В статье говорится,о формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.Психолого?педагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках в начальной школе »
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Моисеева Лариса Ивановна
учитель нач.классов МБОУ СОШ№1
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.
Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных, правильно ответили на вопросы. Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога М. Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится , учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы традиционного обучения в школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные. Психолого‐педагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Приоритетным направлением школьного образования становится форми- рование «умения учиться». «Человек рожден для мысли и действия»- говори- ли древние мудрецы. Учащийся сам должен стать «архитектором и строите- лем» образовательного процесса, т.е. самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятель ную организацию этого процесса.
Важнейшей задачей современной системы образования является форми- рование универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использо- вать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность действиями самих учащихся. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Познавательные УУД для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики.
Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, логических, знаково-символических. Использую методику «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной).Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С целью выявления сформированности общего приема решения задач использую методику А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой.
В разнообразных заданиях вычислительного и исследовательского характера учащиеся одновременно с освоением знаний по математике выполняют дешифровку текстов и на доступном для них уровне знакомятся с историей развития математического знания на Руси (например, алфавитной нумерацией на Руси, старинными русскими единицами измерения длины, массы, объема, историей календаря на Руси и др.). Применение игровых технологий помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
На уроках русского языка, литературного чтения провожу логические пятиминутки, которые построены на интересном для детей учебном и жизненном материале. Ученики имеют возможность научиться анализировать, обобщать, доказывать, использовать приобретенные учебно-логические умения как средство достижения учебной цели.
Работа в парах, группах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, обеспечивает возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. В своей работе использую такие групповые формы работы, как стратегии «Зигзаг» и «Уголки» в режиме технологии развития критического мышления.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (пунктуационные, лексические, орфографические). Совместно с детьми составляем правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Уровни учебных целей: Ознакомление, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка - имеют отношение к любому УУД.
1. Ознакомление: Вспомните и напишите (Напишите с помощью трёх прилагательных (или словосочетаний).
2. Понимание: Постройте прогноз развития (Подумайте, как бы могли развиваться события дальше).
3. Применение: Сделайте эскиз рисунка (схемы)
4. Анализ: Раскройте особенности…Выдели две части в отрывке. Объясни своё мнение.
5. Синтез: Изложите в форме… своё мнение (понимание)… Докажи...
6. Оценка: Оцените значимость...
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира и литературного чтения применяю интерактивную технологию - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебнаядискуссия. «Не стеснённое слово» ребенка, открытый диалог на уроке, свободная мысль, являются непременными условиями детского творчества.
Когда приступаю к изучению новой темы использую синквейн: "А что вы уже знаете об этом? Что думаете?" Анализируя полученные результаты, корректирую представления ребят о данном понятии в ходе изучения темы.
В частности, идёт активное становление познавательных УУД: выработка умения анализировать сравнивать, обобщать, интерпретировать, синквейн –это своеобразное краткое резюме на основе больших объёмов информации; развиваются личностные УУД, ведь при работе над синквейном каждый ребёнок должен самостоятельно сделать выбор нужных слов, фраз на основе социальных и личностных ценностей; регулятивных УУД, когда учащиеся планируют свою работу, пытаются спрогнозировать результат, оценивают то, что у них получилось; и, конечно же, коммуникативные УУД, когда дети учатся сотрудничать, увлечены общей идеей. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у школьника на уровне ассоциаций. В середине урока предлагаю им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и узнаю, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Когда проходил месячник «Защита от экологической опасности», учащиеся, работая в группах, выразили свои чувства и отношение к загрязнению окружающей среды через синквейны о природе.
Пчелка Природа
Маленькая, трудолюбивая Красивая, манящая.
Летает, опыляет, жалит. Берегите, любите, цените.
Приносит людям пользу. Дарит тепло- отплати добром
Медонос. Жизнь.
Работа над заданиями на уроках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль, возможность действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования. Использую задание «Рукавички» (Г.А. Цукермана), задание «Совместная сортировка» (Бурменская).
Школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).