kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие функциональной грамотности младших школьников посредством формирования навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и развития речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над этой темой, я поставила перед собой следующую цель:

раскрыть систему работы над формированием навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и развития речи младших школьников. Сейчас расскажу, как я решаю задачи по формированию навыков правильного выразительного и беглого чтения; развиваю умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; учу  детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению.

      Формирование и совершенствование навыка чтения является одной из основных задач уроков в начальной школе. Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу, так как основным условием результативности детей в учении является высокая техника чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности младших школьников посредством формирования навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и развития речи.»


КГУ «Средняя школа № 17»

акимата города Рудного



Развитие функциональной грамотности

младших школьников

посредством формирования навыков

беглого, осознанного, выразительного чтения

и развития речи.







Доклад прочитан

на августовском совещании

2016 – 2017 уч. год

Горт О.В.

1 слайд. «Чтение – это один из истоков мышления

и умственного развития».

В. А. Сухомлинский

2 слайд. Вашему вниманию хочу предоставить выступление по теме « Развитие функциональной грамотности младших школьников посредством формирования навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и развития речи».

3 слайд. Работая над этой темой, я поставила перед собой следующую цель:

раскрыть систему работы над формированием навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и развития речи младших школьников. Сейчас расскажу, как я решаю задачи по формированию навыков правильного выразительного и беглого чтения; развиваю умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; учу детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению.

Формирование и совершенствование навыка чтения является одной из основных задач уроков в начальной школе. Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу, так как основным условием результативности детей в учении является высокая техника чтения.

Я поставила перед собой задачу: помочь каждому ребёнку стать успешным через формирование ключевых компетентностей.

Начиная работу над обучением первоклассников, я задалась целью: обучить учащихся оптимальному чтению. В школу пришли дети с разным уровнем подготовки. Одни начинали читать, другие не знали букв. Первым шагом в работе с классом стало выявление причин, препятствующих учащимся владеть приёмами оптимального чтения. Как выяснилось, для каждого ребёнка эта причина является индивидуальной. Посредством наблюдений и проверок было установлено, что у 80% детей трудности вызывает неправильное дыхание при чтении, 24% плохо владеют артикуляцией и речевым аппаратом, 20% обладает неразвитой памятью, 12% не умеют концентрировать внимание, и имеют слабые волевые качества. Одной из распространённых причин слабой техники чтения детей является отсутствие культуры чтения в семье, неразвитое поле (угол зрения) учащихся, неумение переключаться с одного вида деятельности на другой и низкий уровень интеллекта.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного.

В своей работе с первого класса использую некоторые приёмы и упражнения по обучению детей оптимальному чтению. Эти упражнения в моей работе делятся на два вида: те, которые я использую постоянно, и те, к которым прибегаю редко, т.к. постоянно не хватает времени.

Я ввела упражнение «Жужжащее чтение». В начале каждого урока (кроме математики и грамоты) уделяю 5 минут данному упражнению. Так как скорость техники чтения зависит и от оперативной памяти учащихся, то для её развития я, по мере возможности, провожу с детьми упражнение, которое называется «Зрительный диктант».

4 слайд. На уроках русской грамоты использовала чистоговорки, скороговорки. Их роль как речевого материала велика. Ведь справедливо кем-то подмечено, что «скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа».

  • Купила бабуся бусы Марусе.

  • Жутко жуку жить на суку.

  • У ёлки иголки колки.

  • Подарили зайца Зине

Заяц Зины спит в корзине.

  • Шёл Егор через двор,

Нёс Егор с собой топор,

Шёл Егор чинить топор.

5 слайд. Важным условием чтения является постановка дыхания. Для этого провожу такие упражнения:

  1. «Вдох-выдох» - (вдох дольше) через рот, через нос;

  2. Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов:

  • Ась – ась – вот карась.

Ась – ась –ась – в реке плавает карась.

Ся –ся – ся – мы поймали карася.

Ся –ся – ся – вкусна уха из карася.

6 слайд. Ша – ша – ша – школа наша хороша.

Шу – шу – шу – в нашу школу я спешу.

Шо – шо – шо – учусь я в школе хорошо.

Развитие артикуляции, тренировка речевого аппарата также неотъемлемые спутники оптимального чтения. Для их развития провожу:

7 слайд. Упражнения для губ:

  • Удержание губ в улыбке (передние, верхние и нижние зубы обнажены).

  • Вытягивание губ вперёд трубочкой.

  • Чередование положений губ в улыбке и трубочкой.

  • Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

  • Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (следить, чтобы не надувались щёки).

8 слайд. Упражнения для языка:

  • Язык широкий.

  • Язык узкий.

  • Чередование положений языка (широкий-узкий).

  • Подъём языка за верхние зубы.

  • Чередование движений языка (вверх-вниз).

9 -10 -11 слайды. У каждого ребёнка имеются таблицы тренажёры.

