Данный материал будет полезен учителям начальной школы при подготовке к урокам. Здесь показаны образцы примеров использования различных УУД на уроках русского языка, математики, окружающего мира по УМК "Школа России", описаны отдельные этапы уроков и конкретные УУД, которые будут формироваться на данном этапе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Обсудите и обоснуйте свой ответ»
Виды деятельности.
Поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
- работать в паре; - ориентироваться на позицию партнера; - участвовать в диалоге, приходить к общему решению.
2. Учебник 1 часть с.30 упр.46,47 - тема «Главные и второстепенные члены
предложения».
«Рассмотрите схемы предложений. Какие предложения из упр.46 подойдут к этим схемам? Начертите схему к одному из других распространенных предложений упр.46. Объясните, как вы это сделали».
Коммуникативные УУД:
- работать в паре, группами;
- учитывать разные мнения, высказывать свое собственное мнения, аргументировать его;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
«Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка? Какие слова относятся к синонимам, антонимам? Что такое однозначные, многозначные слова? Подтвердите ответ примерами».
Коммуникативные УУД:
- работать парами; - планировать учебное сотрудничество; - строить монологическое речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Формирование регулятивных УУД
на примере предмета «Окружающий мир»
(автор А.А.Плешаков , УМК «Школа России»).
Учебник 2 часть с.30 – тема «Природные богатства и труд людей – основа экономики».
«Выберите у себя дома какой-нибудь из предметов, попробуйте изучить и коротко описать «рождение» этого предмета. Составить план сообщения, подготовить сообщение».
Регулятивные УУД:
- понимать ориентиры действия (целеполагание); - сохранять учебную задачу; - анализировать свою работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы; - осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учебник 2 часть с.83 – тема «Экономика и экология»
«Как связаны между собой экономика и экология? Дайте свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:
А) В одно стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.
Б) На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть».
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать уровень владения материалом (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»
3.Учебник 2 часть с.148 – тема «Страны Европы»
«Придумайте вопросы для викторины о странах Европы. Сюда можно включить вопросы – географическое положение стран, достопримечательности. А о чем ещё вопросы можно включить в викторину?»
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые дополнения (коррекция);
- прогнозировать результат;
- оценивать ход и результат работы;
- сравнивать свои ответы с ответами других.
Формирование познавательных УУД
на примере предмета «Математика»
(авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.) УМК «Школа России»,
3 класс.
Учебник 1 часть, с.5 – тема Числа от 1 до 100».
«Какие фигуры изображены на чертеже? На какие две группы их можно разбить? Найдите разные способы».
Познавательные УУД:
- устанавливать математические взаимоотношения между объектами;
- проводить сравнения по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- выполнять классификацию по нескольким самостоятельно найденным основаниям.
Учебник 2 часть с.41 – тема «Умножение однозначных чисел».
«Начерти ломаные линии, длина каждой из которых вычисляется так: 1) 1*2+3;
2) 2*3+4; 3) 3*4+5. Сравни выражения и , используя то же правило, составь выражения для вычисления следующей ломаной».
Познавательные УУД:
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленной задачей;
- представлять информацию в знаково-символической форме;
- строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
«Коля, Дима и Саша собрали вместе 30 грибов. Дима нашел в 2 раза больше грибов, чем Коля, а Коля – в 3 раза меньше, чем Саша. Сколько грибов нашел каждый из них? Сделай чертеж к задаче и реши её».
Познавательные УУД:
- анализ задачи;
- выявление известного и неизвестного;
- преобразование информации из текстовой в знаково-символическую для решения практических задач.
Формирование личностных УУД
па примере предмета «Литературное чтение»
(авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) УМК «Школа России»
«Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал своё произведение «Моя Родина»? Обсуди с другом»
Виды деятельности.
Определение отношения человека и его видов деятельности к окружающему миру.
Личностные УУД:
- умение работать в паре; - чувство сопричастности со своей Родиной.
2. Учебник 2 часть с.101 – тема В.Астафьев «Капалуха», рассказ.
« Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики. Мальчик «Возьмём!», «Да так». Рассказчик «Зачем?», «А что будет с капалухой?»Кто из них думает о птицах и окружающей нас при роде, как о живой, а кто относится беспечно, не задумываясь о последствиях?»
Виды деятельности.
Определение отношения к поступкам человека, их отношению к живому.
Личностные УУД:
- умение работать в паре; применение правил делового сотрудничества, проявление доверия к соучастнику деятельности; - умение определять качества характера других людей;
- понимание нравственного содержания поступков людей, оценивание этих поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
3. Учебник 2 часть с.102 – тема В.Астафьев «Капалуха», рассказ.
«Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир» и найди информацию о птицах в нем. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».
Виды деятельности.
Осуществление поиска и извлечение необходимой информации из дополнительных источников. Участие в коллективном мини-проекте.