Конспект урока литературного чтения "От чего у зайца длинные уши"
Конспект урока литературного чтения "От чего у зайца длинные уши"
Данный конспект урока разработан с учётом мет одических требований, а также с учётом федерального госудрственного образовательного стандарта в рамках внедрения стандартов вторго поколения в начальную школу для учащихся первого класса. Направлен на формирование навыка осознанного беглого выразительного чтения у первоклассников. Открытый урок прошёл с большим успехом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: учебник «Литературное чтение (Романовская), картинки с изображением лося и зайца, толковый словарь под ред. Ожегова С.И., детская энциклопедия «Я познаю мир» (животные).
I.Оргмомент.
II.Сообщение темы и цели урока.
Вступительная беседа.
-Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы познакомимся со сказкой, которая называется… («Отчего у зайца длинные уши»). Мы много сказок прочитали уже в этом году. Сказки эти сочинил русский народ, поэтому мы говорили, что сказки «Репка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Гуси – лебеди», «Теремок»… (Русские народные сказки).
-Ребята, мы живем в самой большой стране в мире. Россия – страна многонациональная, на ее территории живут не только русские люди, но и люди других национальностей.
(Работа по карте России)
-Для управления такой огромной страной вся территория поделена на области и округа (показ по карте Московской области, Воронежской области, Ханты-Мансийского автономного округа). На территории Ханты-Мансийского автономного округа живет народ манси.
-Прочитайте об этом у доски. (Манси – народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского округа). Народ манси создал много сказок. Одну из сказок мы сегодня прочитаем.
III.Словарно-лексическая работа.
-Прежде чем приступать к чтению сказки мы познакомимся с героями:
ЛОСЬ
ЛОСИХА
ОЛЕНЬ
РОДСТВЕННИКИ
-Прочитаем в детской энциклопедии «Я познаю мир» о лосях (чтение учащимися статьи о лосях, учитель демонстрирует фото лося).
-Эти большие длинноногие животные любят жить вблизи водоемов, которые посещают каждый день утром и вечером, как поодиночке, так и группами. Это великан семейства оленей.
-Почему же лоси и олени родственники? (Они относятся к семейству оленей).
-Прочитайте еще раз название сказки и скажите, кто является героем сказки? (Заяц)
-Прочитаем о зайце в энциклопедии:
-В нашей стране наиболее распространены беляк и русак. Оба летом белого – серого цвета. К зиме русак чуть светлеет, а беляк резко меняет окраску меха на чисто белую. Днем заяц спит, а ночью выходит на кормежку. Питается он корой деревьев.
IV.Первичное чтение (с.93-95)
-Итак, мы узнали о народе манси, создавшем эту сказку, о животных, являющимися героями сказки. А теперь я читаю сказку, а вы внимательно слушаете, чтобы затем смогли ответить на мои вопросы. (…)
V.Проверка восприятия.
-Как называется сказка? («Отчего у зайца длинные уши»)
-Какой народ сочинил эту сказку? (Манси)
-Назовите героев сказки. (Лось, лосиха, заяц)
VI.Физкультминутка.
Мы активно отдыхаем –
То встаем, то отдыхаем –
Раз-два-три-четыре-пять,
Вот так надо отдыхать.
(Приседания)
Головой теперь покружим –
Легче мозг работать будет.
(Вращения головой)
Вертим туловищем бодро –
Это тоже славны отдых.
(Вращения туловищем)
Отдохнули – и за дело,
Снова мы за парты сели.
(Дети садятся за парты)
VII.Вторичное чтение сказки учащимися по цепочке (с.93-95)
-Почему лось и лосиха не дали зайцу рога, а дали оленю?
(Лось и олень родственники, каждому в природе свое место – смелым, отважным, грациозным – рога)
VIII.Физкультминутка.
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу.
(Ходьба на месте)
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
(Повороты корпусом)
Нам навстречу скачет зайка,
(Прыжки)
В небе кружат птицы.
(Дети машут руками)
Но пора вернуться в школу,
Нам надо учиться.
(Дети садятся за парты)
-А сейчас работаем по вопросам к сказке в учебнике на с.96 (чтение учащихся, ответы учащихся).
IX.Закрепление.
-Ребята прочитайте пословицу («Трус – что заяц: и тени своей боится»).
-Как вы понимаете ее смысл? (…)
-Схож ли смысл пословицы и то, каким заяц представлен в сказке? Ведь сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок? (…)
-А я вам сейчас предлагаю послушать аудиозапись рассказа К.Д.Ушинского «Жалоба зайки»
-Ребята, прослушав рассказ, что вы теперь можете сказать о жизни зайцев? (…)
-Стало ли вам жаль этого зверька? (…)
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Заяц и волк».
На доске вразброс написаны печатными буквами прямые открытые слоги с твердыми и мягкими согласными. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твердыми согласными. Вам необходимо провести зайца через полянку так, чтобы он не попался в лапы волку». К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведет зайца. Он останавливает игрушку возле слога с мягким согласным, прочитывает его. Игру продолжает ученик, который ведет волка. Он останавливает игрушку возле слога с твердым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку и поставит свою игрушку возле слога с твердым согласным.
X.Итог урока.
-Скажите кому из вас понравилась эта сказка?
-А чем она вам понравилась?
-Почему же у зайца уши длинные? (…)
Я надеюсь, что после этого урока вы будете читать сказки о животных не только русские народные, но и сказки других народов.