kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

   У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи.  У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

3


УЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «НАДЕЖДА» I-III СТУПЕНЕЙ

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ







Томан Любовь Алексеевна

руководитель методического объединения

учителей начальных классов

учитель высшей категории

старший учитель















г. Симферополь 2014 г.







В условиях классно-урочной системы очень часто возникают противоречия между едиными педагогическими требованиями к классу и разницей в качестве усвоения знаний каждым учеником. Их нельзя избежать даже путём индивидуального педагогического подхода.

У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи. У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.

Опираясь на данные психолого-педагогических исследований, мы пришли к заключению, что самым продуктивным путём формирования учебных умений и навыков является поэтапное овладение учащимися самостоятельной учебной деятельностью в специально организованных учебных ситуациях, где помощь учителя является дозированной.

Система предполагает три основных этапа формирования учебных умений и навыков:

  • подготовка к будущей деятельности;

  • ориентирование в содержании деятельности;

  • выполнение деятельности.

Каждый этап делится на конкретные действия. Из системы разработанных упражнений составляются модели структурных компонентов деятельности учащихся. Содержание компонентов определяется предметными программными требованиями учебного плана: русский язык, украинский язык, иностранный (английский) язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура, музыка и основы здоровья.

Обучение детей строится соответственно с общедидактическими требованиями: обеспечение последовательности перехода от простого к сложному, учёт специфики интеллектуального развития каждого ребёнка. Все действия школьники сначала выполняют по подражанию, потом по образцу и, наконец, по словесной инструкции.

Детально рассмотрим формирование каждого этапа:

  1. Подготовка к будущей деятельности

Организация рабочего места: подбор необходимых для выполнения школьных задач принадлежностей, инструментов.

  1. Ориентировка в будущей деятельности

Здесь используются три вида упражнений, которые отличаются мерой самостоятельности школьников во время выполнения программных задач и участием учителя в деятельности учащихся.

Педагог использует приём – сравнение выполненной работы с образцом, дети находят общие и отличительные признаки путём ответов на вопросы, проводят поэтапный анализ образца с помощью учителя.

Далее учащиеся по аналогии проводят реально-целостный анализ образца, отдельны несущественные элементы опускаются и выделяются самые важные.

В результате сопоставления детям легче представить результат будущей учебной деятельности и понять пути достижения цели.

С целью обучения понимания способов и последовательности выполнения учебных задач используются следующие виды упражнений:

  • выполнение действий по образцу, с комментариями учителя.

Наглядным примером является деятельность учителя, которая отражается в деятельности детей;

  • использование пооперационной карты-плана, аналогичных

упражнений с подробной инструкцией;

  • применение словесной инструкции с сопровождением,

демонстрацией образца выполнения учебных задач.

Дети учатся слушать инструкцию, рассматривать образец, сопоставлять их, словесно повторять инструкцию, практически выполнять упражнения и составлять устный отчёт о выполненной работе.

  1. Исполнительская деятельность

Формирует у учащихся умения соотносить свои действия с планом и инструкцией. Это достигается путём трёх видов упражнений:

  • подражание действиям учителя, используя при этом план, словесную инструкцию и отчёт о каждом действии;

  • понимание роли плана и инструкции с помощью регулирования учителем действий учащихся;

  • выполнение самостоятельных заданий (помощь учителя носит только корректирующий характер для учеников, не усваивающих учебную тему).

Таким образом формируются умения и навыки видеть, выделять и исправлять ошибки, оценивая конечный результат своего труда, сопровождая комментариями. Усвоенные навыки могут использоваться на любом уроке. Они способствуют преодолению неуспеваемости у детей и являются основным условием внутриклассного самостоятельного дифференцированного обучения.

Что даёт такое «умение учиться» или учебная самостоятельность ребёнку?

Человек, умеющий учиться, умеет в сущности следующее: соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не ждёт, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, но ищет способы её решения.

В умении учиться выделяют две составляющие:

  1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостаёт его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться. В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании. Если учащиеся на протяжении всего начального обучения будут предъявлять учителю только свои знания, если их будут всячески ограждать от встречи с ситуациями, где детские знания вступают в противоречие с новыми фактами, то в основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных.

  2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения необходимых умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться. Этот вопрос имеет три ответа, три достойных способа выйти за пределы собственной (не)компетентности: самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; самостоятельно найти недостающую информацию в книгах или Интернете; запросить недостающие навыки у знатока, профессионала, наставника, умельца.

Умение учиться (учебная самостоятельность) ошибочно отожествляется с умением выполнять задания индивидуально, не обращаясь ни к кому за помощью. На ранних этапах обучения, когда ребёнок ещё не в состоянии справиться с новой задачей без всякой помощи, умение учиться обнаруживается в способности ребёнка инициировать учебное взаимодействие со взрослыми или другими детьми: высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез и т.д. Точками рождения учебных инициатив младших школьников являются встречи с новыми задачами, для решения которых учитель не даёт готовых образцов действия.

Необходимо помнить, что современная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань детской самостоятельности: средствами обучения педагоги могут вырастить (но в большинстве случаев не выращивают) в школьниках учебную самостоятельность (или умение учиться) как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Умение учиться как способность к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях обнаруживает себя не только в сфере познания, оно применимо ко всем сферам общественного сознания – науке, искусству, нравственности, праву.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Томан Любовь Алексеевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности "
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-samostoiatiel-noi-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "119452"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413435959"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация  на тему "Формирование субъекта учебной деятельности на уроках английского языка"ыка"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-na-tiemu-formirovaniie-subiekta-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-yka"
    ["file_id"] => string(6) "249958"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446997568"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация  на тему "Формирование субъекта учебной деятельности на уроках английского языка"."
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-na-tiemu-formirovaniie-subiekta-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "249966"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446997893"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация  "Технологии формирования универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-tiekhnologhii-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "234160"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443361004"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методические рекомендации  по формированию мотивации учебной деятельности "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-formirovaniiu-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "223249"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437463287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2430 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1580 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства