Формирование социально активной личности младшего школьника во внеурочное время.
Формирование социально активной личности младшего школьника во внеурочное время.
Классный руководитель должен быть человеком творческим. Он создаёт свою лабораторию, которая помогает ему воспитывающую деятельность с учащимися сделать более увлекательной. И поэтому, важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его ста- новление, насколько успешно осуществится саморазвитие личности, реализуются его творческие способности, созадутся условия для акти-
визации усилий детей по решению их собственных проблем, играют лю- ди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социально активной личности младшего школьника во внеурочное время. »
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Садриева Г.Х.
учитель начальных классов
«Русско-татарской средней общеобразовательной школы №81
с углубленным изучением отдельных предметов»
Кировского района г. Казани.
Классный руководитель должен быть человеком творческим. Он создаёт свою лабораторию, которая помогает ему воспитывающую деятельность с учащимися сделать более увлекательной. И поэтому, важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его ста- новление, насколько успешно осуществится саморазвитие личности, реализуются его творческие способности, создадутся условия для акти-
визации усилий детей по решению их собственных проблем, играют лю- ди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.
Окружение влияет на становлении личности ребёнка, его социали- зацию. Процесс социализации начинается в самом раннем детстве, а именно в семье. И именно в семье первичная социализация оказывает, наиболее сильное влияние на становление личности и насколько ком - фортно будет чувствовать человек во взрослой жизни.
Таким образом, для корректировки влияющих на формирование процесса социализации, необходимы эффективные методы развития, с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Формировать социально активную личность школьника во вне- урочной деятельности эффективнее в режиме деятельности групп продлённого дня. Занятия в группах продлённого дня обеспечивают максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее пси- хосоциальное развитие, через коллективную совместную работу с учениками и учителем. Главное для меня, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.
В жизни школ игра не занимает ведущего места, она уступает уче- нию, но интерес к игре всё же остаётся, в особенности это характерно
для младших школьников.
Так, я во внеурочной деятельности, широко использую театра- лизованные игры (образно-ролевые, сюжетно-ролевые). Театрализованные игры хороши тем, что не требуют обязательного присутствия зрителей и профессиональной игры. Они же актёры, они же и зрители. Главное – общение. Это даёт возможность ребёнку по новому общаться со своими сверстниками, т. к. в театрализованной игре им при- ходится изображать разные эмоциональные состояния: грусть, слёзы, радость, ярость и т.д. Дети учатся навыкам перевоплощения, вырази - тельности речи, развитию воображения и коммуникативным навыкам.
До проведения игр, конечно же, проводится большая подготовитель- ная работа. Так перед игрой сказки по мотивам К.И.Чуковского «Муха Цокотуха» разбирался характер главных персонажей, разучивались отрыв- ки из стихотворения и, что не мало важно, научить ребят соотнести себя не только с положительными, но и с отрицательными героями произ - ведения. А перед проведением игры по сказке «Мойдодыр», детям пред- лагалась самостоятельно продумать костюмы тем героям, чей образ они будут «оживлять». Это и самовар, и подушка, и сам «Мойдодыр». Образы «Грязнули» и Крокодила – тоже характерны. Прослушиваются и прос- матриваются все варианты.
Наблюдение за детьми начинается с периода подготовки, выбора пон- равившегося образа, межличностных коммуникаций. Каждая наша сказка, как бы она не развивалась, заканчивается положительно – совместным танцем, песней, хороводом.
Следовательно, в процессе развития социализации во внеурочной работе с учащимися младших классов, следует применять приёмы и мето- ды игровой деятельности для развития коммуникативных навыков, поз- навательной активности. Это содействует преодолению неуверенности в себе, в собственных силах.
Воспитательное право школы воздействует на ребёнка и тогда, когда он находится вне школы, на каникулах, на отдыхе и т.п. И здесь ребёнок испытывает потребность в общении с другими людьми, благодаря кото- рому он развивается, приобретает социальные навыки. Летний период - это, по сути, свободное время школьников. И наша задача наполнить её значимыми событиями и интересным содержанием. Дети в возрасте от 7 до 13 лет не должны длительное время быть предоставлены самим себе. Многие родители в летний период объявляют «отпуск» в процессе воспитания. Уже много лет подряд, я с группой своих учеников в лет - ний период отправляюсь в летние оздоровительные лагеря Черноморско- го побережья. В летних лагерях происходит формирование новой детско-взрослой общности, которая состоит из детей разного возраста. Именно летом в лагере, далеко от родителей раскрываются все положительные и отрицательные черты ребёнка.
У каждого ребёнка есть индивидуальные интеллектуальные и творческие потребности. Реализовывать эти потребности помогают культурно-досуговые мeроприятия. Создаются в детском временном коллективе группы по интересам, проводятся психологические тренин- ги, направленные на развитие социальных умений и навыков: уме - ние сказать приятное, умение отказать, умение общаться, умение насто-
ять на своём, признать достижения сверстников.
Следовательно, и группы продлённого дня, и летние оздоровитель- ные лагеря в своей совокупности формируют воспитательное простран- ство во внеучебный период, т.е. систему социализации личности младше-
го школьника.
Литература.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб 1977
Выготский Л.С. Психология искусства – М.1977
Шипицина Л.М.,ЗащиринскаяО.В. Азбука общения: развитие личности ребёнка.-СРб 1998