У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи. У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
3
УЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «НАДЕЖДА» I-III СТУПЕНЕЙ
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Томан Любовь Алексеевна
руководитель методического объединения
учителей начальных классов
учитель высшей категории
старший учитель
г. Симферополь 2014 г.
В условиях классно-урочной системы очень часто возникают противоречия между едиными педагогическими требованиями к классу и разницей в качестве усвоения знаний каждым учеником. Их нельзя избежать даже путём индивидуального педагогического подхода.
У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи. У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.
Опираясь на данные психолого-педагогических исследований, мы пришли к заключению, что самым продуктивным путём формирования учебных умений и навыков является поэтапное овладение учащимися самостоятельной учебной деятельностью в специально организованных учебных ситуациях, где помощь учителя является дозированной.
Система предполагает три основных этапа формирования учебных умений и навыков:
подготовка к будущей деятельности;
ориентирование в содержании деятельности;
выполнение деятельности.
Каждый этап делится на конкретные действия. Из системы разработанных упражнений составляются модели структурных компонентов деятельности учащихся. Содержание компонентов определяется предметными программными требованиями учебного плана: русский язык, украинский язык, иностранный (английский) язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура, музыка и основы здоровья.
Обучение детей строится соответственно с общедидактическими требованиями: обеспечение последовательности перехода от простого к сложному, учёт специфики интеллектуального развития каждого ребёнка. Все действия школьники сначала выполняют по подражанию, потом по образцу и, наконец, по словесной инструкции.
Детально рассмотрим формирование каждого этапа:
Подготовка к будущей деятельности
Организация рабочего места: подбор необходимых для выполнения школьных задач принадлежностей, инструментов.
Ориентировка в будущей деятельности
Здесь используются три вида упражнений, которые отличаются мерой самостоятельности школьников во время выполнения программных задач и участием учителя в деятельности учащихся.
Педагог использует приём – сравнение выполненной работы с образцом, дети находят общие и отличительные признаки путём ответов на вопросы, проводят поэтапный анализ образца с помощью учителя.
Далее учащиеся по аналогии проводят реально-целостный анализ образца, отдельны несущественные элементы опускаются и выделяются самые важные.
В результате сопоставления детям легче представить результат будущей учебной деятельности и понять пути достижения цели.
С целью обучения понимания способов и последовательности выполнения учебных задач используются следующие виды упражнений:
выполнение действий по образцу, с комментариями учителя.
Наглядным примером является деятельность учителя, которая отражается в деятельности детей;
использование пооперационной карты-плана, аналогичных
упражнений с подробной инструкцией;
применение словесной инструкции с сопровождением,
демонстрацией образца выполнения учебных задач.
Дети учатся слушать инструкцию, рассматривать образец, сопоставлять их, словесно повторять инструкцию, практически выполнять упражнения и составлять устный отчёт о выполненной работе.
Исполнительская деятельность
Формирует у учащихся умения соотносить свои действия с планом и инструкцией. Это достигается путём трёх видов упражнений:
подражание действиям учителя, используя при этом план, словесную инструкцию и отчёт о каждом действии;
понимание роли плана и инструкции с помощью регулирования учителем действий учащихся;
выполнение самостоятельных заданий (помощь учителя носит только корректирующий характер для учеников, не усваивающих учебную тему).
Таким образом формируются умения и навыки видеть, выделять и исправлять ошибки, оценивая конечный результат своего труда, сопровождая комментариями. Усвоенные навыки могут использоваться на любом уроке. Они способствуют преодолению неуспеваемости у детей и являются основным условием внутриклассного самостоятельного дифференцированного обучения.
Что даёт такое «умение учиться» или учебная самостоятельность ребёнку?
Человек, умеющий учиться, умеет в сущности следующее: соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не ждёт, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, но ищет способы её решения.
В умении учиться выделяют две составляющие:
Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостаёт его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться. В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании. Если учащиеся на протяжении всего начального обучения будут предъявлять учителю только свои знания, если их будут всячески ограждать от встречи с ситуациями, где детские знания вступают в противоречие с новыми фактами, то в основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных.
Поисковые действия, которые необходимы для приобретения необходимых умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться. Этот вопрос имеет три ответа, три достойных способа выйти за пределы собственной (не)компетентности: самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; самостоятельно найти недостающую информацию в книгах или Интернете; запросить недостающие навыки у знатока, профессионала, наставника, умельца.
Умение учиться (учебная самостоятельность) ошибочно отожествляется с умением выполнять задания индивидуально, не обращаясь ни к кому за помощью. На ранних этапах обучения, когда ребёнок ещё не в состоянии справиться с новой задачей без всякой помощи, умение учиться обнаруживается в способности ребёнка инициировать учебное взаимодействие со взрослыми или другими детьми: высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез и т.д. Точками рождения учебных инициатив младших школьников являются встречи с новыми задачами, для решения которых учитель не даёт готовых образцов действия.
Необходимо помнить, что современная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань детской самостоятельности: средствами обучения педагоги могут вырастить (но в большинстве случаев не выращивают) в школьниках учебную самостоятельность (или умение учиться) как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Умение учиться как способность к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях обнаруживает себя не только в сфере познания, оно применимо ко всем сферам общественного сознания – науке, искусству, нравственности, праву.