«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ»
«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ»
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Двигательный навык формируется медленно. Быстрее он развивается впервые два года, а затем идёт постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества.
Дети же с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.
Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ»»
«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ»
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Двигательный навык формируется медленно. Быстрее он развивается впервые два года, а затем идёт постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества.
Дети же с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.
Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.
Почему? Каковы же причины?
Я вижу причины в том, что:
*Помимо основного диагноза у детей существуют ряд сопутствующих заболеваний (астенический синдром, нарушения моторики, эпилепсия и т.д.), которые резко тормозят их общее развитие.
*Практически 1-2 ребёнка из класса, до поступления в школу, посещали детский сад. У меня в классе только один ребёнок посещал детский сад. А в детских садах ведется большая работа по общему развитию и моторики кистей рук.
*Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они соц. пед. запущены и имеют низкий кругозор
Поэтому, дети при поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.
Цели:
* изучение психофизических особенностей учащихся класса.
*осуществление в процессе уроков коррекционных мероприятий.
Задачи:
*Повышение уровня общего развития учащихся.
*Выработка навыка аккуратного, разборчивого и желательно,
каллиграфически правильного письма.
*Воспитание мотивационной основы учения (желание учиться)
Для эффективного решения поставленных целей при поступлении учащихся в 1 класс знакомлюсь, беседую с детьми, родителями или опекунами, изучаю документы, даю диагностические задания, с письменного разрешения родителей, опекунов.
Рекомендую методику «Дорожки» (по Л.А.Венгеру). По этой методике определяю уровень подготовки руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными действиями, чтобы затем определить содержание уроков обучения письму, учитывая особенности подготовки к овладению письмом.
Программа 1 класса коррекционной школы 111V вида состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет один месяц первой четверти. Если в классе дети с более низким уровнем развития. Этот срок может быть увеличен до полутора – двух месяцев.
Основные задачи добукварного периода:
*Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками
письма.
*Прививать навыки правильной посадки во время рисования и
письма.
*Учить правильному расположению тетради на парте.
*Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.
*Различать рабочую и вспомогательную строчки.
*Прививать интерес к обучению.
В добукварный период в уроки письма включаю такие задания, как
*Лепка
*Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям
*Составление фигурок из счётных палочек по образцу
*Игры с мозаикой
*Рисование мелом на доске
*Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.)
*Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка
*Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.)
*Обведение рисунков по точкам
*Рисование по данному рисунку
*Штриховка рисунков и др. задания.
Все эти задания помогают ребёнку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.
В букварный период знакомлю с рукописным начертанием строчных и прописных букв.
Для создания двигательного образа буквы использую такие методики:
Непосредственная помощь ученику;
Обведение букв, написанных
*на доске;
*в тетрадях;
*карандашом;
*пунктирными линиями или точками;
3. Письмо в «воздухе»;
4. Использование кальки или целлофана;
5. Письмо мокрой тряпкой;
6. Письмо мокрыми пальцами на доске;
7. Письмо под счет в определённом ритме.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в букварный период:
В структуру каждого урока обучения письму, во 2, 3, и 4 классах ввожу пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры.
Пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры провожу в течение 3 – 5 минут в начале каждого урока. Их цель:
Размять мышцы рук учеников. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, контролировать внимание на одном виде деятельности.
Кроме пальчиковой гимнастики в уроки включаю графические упражнения, а в уроки математики и графические диктанты, способствующие развитию мелкой моторики и координации движении руки, зрительного восприятия и внимания. Важно, чтобы графические задания имели смысловую значимость. Поэтому для рисования выбираю такие объекты, как дорожки, волны, радуга, клубы дыма, чешуйки рыб и т. д.
Во 2 классе продолжаю совершенствовать технику письма. Упражнения по чистописанию провожу ежедневно по 5 -8 минут. Содержание заданий связываю с материалом урока. Отрабатываю наиболее сложные для учащихся формы букв, которые ими труднее всего даются. Все буквы (строчные и заглавные) я делю на группы, сходные по написанию и распределяю их в порядке усложнения написания.
1 -2 четверть –строчные буквы и их соединения.
1 группа – и, ш, ц, щ.
2 группа – л, м,я.
3 группа – г. П. р, т.
4 группа – к, н.
5 группа – о, а, ю.
6 группа – д, б.
7 группа – о, в. Ф.
8 группа – с, х, ж, э.
9 группа – у, д, з.
10 группа – е,ё.
11 группа – ч, ь, ъ. ы.
3- 4 четверти – заглавные буквы.
1 группа – И, Ш, Ц, Щ,
2 группа – У, Ч,
3 группа – Г, П, Т, Р.
4 группа – Д, Ф, О.
5 группа – Л, М, А, Я.
6 группа – О, С, Э, Ж, Х.
7 группа – Н, Ю, К.
8 группа – Б, В,
9 группа – Е, Ё, З.
В конце каждой четверти предлагаю самостоятельное списывание слов, небольших текстов, где встречаются эти буквы. Акцент делаю на качество работы – наклон, расстояние между элементами и буквами, высота букв и т. д. Эти работы дают возможность проверить, как вырабатываются у учащихся навыки правильного написания данных букв и правильное соединение с другими, плавность, равномерность письма.
Минутки чистописания могут проходить:
Фронтально (Образец – на доске. Ребята списывают, с определённым заданием)
Индивидуально-дифференцированно (используя классификацию по уровню обучаемости В.В.Воронковой)
В 3 классе минутки чистописания провожу каждый день по 4-5 минут. Содержание заданий также связываю с материалом урока.
В 4 классе минутки чистописания провожу 2 раза в неделю по8 -10 минут с целью выработки навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Чёткое и графически правильное написание строчных и заглавных букв, их соединений по тем же группам, что и во 2, 3 классах. Но задания усложняю.
Просматривая письменные работы учащихся, я обращаю не только на орфографические, но и на каллиграфические ошибки. помогает мне в этом таблица.
Эту таблицу заполняю после просмотра тетрадей в конце четверти. Либо когда замечаю ухудшения подчерка у большинства учащихся. Делаю обобщение, а затем содержание минуток чистописания корректирую в соответствии с каллиграфическими
Литература
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений V111 вида. 1-4 кл., Просвещение, 2000г.
А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,С.В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс», Просвещение 1987г.
Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания. 3 класс», Просвещение 1992г.