Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской активности младших школьников»
Шмелева О.Н.
Учитель начальных классов
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В обществе, которое с увлечением осваивает новые способы коммуникации, чтение серьёзных книг, к сожалению, перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Информированность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию. Желание знать обо всём сразу, специфический прагматизм в отборе информации приводит к тому, что происходит, по ёмкому замечанию психолога А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информацией».[ Леонов 1990]
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении [ФГОС 2010].
В школьную программу по литературному чтению включены лучшие образцы детской художественной литературы, которые развивают творческое воображение, призывают к сопереживанию, будят чувства и мысли, задают жизненные ориентиры, формируют жизненные ценности, обогащают речь и воспитывают чувство языка, т.е. пробуждают читательский интерес в детях.
На материале предмета «Литературное чтение» получают развитие универсальные учебные действия, которыми должен овладеть младший школьник. Развитию познавательной компетенции способствует формирование информационной грамотности. В учебнике применяются различные способы передачи учебной информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включаются задания, предполагающие активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
Например, сравнение - один из важных общеучебных навыков, умений и способов действия, выделяемых в стандарте. Младшие школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных текстов, например, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, произведений разных времен и народов. Разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, они продвигаются как в литературном развитии, так и общем развитии в целом. Задания на страницах «Проверь себя» инициируют познавательную рефлексию.
Какие же методы и приёмы, служащие повышению литературного образования, формирования читательской активности можно использовать на уроках литературного чтения? Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании, содружестве с информационно-коммуникативными технологиями. Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста. И современные технические новинки, как то электронные книги, всевозможные, так почитаемые современными школьниками гаджеты могут оказать неоценимую услугу учителю. Отсутствие наличия текста на уроке уже невозможно объяснить тем, что книги в библиотеке нет. Книгу, если хочешь прочитать, можно найти в любом формате.
Важным элементом урока являются ролевые игры: « я - читатель, исследователь, писатель, экскурсовод». Ролевая игра «Я - писатель» направлена на овладение навыками написания сочинения. Собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, басен, рассказов) занимает особое место как один из эффективных способов проникновения в тайны художественного образа; наряду со стихами известных поэтов приводятся стихи школьников (в учебнике 2 класса строки из детских стихов взяты в качестве эпиграфов), что пробуждает интерес детей к самостоятельному творчеству.
Ещё одна ролевая игра «я - экскурсовод», пожалуй, на сегодняшний день, самая востребованная. Учащиеся сами создают презентации, отбирают текстовый материал. Виртуальное посещение усадеб некоторых писателей или путешествие по городам стали уже привычными этапами уроков литературного чтения.
Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено», «Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»). Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, и разгадывание имён литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев книг по описанию.
Приемом повышения читательской активности ребенка является читательский дневник в форме презентаций произведений, прочитанных учеником за определенный период; обсуждение их. Работают на формирование читательских компетенций и различные формы уроков: урок - путешествие, проект, пресс- конференция, дискуссия, литературная игра; интегрированный урок и др.
Педагог Е. Мороз, делясь своим опытом развития читательской самостоятельности обучающихся, рекомендует с целью привития любви к чтению, предлагать ученикам помочь "распуститься дереву познания". Для этого педагог предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. Цветы - это карточки, на которых написано название книг, которые дети прочитали дома. Утром, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий ученики вместе с учителем подходят к дереву и называют сказки или рассказы, которые они прочитали. На уроке чтения несколько минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями [Мороз 2013].
Для формирования читательской активности на уроках очень хорош метод эмпатии (вживания) - что означает «вчувствование» человека, ребенка в состояние другого объекта, иными словами инсценировка произведений, игра. Данный метод необычайно эффективен, поскольку задействует неиспользованные обычно творческие возможности детей. Современное поколение детей – это не читающее поколение, а слушающее и глядящее. Поэтому эмпатия является прекрасным средством повышения интереса детей к чтению.
Светловская Н.Н. утверждает, что одним из условий развития читательских интересов у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением. А затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности [Светловская 2001].
Следующий метод можно назвать методом фантазии, он основан на работе с лексическим материалом разных тематических групп. Учащимся в группе по очереди предлагаются слова, с которыми нужно составить связный текст с сохранением сюжетной линии. Сложность задания состоит в том, что для выполнения задания дается ограниченное время, и данные слова принадлежат к разным тематическим группам. Данный метод развивает у учащихся творческое, неординарное мышление, скорость мыслительных и читательских навыков, чувство юмора и коллективизма, коммуникативность.
Итак, «начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием».[ ФГОС 2010]
Давайте искать пути - дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Чтобы в последствие нашим ребятам захотелось повторить слова Томаса Маколея – английского историка и видного политического деятеля 19века: «Если бы мне предложили стать королем- хозяином дворцов, садов и слуг, кормили вкусными- вкусными обедами… укладывали спать в мягкую- мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды - с единственным условием, чтобы я не читал книг - я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки». ».[ Радченко 2013]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алешина, Е. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений / Е.А Алешина // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : матер. Региональной науч.-практич. конф. г. Балашов, март 2010 г. / под ред. Е. Н. Ахтырской, Л. В. Борзовой [и др.]. Саратов : Наука. 2010. С.21-22
Карякин, Ю. Ф. Выступление на «Круглом столе»: «Латиноамериканский роман и советская многонациональная литература» // Латинская Америка. 1983, № 1, С.
Леонов, С. А. Речевая деятельность на уроках литературы.-М.:Наука,1990,32
Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct. htm, 2013 г.
Г.И Радченко Формирование читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГООС НОО http://pedsovet.org/, 20013г.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 11-18.
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1954.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки РФ.-М.:Просвещение,2010
Чубарьян О.С. Книга и чтение в жизни небольших городов. - М., 1973. С. 231-236.