Формирование личностных УУД в начальной школе 9из опыта работы).
Формирование личностных УУД в начальной школе 9из опыта работы).
Данная разработка включает в себя практический материал из опыта работы по теме формирования универсальных учебных действий в начальной школе. В работу входят примеры по различным учебным предметам. а также по надпредметному курсу "Мир деятельности". В рекомендацию входят различные приёмы по формированию личностных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД в начальной школе 9из опыта работы).»
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, которые позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным УУД относятся:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
-желание приобрести новые знания, умения совершенствовать имеющиеся;
-осознавать трудности и стремиться к их преодолению;
-осваивать новые виды деятельности;
-участвовать в творческом созидательном процессе и др.
Каждый учитель, входя в класс, думает о том, чтобы ученики получили удовлетворение от результатов своей учебной деятельности. Для этого мы стремимся находить приемы, способствующие атмосфере всеобщей заинтересованности, сотворчества. Если мы, учителя, отмечаем старание и успехи ребенка в процессе учения, то эмоциональное удовлетворение благодарного ученика не заставит себя ждать.
Второй год я работаю по системе «Школа 2100». С самого начала обучения в школе мои ученики задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и стараются находить ответ на него. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль.
Для развития смыслообразования я использую разные приемы мотивации школьников. Чтобы детям было интересно, радостно от процесса обучения, придаю урокам эмоциональную окраску, вовлекаю в активную познавательную деятельность. Дети всегда ждут чего-то интересного, захватывающего, нового. Они хотят радоваться своим успехам и удачам товарищей. Часто на уроке использую элементы соревнования, ведь одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации – мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться успеха.
На мой взгляд, особенности формирования личностных УУД наиболее ярко просматриваются на уроках литературного чтения, потому что предмет «Литературное чтение» как никакой другой способствует личностному развитию ученика.
На уроках литературного чтения стараюсь создавать такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка.
Использую проблемные ситуации со столкновением мнений (высказывание своего отношения к прочитанном с аргументацией, анализ характеров и поступков героев -умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции).
Так, в народной сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» ученики прослеживают «судьбу героя Ивана», детям близки и понятны чувства, поступки героя сказки. Они способны увидеть и оценить смелость, настойчивость, трудолюбие.
В сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» учащиеся осуждают жадность и глупость. Анализируя поступки, старуху и старика не относят к положительным героям и приходят к мысли, что жадность – один из пороков, который должен преодолеть каждый. Это только частные примеры, которые позволяют убедиться, что поиск жизненных ориентиров начинается в раннем детстве.
Нельзя недооценивать и роль математики как важнейшего средства коммуникации. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
На уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими.
Во 2 классе по учебнику «Математика» Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой и др. Образовательная система «Школа 2100» формируются личностные УУД:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи;
- понимать свои желания и цели по отношению к общим и индивидуальным учебным задачам.
Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Например, на уроке «Таблица умножения и деления на 4» обучающиеся самостоятельно составляют таблицы умножения и деления на 4, доказывая истинность высказываний, находя значение выражений с помощью вычислений.
Надпредметный курс «Мир деятельности» в достаточной полноте формирует личностные УУД. На занятиях закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Действительно, человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами. Он должен уметь чётко выражать свою мысль, адекватно понять мысль оппонента. Обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями. Уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал.
Учащиеся хорошо знают 2 этапа и 12 шагов учебной деятельности, которые прослеживаются на каждом уроке.
Для развития ЛУУД использую разные образовательные технологии:
Проблемно-диалогическую технологию
Технологию продуктивного чтения
Технологию оценивания образовательных достижений
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях провожу работу в малых группах, парах (предварительно вспоминая правила такой работы). Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта, точками зелёного цвета ● выделены задания, предусматривающие групповую форму работы.
Преимущества такой технологии заключается в следующем:
Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся. Необходимым компонентом урока является создание заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Исследуя особенности групповой работы, я пришла к выводу, что такая форма работы: способствует реализации общественно-воспитательных целей, приучает к ответственности, готовности оказать помощь другим; способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность; расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися. Групповая деятельность оказывает мощное стимулирующее воздействие на ребёнка, помогает раскрываться личностям с неявными лидерскими качествами; происходит взаимное обогащение членов группы.
Становлению человека, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала способствуют нетрадиционные уроки. Это уроки - сказки, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Нестандартные уроки - одно из важнейших средств обучения в личностно ориентированном образовании, так как формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Детям очень близка игра. Поэтому часто использую игровые моменты, ситуации, которые развивают у учащихся интерес к предмету. Использование игровых технологий на уроках, бесспорно, способствует созданию неформальной обстановки, которая позволяет ученикам раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок интересным, увлекательным не в ущерб его содержательной линии. Важно при этом помнить, что игра на уроке - это не забава, а сложный, но интересный труд.
Думаю, нельзя отдать предпочтение каким-то отдельным приёмам или оценить эффективность той или другой технологии, потому что учебно-воспитательный процесс сам по себе многогранен, и должный результат даёт лишь комплексная и систематическая работы. Самое же главное при формировании личностных универсальных учебных действий – помочь детям найти верные смысловые ориентиры, сделать первые, но уже уверенные шаги к самостоятельности, ответственности за себя и своих близких, настойчивые шаги к успешности и уверенности в своих силах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение