Формирование положительного отношения к животным в начальной школе в процессе изучения курса "Окружающий мир"
Формирование положительного отношения к животным в начальной школе в процессе изучения курса "Окружающий мир"
Для преодоления отрицательного отношения детей к животным нужна специальная работа. А чтобы она была эффективной, необходимо разобраться в причинах деления детьми животных на добрых и злых. Дети считают тех или иных животных злыми потому что:
а) эти животные могут принести вред человеку (волк, тигр, крокодил «убивают людей», «волк убивает овечку, а она приносит людям пользу»),
б) вредят другим животным («убивают мелких животных», «собака обижает кошку»),
в) они «безжалостные», «совершают плохие поступки», «безобразно ведут себя». Причем один и тот же школьник мог объяснить причину своего негативного отношения к животному сразу всеми перечисленными причинами. Нетрудно заметить, что в данном случае дети не делают особых различий между человеком и животными. Как и человек, животные «могут совершать хорошие и плохие поступки», иметь положительные или отрицательные «черты характера», быть добрыми или злыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование положительного отношения к животным в начальной школе в процессе изучения курса "Окружающий мир"»
МБОУ КР ОО «Черкасская средняя общеобразовательная школа»
Автор:
учитель начальных классов
Хохлова Дина Николаевна
Формирование положительного отношения к животным в начальной школе в процессе изучения курса "Окружающий мир"
Для преодоления отрицательного отношения детей к животным нужна специальная работа. А чтобы она была эффективной, необходимо разобраться в причинах деления детьми животных на добрых и злых. Дети считают тех или иных животных злыми потому что:
а) эти животные могут принести вред человеку (волк, тигр, крокодил «убивают людей», «волк убивает овечку, а она приносит людям пользу»),
б) вредят другим животным («убивают мелких животных», «собака обижает кошку»),
в) они «безжалостные», «совершают плохие поступки», «безобразно ведут себя». Причем один и тот же школьник мог объяснить причину своего негативного отношения к животному сразу всеми перечисленными причинами. Нетрудно заметить, что в данном случае дети не делают особых различий между человеком и животными. Как и человек, животные «могут совершать хорошие и плохие поступки», иметь положительные или отрицательные «черты характера», быть добрыми или злыми.
Для преодоления негативного отношения к животным мною был использован прием создания игровых ситуаций, а именно инсценировка повести – сказки Р. Киплинга «Маугли», в которой дети могли бы поставить себя на место животных, выступить в роли их защитников
Дети очень восприимчивы к такого рода мероприятиям. После проведенной инсценировки уже никто из детей не считал волка злым животным. В лучшую сторону изменилось отношение детей и к другим животным. В дальнейших беседах появились высказывания типа «я не могу обвинять животных, такими их создала природа, и все они нужны».
Позднее детям было дано задание познакомиться с другими животными, попавшими в список «злых», после чего они написали сочинение на тему «Я хочу защитить...»
Конечно же детские высказывания еще далеки от строго научных, но достигнуто главное - эти животные стали им ближе, понятнее, «добрее».
Нравственно-экологическое воспитание предусматривает последовательное расширение методов и приёмов, применяемых для формирования положительного отношения к окружающему миру в процессе учебно - воспитательной работы. Это, прежде всего, методы экологической заботы, экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии, метод сочетания элементов очеловечивания природы с научными представлениями об изучаемых объектах и явлениях при постепенном увеличении доли последних, метод эмоционального («нравственного») противопоставления природных объектов человеку, метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных антропоморфических характеристик некоторых объектов природы и др.
Рассмотрим основные методические условия, необходимые для формирования положительных отношений к животным. На мой взгляд, формирование положительных отношений к животным достигается при сочетании разнообразных методов обучения - словесных, наглядных, практических, а также в сочетании коллективных и индивидуальных форм обучения.
Важнейшим направлением формирования отношения детей к окружающим людям, к другим живым организмам является формирование стремления поставить себя на их место. В процессе экспериментальной работы мы использовали методы, предложенные. С.Д. Дерябо, и В.А. Левиным.
Метод экологической идентификации (лат. idetiflcare - отождествлять) заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой этот объект находится. Например, при рассмотрении вопроса о водоемах зимой (темы «Зимние изменения в природе», «Водоем - природное сообщество») я предлагала школьникам сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько можно, затем отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственное ощущение в этой ситуации проецируется школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания сопровождается огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду. Не менее важным на наш взгляд является метод экологической эмпатии (от греч. empatheia -сопереживание), который заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия ему. В процессе работы я использовала вопросы типа «Что сейчас чувствует животное?», «Что сейчас испытывает собака - радость или грусть?».
Метод экологической рефлексии (от лат. reflexio -обращение назад) - стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает. Например, когда дежурные забыли вовремя полить свои комнатные растения, то мы задали вопрос: «Что они могли бы о вас подумать?»
Важнейшей задачей в области формирования экологических отношений младших школьников является трансформация присущих дошкольникам отношений антропоморфизации, олицетворения в отношения субъектификации, когда школьник продолжает относиться к природным объектам как к субъектам, но при этом эти субъекты выступают уже в качестве реальных представителей природы. Общий принцип управления процессом такой трансформации: не разрушая специально представления антропоморфизации, формировать у школьников научные знания об объектах и явлениях природы, экологических взаимодействиях. К таким методам относятся:
метод сочетания элементов очеловечивания природы с научными представлениями об изучаемых объектах и явлениях при постепенном увеличении доли последних. Например,с первоклассниками возможно использование таких игровых ситуаций, где растения просто жалуются на то, что им больно, когда их ломают, то позднее в аналогичной игровой ситуации может вводиться уже определенная экологическая информация. В процессе экспериментальной работы учитель зачитывает телеграмму из леса:
«Мне нужна помощь! Срочная!
Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле - на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь - их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.
Ваш Дятел». (В. Бианки «Телеграммы из леса».)
Учитель спрашивает: «Что случилось в лесу? Почему дятел обратился к вам за помощью? Про каких жуков сообщает дятел? Что происходит в весеннем лесу?»
Метод эмоционального («нравственного») противопоставления природных объектов человеку. Субъективное отношение человека к природе предполагает отношение к природным объектам как к реальным образованиям. Это означает, что школьник должен видеть отличие человека от других природных объектов. В то же время субъективность отношений должна оставаться. Это может поддерживаться приемом сравнения «нравственных» качеств человека и животных, который мы использовали при проведении эксперимента. Например, при формировании положительного отношения к волкам мы говорили, что представление о них как о злых, кровожадных животных надуманно. Что эти животные сейчас не опасны человеку, потому что их осталось очень мало, что хищники убивают других животных не потому, что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе, что злыми могут быть только люди, которые без особой нужды истребляют диких животных. Эмоциональное противопоставление этого животного человеку может быть стимулировано следующим приемом.
В инсценировке по повести-сказке «Маугли» «волки» (переодетые дети) защищают себя от напрасных обвинений:
«Волк» 1: Я хочу поставить под сомнение последний пункт обвинения - нападение на человека. Много небылиц написано о таких нападениях. Что интересно: чем меньше становится волков, тем охотнее печатаются книжки об их людоедских подвигах. Волк редко нападает на человека. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему старые волчатники очень храбрый народ? Есть молодцы, которые, отправляясь в лес за волчатами, вооружаются только мешком. Идет по деревне этот человек, помахивает своим «оружием». В окнах испуганные лица. А на лице волчатника усмешка. Волчица не тронет! С ружьем можно только навредить.
«Волк» 2: Они не только «храбры», но и жестоки: т.к. за взрослых волков платят больше, некоторые волчатники, найдя логово, не забирают волчат, а, перекрутив проволокой их ноги, так чтобы ходить не могли, оставляют их мучаться до осени. Бедные, искалеченные звери далеко от логова не уползут, но взрослые их не бросят, выкормят. Осенью придет этот человек, найдет подросших калек, и глядишь: лишние деньги у него в кармане.
В процессе экспериментальной работы нами применялся так же метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных антропоморфических характеристик некоторых объектов природы, описанный в работах А.В.Миронова.
Наделение некоторых представителей живой природы отрицательными качествами имеет свои истоки. Выявление причин негативного отношения человека к этим объектам и доведение их до школьников может способствовать трансформации таких отношений в положительные. В большинстве случаев олицетворение идет от народного фольклора, сказок поверий, в ряде случаев оно поддерживалось религией. Например, на уроке по теме «Природное сообщество мелкого водоема» мы рассмотрели информацию о неоднозначном отношении людей к лягушкам. В Древнем Египте, например, лягушка была символом плодородия и почиталась. С приходом христианства она попала в разряд «нечистых». В средние века лягушки считались «посланцами дьявола». Крестьяне объясняли ночные кошмары и давление на грудь приходом гигантской жабы, которая обхватывает лапами грудь человека и душит его. На Руси раньше брезговали даже сомом, поскольку он питается лягушками.
В практике экологического образования формирование отношений субъектификации может проходить с помощью различных приемов.
Один из таких приемов - написание учениками писем любимым животным (прием описан Н. Рыжовой), так же был использован мною в работе. Суть приема - написание писем любимым животным по заданной учителем схеме и обсуждение «ответов животных». Ценность приема заключается в сочетании элементов антропоморфизации с детальным изучением экологии этого животного, что способствует развитию отношений субъективизации. В процессе написания письма дети общаются с животными «на равных», осознают себя такой же частью природы, как и все остальные организмы. Дети составляют адрес животного, то есть усваивают представление о местообитании живых организмов, о связи животного со своим домом (например: Лесная страна. Смешанный лес. Сухая осина (дупло). Большому пестрому дятлу). Здесь же составляется анкета любимого животного: профессия (понятие «экологическая ниша»), чем питается, враги, одежда (представление о защитной окраске, защите от холода), и, наконец, пишется само письмо с приглашением животного в гости. Ответы животных составляются учителем. В заключение проводится обсуждение писем и ответов.
Другим приемом могут служить ролевые игры, в которых дети играют животных в определенных экологических ситуациях, тем самым, выполняя действия в воображаемой ситуации, воссоздавая «мысли», поведение того или иного животного. В качестве примера можно привести инсценировку по повести-сказке Р. Киплинга «Маугли». После прочтения сказки дети в роли волков участвовали в Совете стаи, где волки опровергали выдвигаемые человеком обвинения: уничтожение домашних и диких животных, распространение опасных болезней, нападение на человека. Здесь дается и строго научная информация о санитарной роли этих хищников в экосистемах, используется и прием параллелизма - проведение параллелей из жизни волка и человека (информация о трогательной заботе волков-родителей о своих детях, стимулирующая невольные ассоциации с поведением людей).
Большую роль в формировании положительного отношения к животным на мой взгляд имеют методы формирования чувства родства с природой. Способствовать формированию и развитию отношения к природе как своим близким родственникам можно следующими методами.
Метод поиска сходства природных объектов с человеком. Сравнение растений, животных с человеком, самим школьником в природоведческом и экологическом образовании в настоящее время получает все большее распространение. Метод может быть реализован с помощью следующих приемов:
Выявление морфологического сходства. Прием реализуем при сравнении человека с животными и в первую очередь с наиболее близкими родственниками человека - млекопитающими, например, в заданиях типа: найди сходные органы у человека и животных, соедини их на рисунке (на рисунке изображены мальчик и обезьяна).
Выявление физиологического сходства. Уместно сравнение человека, как с животными, так и с растениями. Прием может быть реализован при параллельном (человек - животное - растение) рассмотрении процессов дыхания, питания.
