослым не читать ему. Родители должны понимать, что школа дает возможность ребенку получить необходимые навыки по чтению, а развиваться эти навыки должны в домашних условиях.
Не стоит забывать в повседневной суете и о ведущей роли взрослого в формировании навыков чтения. Необходимо показывать ребенку образцы выразительного чтения. Хорошо, если родители продолжают читать вслух ребенку литературу, которая ему интересна, но пока уровень сложности текста не позволяет ребенку читать его свободно.
Чтение дома необходимо организовать так, чтобы сам процесс был не утомительным для ребенка, а увлекательным, приносящим удовлетворение, радость. Такое возможно в том случае, если родители не заставляют ребенка читать, вставая по разные стороны баррикады, а читают вместе с ним, помогая осваивать новое для него умение, показывая, как необходимо оно в жизни каждому человеку.
Список литературы.
1. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
2. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»
3. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
5. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
6. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
7. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.
8. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
9. Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,1992.
10. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.
11. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
12. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
13. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21.