Формирование оценочной деятельности младших школьников.
Формирование оценочной деятельности младших школьников.
Ключевым вопросом на одном из наших методобъединений стал вопрос о формировании оценочной деятельности. Система оценки и контроля в начальной школе ставит более важную задачу-умение проверять и контролировать себя,критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.Буду рада своим материалом помочь коллегам в подготовке к выступлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование оценочной деятельности младших школьников. »
Формирование оценочной деятельностимладших школьников
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Но очевидным выглядит тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самих обучаемых, делает затруднительным сам процесс обучения.
Система контроля и оценки в начальной школе не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения
Начальная школа должна измениться так, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка.
Откровенная заинтересованность ребенка, любознательность и инициативность - вот очевидные показатели, что идет процесс развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания.
Для решения данной задачи требуется создание следующих психолого-педагогических условий:
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
Полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми.
Развивающие педагогические технологии.
Предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, организованная в зависимости от возрастной специфики его развития.
Возможность выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей и их родителей) образовательных программ, педагогических технологий, материалов и средств деятельности.
Главная задача образования - выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная школа. Начальная школа рассматривается не изолированно, а как элемент целостной системы в рамках непрерывного образования.
Человек, умеющий учиться, соизмеряет свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не ждёт, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, он ищет способы её решения.
Сложившаяся практика контроля и оценивания зачастую не учитывает личностные особенности учеников и создает стрессовые ситуации. Педагог высказывает свое личное мнение о ценности ученических усилий и достижений с помощью отметки, что приводит к повышению тревожности детей, искажению учебной мотивации, возникновению страха перед школой. Более того, в отметке сосредотачивается вся власть взрослого над ребенком, что способствует воспитанию человека – исполнителя и подавляет индивидуальное “Я” школьника.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол - отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Опасно применение цифровой отметки при обучении детей в 1,2 классах начальной школы, ибо в первые годы обучения дети еще не способны правильно понять нормативную отметку. Известен пример, который приводит в своей работе «Воспитательная и образовательная функция отметки» Ш.А. Амонашвили. Он описывает диалог двух первоклассников, возвращающихся домой из школы. Один ребенок спрашивает у другого: «У тебя уже есть отметки?» «Да», - отвечает первый и с гордость добавляет: «Уже три двойки». А второй с горечью констатирует: «А у меня только одна пятерка».
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах
Мой опыт работы по безотметочной системе обучения показывает что:
Детям стало интереснее учиться;
Отпали неуверенность и боязнь получить плохую отметку;
Каждый ребенок продвигается в развитии в своем индивидуальном темпе;
Улучшилось общение учащихся;
Дети стали объективнее себя оценивать.
Особое место в современных подходах к оценке достижений младших школьников занимают методы наглядной самооценки.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих качеств и места среди других людей
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Самооценивание неотрывно от умения контролировать.
При безотметочном обучении складываются особые отношения между учителем и родителями. Наша совместная цель – не наказывать ребенка, а найти способ помочь ему.
Оценивание предполагает:
первоочередное право ребенка на оценку собственной работы;
наличие понятных учащемуся критериев, по которым он осуществляет действие оценки;
специальную педагогическую работу, начатую с первых же дней обучения ребенка в школе и направленную на формирование у него умения оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу (в плане определения возможностей и способов ее решения) и результаты выполнения своей работы.
Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения, построенные на основе критериев бальной отметки. Так, оценивая работу ученика, учитель фиксирует уровень выполнения требований:
справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал;
справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т.д.;
выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.;
выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это….
Эти суждения показывают степень соответствия требованиям и просты для использования. Однако, они имеют существенный недостаток - могут быть восприняты детьми как бальная оценка и переведены в баллы. Это снижает их обучающую и стимулирующую функцию.
Учитель может строить такие суждения, опираясь на памятку:
выдели, что должен делать ребенок;
найди и подчеркни, что у него получилось;
похвали его за это;
найди что не получилось, определи на что можно опереться , чтобы получилось;
сформулируй, что еще нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребенок уже умеет (найди этому подтверждение); чему надо научиться, что (кто) ему поможет.
Такие оценочные суждения позволяют раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Оценочные суждения четко фиксируют, прежде всего, успешные результаты («Твоя работа может служить образцом», «Какие красивые буквы ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень постарался сегодня» и т.д.). При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития («Какой сложный пример ты сегодня решил сам», «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал»)
Существует много слов сказать ребёнку «Я тебя люблю», «Ты мне дорог», все их знают. Приведу лишь некоторые из них:
ты сегодня много сделал
с каждым днём у тебя получается всё лучше
ещё лучше, чем прежде
ты на верном пути
ты в этом разобрался
я тобой горжусь, знал, что тебе это по силам
именно этого мы давно ждали
остроумно
экстра – класс
талантливо
ярко, образно
очень эффектно
ты ловко это делаешь
это как раз то, что нужно
сказано здорово – просто и ясно
мне очень важна твоя помощь
работать с тобой просто радость
для меня важно всё, что тебя волнует, радует, тревожит
тут мне без тебя не обойтись
я горжусь тем, что тебе это удалось
Применяемые виды поощрений, позволяет выделить следующие средства их выражения:
мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка учителя, ласковый одобряющий взгляд, пожатие руки, поглаживание по голове и др.);
словесные («Умница», «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т.п.);
материализованные (поощрительный приз, значок «Грамотейкин», «Лучший математик» и др.);
деятельностные (Ты сегодня выступаешь в роли учителя, тебе дается право выполнить самое трудное задание; выставка лучших тетрадей; ты получаешь право писать в волшебной тетради; сегодня работу ты будешь выполнять волшебной ручкой).
Причем поощряются не только успехи в учебной деятельности детей, но и старание ребенка (присваивается звание «Самый старательный», конкурс «Самая аккуратная тетрадь» и др.), взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной семейке», звание «Самый лучший друг»).
Удобным инструментом оценивания может стать шкала, которая напоминает ребенку измерительный прибор. На уроках в первом классе я уделяю этому большое внимание. С помощью шкалы можно измерить все что угодно. Например, в тетрадке ребенка крестик, точка, поставленный на самом верху линеечки, будет обозначать, что в диктанте не пропущено ни одной буквы, в середине - что пропущена половина букв, и в самом низу - если не написано ни одной буквы. При этом на другой линеечке крестик внизу может означать, что все слова в диктанте написаны отдельно, в середине - что отдельно написана половина слов и т.д. Такая оценка:
позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);
удерживает учебную функцию отметки: крестик, точка на шкале отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная шкала только в собственной тетрадке).
Оценка при помощи шкалы организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке «почерк» отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям.
Оценка должна фиксировать достижения ученика, отслеживать его продвижения в личностном развитии. В связи с этим хорошо работает система критериев при осуществлении текущего контроля: П - правильность, К - красота, Ст - старание, Тр - трудность и т.д. Дети сами оценивают работу (ставят горизонтальную черту (одну или несколько) на полях, с указанием критерия, в соответствии с которым хотели бы себя оценить).
Ещё один вид оценивания результатов – «Дерево успеха». В конце дня или урока дети прикрепляют на дерево: плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло неплохо; зеленый листик - не все получилось, но я старался; желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно работать.
Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после ее выполнения и показать свой результат учителю, мы перешли на формирование оценочной самостоятельности с помощью цветных сигналов:
жёлтый цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;
зеленый цвет - допущены неточности;
синий цвет - надо постараться, и успех придет.
Цветные сигналы также удобно использовать и для рефлексии учебной деятельности на уроке:
красный цвет - работа понравилась, хочу выполнить еще;
зеленый цвет — работа понравилась;
синий цвет - работа не понравилась, потому что...
С помощью цветных сигналов дети могут рассказать:
комфортно они чувствовали себя на уроке или некомфортно;
удачно был подобран материал для урока или неудачно;
успели они выполнить работу или не успели;
устраивает их предложенная работа или не устраивает и т.д.
«Зонтики настроения»
В начале и в конце урока дети в своих тетрадях рисуют зонтики настроения: радужные или нет.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!"
Я использую в своей работе, как разновидность оценочной деятельности портфолио.
Учебное портфолио - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующего не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; выставку учебных достижений учащихся по данному предмету за данный период времени (четверть, полугодие, год - на выбор).
Основной смысл учебного портфолио - "показать все, на что ты способен".
Педагогическая философия учебного портфолио как формы оценки предполагает:
смещение оценки с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.
Надо помнить, что идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего-то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.