Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков по программе УМК «Начальная школа 21 века»»
Формирование вычислительных навыков по программе УМК «Начальная школа 21 века»
Важным условием формирования вычислительных навыков является овладение учащимися способами ориентировки в выполнении умственных действий по использованию логических законов.
В целях обеспечения разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы в курс УМК «Начальная школа 21 века» включены элементарные сведения из разных математических дисциплин. Эти сведения образуют пять важнейших содержательных линий:
элементы арифметики;
величины и их измерение;
логико-математические понятия и отношения;
элементы алгебры;
элементы геометрии.
В учебном процессе я использую указанные линии, которые тесно переплетаясь, составляют единое содержание обучения с 1-го по 4-ый класс, обеспечивая необходимую преемственность.
Содержание образовательной области "Математика" позволяет мне сформировать у учащихся необходимые логические, арифметические, алгебраические и геометрические представления.
Теоретической основой вычислительных приемов в моей работе служат определения арифметических действий, свойства действий и следствия вытекающие из них. На основе этого можно выделить группы приемов, предусмотренных действующей программой, что дает возможность использовать общие подходы в методике формирования соответствующих вычислительных навыков.
1. Приемы, теоретическая основа которых - конкретный смысл арифметических действий.
К ним относятся: приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10 для случаев вида- а+2, а+3; приемы табличного сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 20; прием нахождения табличных результатов умножения, прием нахождения табличных результатов деления (только на начальной стадии) и деления с остатком, прием умножения единицы и нуля.
2. Приемы, теоретической основой которых служат свойства арифметических действий.
К этой группе относится большинство вычислительных приемов. Это приемы сложения и вычитания для случаев вида 2+8, 50+23, 67+32, 74+18; аналогичные приемы для случаев сложения и вычитания чисел больших, чем 100, а также приемы письменного сложения и вычитания; приемы умножения и деления для случаев вида 14∙5, 5∙14, 81:3, 18∙40, 180:20, аналогичные приемы умножения и деления для чисел больших 100 и приемы письменного умножения и деления.
Общая схема введения этих приемов одинакова: сначала изучаются соответствующие свойства, а затем на их основе вводятся приемы вычислений.
3. Приемы, теоретическая основа которых - связи между компонентами и результатами арифметических действий.
К ним относятся приемы для случаев вида 9 - 7, 21:3, 60:20, 54:18, 9:1, 0:6.
При введении этих приемов сначала рассматриваются связи между компонентами и результатом соответствующего арифметического действия, затем на этой основе вводится вычислительный прием.
4. Приемы, теоретическая основа которых - изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения одного из компонентов.
Это приемы округления при выполнении сложения и вычитания чисел (6 +9, 46+19, 512 - 298) и приемы умножения и деления на 5, 25, 50.
Введение этих приемов также требует предварительного изучения соответствующих зависимостей.
5. Приемы, теоретическая основа которых - вопросы нумерации чисел.
Это приемы для случаев вида 10 + 6, 16-10, 16-6, 57-10; аналогичные приемы для больших чисел.
Введение этих приемов предусматривается после изучения соответствующих вопросов нумерации (натуральной последовательности, десятичного состава чисел, позиционного принципа записи чисел).
6. Приемы, теоретическая основа которых - правила.
К ним относятся приемы для двух случаев: а∙1, а∙0. Поскольку правила умножения чисел на единицу и нуль есть следствия из определения действия умножения целых неотрицательных чисел, то они просто сообщаются учащимся и в соответствии с ними выполняются вычисления.
Все вычислительные приемы строятся на той или иной теоретической основе, причем в каждом случае учащиеся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительных приемов.
Свою работу по формированию вычислительных навыков я строю таким образом, чтобы ученик научился:
понимать смысл изучаемого, его ценность, логику развертывания новых знаний (их связь с предыдущим и последующим материалом)
видеть отношения между математическими объектами, понятиями
доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и выстраивать логическую цепь рассуждений
решать математическую задачу: самостоятельно проводить ее анализ (выделять в ней условие и вопрос, известное и неизвестное, устанавливать связи между ними), находить решение, переведя представленную в тексте задачи ситуацию на язык математических операций, выполнять расчеты, осмысливать результат решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ на поставленный вопрос, производить проверку решения задачи изученными способами.
Важно чтобы на каждом этапе решения ученик умел объяснять свои действия. Для этого я стараюсь научить детей четко выражать свои мысли, грамотно выполнять математические записи, то есть овладеть правильной письменной и устной математической речью на доступном им уровне.
В УМК «Начальная школа 21 века» введено новое содержание обучения путем расширения количества упражнений, которые реально невозможно использовать на уроке, поэтому я самостоятельно выбираю те или иные задания по конкретной теме и делаю подбор упражнений для индивидуальной работы.