kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этапе ознакомления с количественным счётом я использую презентации (MSPowerPoint). Например, презентация Натальи Уставицкой «Мурка в зоопарке»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Вычислительные навыки необходимы не только в учении, но и в практической жизни каждого человека. Умение быстро и правильно произвести несложные вычисления «в уме» имеет практическое значение и широкое применение в обыденной жизни каждого человека. Поэтому проблема формирования вычислительных навыков не теряет своей актуальности.

Формирование вычислительных навыков – было и остаётся одной из важнейших и трудоемких задач обучения младших школьников математике, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Исключительно важное создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений, возможно лишь на базе хороших навыков устных вычислений. Поэтому используемая мной система упражнений и заданий по формированию прочных вычислительных навыков актуальна и перспективна.

Теоретическая база опыта.

По мнению М.А.Бантовой вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки – значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.

ПРАВИЛЬНОСТЬ - ученик правильно находит результат арифметического действия, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

ОСОЗНАННОСТЬ - ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в том, что ученик может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. В процессе овладения навыком объяснение постепенно свертывается.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т.е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата и используя различные знания, можно сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. ОБОБЩЕННОСТЬ - ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность и рациональность непосредственно связаны с осознанностью навыка.

АВТОМАТИЗМ - (СВЕРНУТОСТЬ) - ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.

ПРОЧНОСТЬ - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время. Формирование математических навыков состоит из следующих этапов:

1. Первый этап формирования навыка - овладение умением.

2. Второй этап - этап автоматизации умения.

Несмотря на то, что всё чаще слышно негативное отношение к традиционной программе. Но именно она полно и подробно реализует методическую систему по формированию вычислительных навыков у учащихся начальной школы. В настоящее время программа претерпела некоторые изменения, и соответствует требованиям внедряемым ФГОС.

Используемая мною система заданий и упражнений основывается также на технологию поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.), игровые технологии и компьютерные технологии.

Новизна опыта.

Новизна опыта проявляется в системности и технологичности формирования вычислительных навыков. Совершенствование вычислительных навыков не останавливается на периоде изучения темы, а сопровождает ученика на протяжении всего курса математики.

Применение технологий мультимедиа для формирования, закрепления и контроля вычислительных навыков в начальных классах в виде обучающих игр, тестов, контрольных заданий в программе MSExcel.

Ведущая педагогическая идея.

Создание благоприятных условий для формирования осознанного, рационального, прочного и автоматизированного вычислительного навыка у учащихся 1-4 классов, через использование учебно-дидактических игр, тренировочных, тестовых и контрольных заданий на уроках математики. А также систематический контроль уровня сформированности вычислительного навыка и его коррекция.

Технология опыта.

Всем известно, что основа для формирования прочного вычислительного навыка закладывается ещё в дошкольном возрасте. Получая дошкольное образование, дети осваивают навыки количественного и порядкового счёта. В моей ситуации на учебный процесс в 1 классе влияют два фактора: контингент учащихся и отсутствие у них дошкольного обучения. Результат входного тестирования показывает, что очень мало детей владеющих навыком количественного счета от 1 до 10, до 20. И наоборот, очень высокий процент детей едва считающих от 1 до 10, считающих от 10 до 1 ещё меньше, а порядковым счётом в основной массе дети не владеют.

Поэтому уже на занятиях предшкольной подготовки по математике я уделяю большое внимание формированию навыков количественного и порядкового счёта. Для формирования прочных вычислительных навыков я применяю:

  1. фрагменты детских обучающих игр;

  2. презентации с динамическими и статическими изображениями в программе MSPowerPoint;

  3. тесты в программе MSPowerPoint;

  4. тренировочные и контрольные упражнения (из опыта работы педагогов О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой);

  5. дидактические игры;

  6. задачи в стихах;

  7. схемы (зрительные опоры);

  8. различные карточки и занимательные задания (на бумажной основе)

для индивидуальной работы;

Данные виды работ выборочно использую на этапах знакомства с вычислительным приёмом, закрепления навыка и на этапе контроля.

Использование технологий мультимедиа позволяет максимально продуктивно использовать то небольшое количество времени, которое отведено на занятия по предшкольной подготовке, повысить познавательную активность учащихся: дети внимательнее воспринимают информацию и лучше запоминают учебный материал. На данном этапе я использую обучающие дидактические игровые задания в виде презентаций или задания из обучающих игр на дисках. И, конечно же, сразу хочу сказать, что данные упражнения должны быть не длительными по времени, чтобы они не доминировали над другими не менее важными видами учебной деятельности, не теряли эффекта новизны, и чтобы занятие по математике не стало занятием компьютерными играми.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 06.06.2025

Номер свидетельства: 671270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Формирование вычислительных навыков на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(60) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_2"
    ["file_id"] => string(6) "652859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718445539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-11 классах"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_v_5_11_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "642054"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702382333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Алгоритмы. Использование  алгоритмов при решении текстовых задач и при формировании вычислительных навыков. "
    ["seo_title"] => string(116) "alghoritmy-ispol-zovaniie-alghoritmov-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach-i-pri-formirovanii-vychislitiel-nykh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "133370"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416500817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Обобщение опыта работы по теме "Формирование устных и письменных вычислительных навыков у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(124) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-formirovaniie-ustnykh-i-pis-miennykh-vychislitiel-nykh-navykov-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422807915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства