kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Матер-класс.Формирование УУД в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Матер-класс.Формирование УУД в начальной школе»



Формирование УУд на уроках в начальной школе





Цель мастер-класса: презентация и обсуждение  приёмов работы на уроке, способствующих формированию  универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя  школ района.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

 

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

 Уважаемые коллеги!

В настоящее время мы с вами решаем очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищем ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

 

II этап. Актуальность проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мероприятия:  поработать   с приёмами формирования  универсальных учебных действий.

Мы с вами знаем,что УУД можно сгруппировать в четыре основных блока: СЛАЙД1

  1. личностные;

  2. регулятивные;

  3. познавательные;

  4. коммуникативные.

 

III этап.  Основная часть

Личностные действия СЛАЙД2 позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Например на Уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных  произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Для формирования личностных УУД можно предложить такие задания:СЛАЙД

  • Написать мини-сочинение.

  • Придумать загадку.

  • Составить тест.

  • Написать отзыв.

На уроках чтения мы часто проводим по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. СЛАЙД

  • Я почувствовал (а) …

  • Я увидел (а) …

  • Я улыбнулся (ась) …

  • Я вспомнил (а) …

  • Мне стало грустно …

  • Я бы продолжил (а) написанное так …

  • Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …

  • Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …

  • Будущее героев я представляю …

  • Произведение вызвало у меня чувства…

  • Накануне мы прочитали произведения льва николаевича Толстого Лев и собачка, СЛАЙД

  • Дорогие мои ребята ,давайте мы с вами поговорим об этом рассказе.

  • Спасибо

  • Слайд ВЫВОД-личностные УУД

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям) СЛАЙД

Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция  (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску).

Остановимся более подробно на целеполагании.СЛАЙД

1. Целеполагание.  Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых.

- Например один из приемов целеполагания, который можно использовать на уроке.

ДОРОГИЕ МОИ ПОМОЩНИКИ,ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН (Мультфильм «38 попугаев»).

- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

- А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

- Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показывает модель см и дм)

- Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

- Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

- А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длинЫ, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

- Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить ? Сформулируйте тему урока. (Метр)



- Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы:СЛАЙД познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)

- Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Спасибо ребята

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами поработали с приемом , который в называется  «Ситуация яркого пятна». А что в данном случае выступило ярким пятном,? Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычнЫй предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

Итак: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на: СЛАЙД

  1.  Побуждение учащихся к достижению цели.

  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои).

3. Принятие учащимися цели. («Зачем?»,   «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

 

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение

  • Коллективная проверка результатов

  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

  • Постановка цели урока. сЛАЙД

Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова.Дороги мои помощники,внимание на доску.Ваше задание,запишите на листочках предложения, вставв где необходимо разделительный мягкий знак «Таня … (пол…ёт) цветы. Мы совершили … (пол….ёт) на самолёте».

 Ребята,давайте проверим,что у нас получилось.Были ли у вас затруднения в выполнении задания?Давайте попробуем определить тему урока. Разделительный мягкий знак.

Группировка

Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).

 

Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, СЛАЙД работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира по теме «Вселенная. Солнце».

Земля – это одна из планет солнечной системы.

 

 

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

 

 

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

 

 

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

 

 

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

 

 

Земля движется вокруг Солнца.

 

 

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

 

 

 

Исключение

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее и подходят к теме урока . Например, окружающий мир СЛАЙД С ЖИВОТНЫМИ

2. Планирование учебной задачи.слайд Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю  план работы: слайд

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.

  2. Выбрать несколько слов из списка.

  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.

  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.

  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Далее провожу обсуждение:

  • Как вы думаете,  поможет вам данный план в составлении кроссворда?

  • Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?). Я предлагаю вам заняться выполнением этого задания

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

(практическая часть)

3. Контроль и оценка. Как любой управляемый про­цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. слайд

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:

  • решение обратной задачи;

  • проверка полученных результатов по условию задачи;

  • решение задачи различными способами;

  • моделирование;

  • примерная оценка искомых результатов (прикидка);

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки  являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.                         

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означает: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просилт в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. СЛАЙД

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю:



Если я сто-то не понял на уроке.«я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

-  прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Коммуникативные 

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в  группах повторяем правила работы в группе.

Правила работы в группе

Задание в паре

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь.

V. Рефлексия мастер-класса.                            

- Наша встреча подошла к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад  в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием  «Рефлексивный экран»

«Рефлексивный экран»

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

Спасибо за внимание.

 

А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапепланирования учебной задачи.

 

Приёмы планирования.

 

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 1)  Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

План:

  • Составить два ребуса.

  • Выбрать слова из списка.

  • Оформить работу красиво.

  • Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Прием ____________________________________________________

 

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам  математических понятий. Эля написала себе план работы.

План:

  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.

  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.

  3. Выбрать несколько понятий из списка.

  4. Составить кроссворд.

  5. Составить рассказ со всеми словами.

  6. Оформить работу красиво.

  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Прием ____________________________________________________

 

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение наКОНКУРС. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.               

Прием ____________________________________________________

План:

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.

  2. ________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________

  4. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Обсуждение по работе в группах.

- Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

  4. Составление своего плана решения учебной задачи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Матер-класс.Формирование УУД в начальной школе

Автор: Ермакова Марина Александровна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 401985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства