Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения.»
Формирование коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно - компетентной личности.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах сменного состава. Приступая к организации общения ребят в парах сменного состава, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:
ориентация в пространстве;
умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;
работа в постоянном шуме;
поиск нужной информации;
использование листков индивидуального учёта;
умение переводить образ в слова и слова в образ.
Эта работа делает уроки интересными, живыми, непохожими друг на друга.
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики и др.
Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
игровые приёмы;
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
1 «.Рассказ от первого лица»
рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;
повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».
2. «Комплимент»
сказать комплимент литературному герою.
3. «Сказка в заданном ключе»
введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку.
4. «Изменение сказочной развязки»
придумать другое окончание сказки, рассказа.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:
Ролевое чтение.
Ролевые диалоги.
Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения).
Придумать разговор героев произведения по телефону.
Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН.
Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно – познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.
Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.
Во – вторых, вырос интерес учащихся к учению. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в том числе из дополнительных источников.
В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.
В – четвертых, благодаря психологической диагностике было выявлено увеличение количества учащихся с высоким уровнем коммуникативности. Также увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. В – пятых, улучшается память учащихся, внимание.
В условиях формирования коммуникативных компетенций благодаря элементамтехнологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
В результате младшие школьники должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.