  • Таблица согласных звуков (читаем согласные, добавляем гласные до и после, соблюдая установку на дыхание).

  1. слайд. Таблица слогов.

  2. слайд. Таблица Шульте – упражнения для развития угла зрения.

Одним из приёмов обучения оптимальному чтению является также многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных детей в классе скорость чтения различна. Поэтому я не задаю одинаковый по объёму отрывок, а ориентируюсь на одно и то же время. Провожу эту работу следующим образом. Начало нового рассказа прочитываю сама, дети слушают и осознают. Затем предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжить его в течение одной минуты. После этого каждый ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова отмечает, до какого места он дочитал текст, и сравнивает с

результатом первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5 слов, а кто-то и на 10).

Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Но более трёх раз этого делать не следует, так как некоторые ученики уже «читают» по памяти.

Например: 24.09 – читали 13 человек: от 4 до 34 слов.

24.12- читали 26 человек: от 6 до 60 слов.

На конец учебного года в классе были следующие результаты чтения:

Количество прочитанных слов

40-85 слов – 5 человек

30-40 слов – 10 человек

15-30 слов – 9 человек

6 -15 слов – 2 человека

Успеваемость – 92,3% Качество – 57,7%

14-5-16 слайды. Сравнивая результаты в начале работы и на конец первого года обучения, я сделала вывод: обучение оптимальному чтению повысило уровень техники чтения учащихся. У детей появляется интерес к чтению. Они с удовольствием берут предлагаемые им книжки-малышки, читают их и пересказывают.

Продолжая работать над данной темой, во втором классе я планирую применять другие виды работы.

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И. Т. Федоренко для своей работы я составила систему тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

17 слайд. 1.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2-3 раза).

Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох и на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

18 слайд. 2.Чтение блоков.

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

(Первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем

Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! Эй!

Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.


Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за

КА ли лю ля ми му-у-у мы мэ –э –э на


Не ни но ну по ра ре си су та те

То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.

Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

19 слайд. Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

(Вторая группа блоков)

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бер вон

Выя дар дом бей ели

Ему зея сею уже зал

Ива тик хил зим лиф

Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

20 слайд. Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

Непр порт корт пунш рижт

Факт финт фунт шурф щедр и др.


Фразы для чтения.

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

21 слайд. Чтение однослоговых слов со стечением согласных вначале слова.

(Четвёртая группа блоков)

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один приём, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до неё. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.

Где глуп граф грач гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клёв


Фразы для чтения.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

22 слайд. Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

(пятая группа блоков)

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

Монстр перст пёстр пункт склад

Смысл спорт столб стаж треск

Хвост Холмс штамп штурм

Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

23 слайд. Чтение двуслоговых слов.

(Шестая группа блоков).

При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учётом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведён до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например:

аб/сурд.

Аббат бедных браво велю

Абсурд без фар брикет венки

Аган белый бронза верни

Фразы для чтения.

Я вверх вёз хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

На наш дом грач сел.


24 слайд. Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными.

(Седьмая группа блоков).

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твёрдого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.


Мы взгрустнули, видя с ели,

Как внизу другие сели

И запасы наши съели.


Далее для чтения предлагаются пары слов:


Сели – съели приём – объём

Сёмка – съёмка веду – въеду

Приезд – съезд взял – изъял


Фразы для чтения.

Он вёл коня, потом въехал во дворец.

Наша съёмка объекта была изъята.


Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон

Гость – ГОСТ мел – мель даль – дал

Ел – ель пусть – пуст кровь – кров

Плот – плоть тронь – трон рис – рысь


Фразы для чтения.

Не лезь в глубь – там грязь.

Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.

Бабе – бабьё семя – семья

Коля – колья чего – чьего

Дарю – Дарья браня – враньё

25 слайд. Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

(Восьмая группа блоков).

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская датская домашний

Акция деньжата артистка

Амплуа дибазол ассорти

Знание водная вольница

Горячка заморозь епископ

Изморозь качели лошади

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.

На небе ни тучи – быть жаре.


26 слайд. Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

(Девятая группа блоков).

Апрельская Ломоносов полширины

Базальтовый обыкновенная эссенция

Зеркальный падчерица фамилия

Диапозитивы революция энтузиазм

27 слайд. Также в своей практике использовала и игры.

Игры на развитие кратковременной памяти

«Фотограф». В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.

«Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом.  Дети должны за это время успеть прочесть слово.

«Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.

«Найди слова». Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти. И

другие.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить на уроке 25-30 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

Наблюдения показывают, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Когда дети станут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, повысится успеваемость и по русскому языку и по математике.

Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять

прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражне

ния на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно услож

нять их.

        Использование различных способов и приёмов способствует формирова

нию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и

эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание

детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в после

дующих классах.

28 слайд.

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Горт Ольга Васильевна

Дата: 28.08.2016

Номер свидетельства: 341078


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства