Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В статье из опыта работы приёмы формирования мотивации учения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеурочной деятельности.»
Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы не только учителя, но и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач при работе с детьми. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является именно познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению задач. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм работы и методов обучения, продумываю каждый урок, ибо урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. В современных условиях обучение детей должно способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребенка, развитию творческих способностей, стремлению мыслить и действовать самостоятельно. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие индивидуальных особенностей ребенка, развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. В своей работе с детьми на уроке считаю важным и стараюсь добиться того, чтобы каждый ученик работал в меру своих способностей, чувствуя и развивая эти способности. Дети охотно идут на урок, если все сорок пять минут они активно трудятся, стремясь приобрести новые знания, а уходят с чувством удовлетворения. Как этого достичь? Изучая опыт передовых учителей, имея свои скромные находки, приоритет отдаю активным формам работы на уроках и во внеклассной работе. Ведущая педагогическая идея опыта: формирование мотивации учения младших школьников при использовании активных форм работы. Начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Поэтому при обучении детей особое внимание уделяю использовании активных форм работы на уроках и во внеурочное время. Не секрет, что успешность развития ребёнка зависит от условий, при которых каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Степень новизны заключается в использовании комбинации элементов известных методик, в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса, так как для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей детей. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься учёные. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы незначительны. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитии ребёнка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учёбе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Поэтому перед учителем младших классов стоит проблема, как вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу, как активизировать их работу. Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». А ещё обучение должно быть интересным. В процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов – внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления, развитие и совершенствование которых будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей. Оттого, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышление, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач при работе с детьми. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является именно познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Целью данного опыта является создание условий для полноценного развития младших школьников на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира посредством формирования мотивации учения младших школьников при использовании активных форм работы. В настоящее время «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема формирования мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация — одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребенка. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Для формирования мотивации учения младших школьников я использую активные формы работы. Я стараюсь строить процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Такое построение обучения формирует учебно- познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности. Появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5—10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т.п. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке, ведь, как заметил А.Франс: «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Вместе с тем игра, являясь хорошим средством раскрепощения, активизации умственной деятельности ребенка, не должна подменять собой серьезную исследовательскую работу на уроке. Прав К.Ушинский, считавший, что «сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву — это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». Поэтому большую роль на уроке я отвожу глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи материала, не допуская небрежности в употреблении математических терминов и понятий, требуя этого и от учеников. Очень увлекают ребят логические задачи, которые наряду с заданиями творческого характера дают возможность раскрыть умственные способности школьников; поэтому я стараюсь использовать их на каждом уроке. Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом важно подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок — интересную задачу. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой — лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, я учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. При подборе заданий для нестандартного урока я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для основной массы учащихся. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т.д.). Активизация деятельности учащихся на уроке — одно из основных направлений совершенствования учебно- воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему, которая должна волновать и ученых- исследователей, и методистов, и учителей-практиков. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках у ряда учителей носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению грамматики и правописания в начальных классах является по сей день актуальной. Одним из приемов активизации деятельности младших школьников при изучении грамматики являются сказки. Но увлекаться этим видом работы учителю следует осторожно и в меру, не забывая об основных задачах урока. Объяснение нового материала в занимательной форме позволяет детям преодолеть пассивное отношение к теме, что способствует лучшему запоминанию и усвоению изучаемого грамматического материала. Закрепление и систематизация знаний по изученной грамматико – орфографической теме осуществляется в результате выполнения школьниками различных упражнений и зависят от характера этих упражнений. Необходимый эффект могут дать только те упражнения, которые представляют собой так называемые учебно- познавательные грамматические задачи, решение которых способствует росту мыслительной активности детей, заставляет их думать. В практике работы школы появилось немало интересных форм проведения заключительных уроков, где происходят актуализация и систематизация знаний детей по изученной грамматико-орфографической теме. Это уроки-зачеты, уроки типа КВН, уроки-олимпиады, уроки-путешествия. В чем я вижу преимущество этого урока? На мой взгляд, оно состоит в следующем: во-первых, на уроке царила атмосфера занимательности, сказочности, никто из ребят не оставался безучастным; во-вторых, каждый вид заданий, предлагаемый для выполнения, требовал от детей не только актуализации изученных знаний, но и умений применять эти знания в различных языковых ситуациях, умений думать, размышлять, систематизировать. Таким образом, иногда в процессе преподавания русского языка учитель может воспользоваться таким средством активизации деятельности младших школьников на уроках грамматики и орфографии, как сказочное путешествие в страну русского языка. Я работаю учителем начальных классов в сельской школе. Школа общеобразовательная. В первый класс приходят дети шестилетнего возраста. Как правило, дети не только не умеют читать, но и не знают букв. Чтобы учение стало интересным, занимательным я использую игру. Много лет я работала над проблемой «Игра — одно из средств активизации познавательных интересов детей». Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка вызвать творческий интерес к предмету . Ограниченность словарного запаса учащихся, низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствуют успешному обучению ребенка. Поэтому основное внимание на уроках обучения грамоте следует уделять выработке у шестилеток умений и навыков в произношении и правописании слов. В первую очередь я стремлюсь к тому: чтобы дети правильно услышали целый звуковой комплекс, разложили его на отдельные слоги, установили последовательность звуков в слоге и слове. У детей, не имеющих представления о звуковом составе слова, появляются ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Бывает, что дети не могут слить звуки в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. В подготовительной группе необходимо выработать правильное произношение трудных звуков и звукосочетаний, сформировать умение сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки звуков родного языка со звуками русского языка. Часто родители и учителя появление вышеперечисленных ошибок связывают с невнимательностью ребенка на уроке, небрежным отношением его к учебе, заставляют ученика заниматься дополнительно, но ошибки от этого не исчезают. Успешно вести работу по развитию фонематического слуха, активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речь, развить интерес к русскому языку можно с помощью игровых упражнений. Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Я не первый год работаю по УМК под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М.Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова). Именно в УМК под редакцией Н.Ф.Виноградовой уделяется большое внимание развивающей стороне обучения. Ребёнок сам заинтересован в конечном результате. Младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознаёт важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализировать свою деятельность, оценивает успехи, определят причины неудач и ошибок. Построение курса «Грамота» в контексте учебной деятельности ставит перед нами особые задачи – пересмотреть начальное обучение грамоте и математике так, чтобы специально создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности: учебно- познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. От того, насколько будут сформированы учебно- познавательные мотивы у младших школьников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения. Поэтому включены в обучение самые разнообразные интересные познавательные задания, введены в каждый урок в качестве обязательного компонента учебные дидактические игры – сделать процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассника, способствующим формированию мотивации обучения. Формирование учебной деятельности – процесс сложный и длительный, осуществляемый в совместной работе учителя с младшими школьниками. Я стараюсь строить процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта от ученика. А ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. «Субъективный» характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизация знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Такое построение обучения формирует учебно- познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности. Появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.