Выявление поведенческого сходства – проведение параллелей между поведением человека и поведением животных. Во многих случаях это поведение идентично и положительно (забота о потомстве, игры детей), в других случаях, хотя аналогии и прослеживаются, поведение животных оценивается как «безнравственное» (поведение кукушки) и подлежит соответствующей оценки с экологических позиций. Прием может быть реализован в заданиях типа: найди на рисунках сходство между действиями людей и животных, похожие случаи соедини карандашом (на рисунках изображены игры детей и игры щенят, общение родителей с детьми и др.).
Использование терминологии, принятой среди родственников. Использование терминологии, принятой в общении родственников, типа «все мы одной крови», «братья наши меньшие», «наши ближайшие родственники» (о млекопитающих), а также выражений с использованием термина «родной» - «родная природа», «родная ты моя» (по отношению к кошке, собаке) непроизвольно способствует становлению у детей чувства родства с природой.
Есенинское выражение «братья наши меньшие», отражая родственность всех живых существ, в настоящее время стало весьма распространенным. Оно стимулирует отношение к живым существам как к более слабым родственникам - братьям, о которых нужно заботиться. Однако в контексте эволюции природы и происхождения человека последний, напротив, выступает как младший брат по отношению к другим природным существам, поскольку на Земле он появился совсем недавно, гораздо позднее большинства других обитателей планеты. Для иллюстрации этого положения используется распространенный прием: весь период существования живой природы принимается за один год, и тогда оказывается, что человек появился в самом конце года - в 16 часов 31 декабря.
Но не менее важно научить младших школьников взаимодействовать с окружающей природой. С этой целью нами была проведена экскурсия в ближайший лес. Перед походом в лес учитель настроил школьников на то, что им предстоит «идти в гости к Лесу». А когда идут в гости к тем, кого уважают, то одеваются соответственно: поаккуратнее, покрасивее, а не как попало. Если предстоит собирать грибы, то надо заранее подготовить для них такую корзинку, в которой грибам «будет удобно», в которой они будут особенно красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтиленовый мешок, в котором они непременно превратятся в скользкое месиво.
Кроме того, хотелось бы поделиться ещё одним методом, который я использовала в своей работе. Это метод экологической заботы. Заключается он в педагогической актуализации активности личности, направленной на оказание помощи и содействие природным объектам, особенно в трудных для них ситуациях. Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов.
Метод можно проиллюстрировать следующей ситуацией, которая произошла во время проведения общественно полезного труда. Во время уборки школьной территории при разборке кучи битого кирпича, листов шифера под ними было обнаружено более десятка жаб, тритонов, которые устроились там на зимовку. Школьники приняли решение перенести их в подходящее место, и земноводные перекочевали в укромный уголок под штабелями досок, где условия были для них вполне подходящими.
Этические знания и отношения формируются на уроках «Окружающего мира» при работе с научно-популярной литературой. Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность. Особую роль играют творческие задания. В ходе экспериментальной работы мы предлогали учащимся устные сочинения "Кому светит солнце?", "Какой я друг?", "Чего я боюсь в этой жизни?"
Творческие работы могут основываться как на литературном, так и на жизненном материале, включать знания, требующие осознания состояний близких людей ("Когда мой друг радуется", "За что сердятся на меня мои родители?", "Я глазами одноклассников").
Для развития чувственно-наглядного восприятия школьников полезно на экскурсиях в природу организовать наблюдения и проводить беседу примерно по такой схеме:
1. Посмотрите, как красиво...
2. Что вам больше нравится в окружающей природе?
3. Покажите самый красивый объект.
4. Чем он красив?
5. Давайте рассмотрим его форму, цвет, запах (или звуки), их сочетание.
6. Есть ли подобные проявления у других наблюдаемых объектов?
В результате таких наблюдений и бесед дети начинают задумываться над тем, что красота имеет свои формы проявления.