kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

   У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи.  У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

3


УЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «НАДЕЖДА» I-III СТУПЕНЕЙ

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ







Томан Любовь Алексеевна

руководитель методического объединения

учителей начальных классов

учитель высшей категории

старший учитель















г. Симферополь 2014 г.







В условиях классно-урочной системы очень часто возникают противоречия между едиными педагогическими требованиями к классу и разницей в качестве усвоения знаний каждым учеником. Их нельзя избежать даже путём индивидуального педагогического подхода.

У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи. У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.

Опираясь на данные психолого-педагогических исследований, мы пришли к заключению, что самым продуктивным путём формирования учебных умений и навыков является поэтапное овладение учащимися самостоятельной учебной деятельностью в специально организованных учебных ситуациях, где помощь учителя является дозированной.

Система предполагает три основных этапа формирования учебных умений и навыков:

  • подготовка к будущей деятельности;

  • ориентирование в содержании деятельности;

  • выполнение деятельности.

Каждый этап делится на конкретные действия. Из системы разработанных упражнений составляются модели структурных компонентов деятельности учащихся. Содержание компонентов определяется предметными программными требованиями учебного плана: русский язык, украинский язык, иностранный (английский) язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура, музыка и основы здоровья.

Обучение детей строится соответственно с общедидактическими требованиями: обеспечение последовательности перехода от простого к сложному, учёт специфики интеллектуального развития каждого ребёнка. Все действия школьники сначала выполняют по подражанию, потом по образцу и, наконец, по словесной инструкции.

Детально рассмотрим формирование каждого этапа:

  1. Подготовка к будущей деятельности

Организация рабочего места: подбор необходимых для выполнения школьных задач принадлежностей, инструментов.

  1. Ориентировка в будущей деятельности

Здесь используются три вида упражнений, которые отличаются мерой самостоятельности школьников во время выполнения программных задач и участием учителя в деятельности учащихся.

Педагог использует приём – сравнение выполненной работы с образцом, дети находят общие и отличительные признаки путём ответов на вопросы, проводят поэтапный анализ образца с помощью учителя.

Далее учащиеся по аналогии проводят реально-целостный анализ образца, отдельны несущественные элементы опускаются и выделяются самые важные.

В результате сопоставления детям легче представить результат будущей учебной деятельности и понять пути достижения цели.

С целью обучения понимания способов и последовательности выполнения учебных задач используются следующие виды упражнений:

  • выполнение действий по образцу, с комментариями учителя.

Наглядным примером является деятельность учителя, которая отражается в деятельности детей;

  • использование пооперационной карты-плана, аналогичных

упражнений с подробной инструкцией;

  • применение словесной инструкции с сопровождением,

демонстрацией образца выполнения учебных задач.

Дети учатся слушать инструкцию, рассматривать образец, сопоставлять их, словесно повторять инструкцию, практически выполнять упражнения и составлять устный отчёт о выполненной работе.

  1. Исполнительская деятельность

Формирует у учащихся умения соотносить свои действия с планом и инструкцией. Это достигается путём трёх видов упражнений:

  • подражание действиям учителя, используя при этом план, словесную инструкцию и отчёт о каждом действии;

  • понимание роли плана и инструкции с помощью регулирования учителем действий учащихся;

  • выполнение самостоятельных заданий (помощь учителя носит только корректирующий характер для учеников, не усваивающих учебную тему).

Таким образом формируются умения и навыки видеть, выделять и исправлять ошибки, оценивая конечный результат своего труда, сопровождая комментариями. Усвоенные навыки могут использоваться на любом уроке. Они способствуют преодолению неуспеваемости у детей и являются основным условием внутриклассного самостоятельного дифференцированного обучения.

Что даёт такое «умение учиться» или учебная самостоятельность ребёнку?

Человек, умеющий учиться, умеет в сущности следующее: соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не ждёт, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, но ищет способы её решения.

В умении учиться выделяют две составляющие:

  1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостаёт его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться. В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании. Если учащиеся на протяжении всего начального обучения будут предъявлять учителю только свои знания, если их будут всячески ограждать от встречи с ситуациями, где детские знания вступают в противоречие с новыми фактами, то в основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных.

  2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения необходимых умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться. Этот вопрос имеет три ответа, три достойных способа выйти за пределы собственной (не)компетентности: самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; самостоятельно найти недостающую информацию в книгах или Интернете; запросить недостающие навыки у знатока, профессионала, наставника, умельца.

Умение учиться (учебная самостоятельность) ошибочно отожествляется с умением выполнять задания индивидуально, не обращаясь ни к кому за помощью. На ранних этапах обучения, когда ребёнок ещё не в состоянии справиться с новой задачей без всякой помощи, умение учиться обнаруживается в способности ребёнка инициировать учебное взаимодействие со взрослыми или другими детьми: высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез и т.д. Точками рождения учебных инициатив младших школьников являются встречи с новыми задачами, для решения которых учитель не даёт готовых образцов действия.

Необходимо помнить, что современная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань детской самостоятельности: средствами обучения педагоги могут вырастить (но в большинстве случаев не выращивают) в школьниках учебную самостоятельность (или умение учиться) как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Умение учиться как способность к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях обнаруживает себя не только в сфере познания, оно применимо ко всем сферам общественного сознания – науке, искусству, нравственности, праву.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Томан Любовь Алексеевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности "
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-samostoiatiel-noi-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "119452"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413435959"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация  на тему "Формирование субъекта учебной деятельности на уроках английского языка"ыка"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-na-tiemu-formirovaniie-subiekta-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-yka"
    ["file_id"] => string(6) "249958"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446997568"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация  на тему "Формирование субъекта учебной деятельности на уроках английского языка"."
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-na-tiemu-formirovaniie-subiekta-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "249966"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446997893"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация  "Технологии формирования универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-tiekhnologhii-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "234160"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443361004"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методические рекомендации  по формированию мотивации учебной деятельности "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-formirovaniiu-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "223249"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437463287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства