Этапы | Содержание |
1. Орг.момент | Добрый день всем, кто нашел время и приехал на семинар! Уважаемые педагоги! Надеемся, что наша встреча будет полезна и интересна всем присутствующим. |
2. Актуализация знаний | Кто-то из вас работает в школе недавно, а у кого-то за спиной не один год педагогической практики. Меняются учебники, требования к образовательным программам, меняется представление о результатах обучения. Если раньше главным вопросом был «сколько», то теперь этот вопрос уходит в прошлое. Теперь результативность оценивается такими вопросами: - каким ученик стал после того, как прошел через наши уроки? - какие умения у него появились? - насколько он готов к применению в практике тех знаний, которые получил? Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, и в профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий – УУД. |
3.Формулировка проблемы | Как разобраться в видах УУД? Что должен делать педагог, чтобы развивать эти УУД? Какие методики применять? Какими приемами пользоваться? Как построить урок с учетом новых требований? |
4.Сообщение темы семинара | Тема, которую мы сегодня рассматриваем “ Формирование УУД как фактор повышения качества образования ” |
5. Постановка цели и задач семинара | Исходя из вопросов, которые мы поставили, давайте сформулируем задачи семинара: Проблемные вопросы | Задачи | Как разобраться в видах УУД? | - Рассмотреть виды УУД, разобраться в их содержании | Что должен делать педагог, чтобы развивать эти УУД? Какие технологии, методы и приёмы использовать? Как построить урок с учетом новых требований? | - Познакомиться с условиями формирования УУД, к требованиям к современному уроку, способствующими формированию УУД - Представить опыт педагогов по использованию приемов, формирующих УУД | Исходя из задач сформулируем цель – повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД |
6. Работа по теме семинара Сообщение плана работы | Если просто начать читать лекцию (теорию), мы уверены, она будет плохо вами восприниматься, поэтому мы решили построить семинар по принципу не от теории к практике, а от практики к теоретическому осмыслению. Свою работу мы построим следующим образом: 1) Вначале попытаемся разобраться в понятии и видах УУД. 2) В группах проведем практическую работу по определению действий учителя, которые помогут формировать различные виды УУД 3)Потом мы познакомимся с условиями, а также технологиями, методами и приемами, которые помогают формировать УУД 4) Познакомимся с опытом работы учителей по данной проблеме в «Калейдоскопе находок» 5) И обсудить результаты семинара… Итак, начнем свою работу. |
Понятие УУД, основные виды. | Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Личностные УУД = обеспечивают построение образа « Я сам» и выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я», что позволяет ребёнку выполнять разные социальные роли: гражданина, школьника, ученика, собеседника, одноклассника, пешехода и т.д. Показателем успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных словами « Я могу». (Понимаю и действую, контролирую ситуацию. Учусь оценивать. Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю). Познавательные УУД = обеспечивают построение образа « Я учусь» (Учу и нахожу, изображаю и фиксирую, читаю, говорю, понимаю, мыслю логически. Решаю проблему). Коммуникативные УУД = Мы вместе (я и мы, всегда на связи) |
7.Работа в группе | Предлагаю поработать в группах. Распределите действия учителя, помогающие формировать определенный вид УУД (запишите номера действий в соответствующие колонки). Время на выполнение – 2 минуты. |
Оценка работы | Посмотрите на экран, сравните свои ответы с предложенными. Оцените свою работу (критерии – на слайде 10). Сделайте вывод. |
8.Требования к уроку, занятию, по фомированию УУД | Основная педагогическая задача: организация условий, иницирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить? Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт. Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик. Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм. Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия. Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия. Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
|
9.Знакомство с педагогическими технологиями, методами, приёмами, способствующими формированию УУД | Какими технологиями пользуется сейчас учитель при формировании УУД? Что учитывает при организации урока? Как может быть выражено и через что универсальное учебное действие? Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы, показав видеофрагменты уроков наших педагогов. |
10. Педмастерская «УУД: калейдоскоп находок» | А чтобы сделать ваше посещение продуктивным, вам будут даны 2 вопроса, на которые необходимо ответить к концу просмотра: Какие приемы использовал учитель для формирования …УУД? Что бы вы посоветовали учителю? |
Просмотр фрагментов уроков | 6 фрагментов урочной деятельности |
Просмотр занятий внеурочной деятельности | 4 фрагмента внеурочной деятельности |
Обсуждение в группах Выступление спикеров | Предлагаю присутствующим в группах обсудить результаты нашей работы, выбрать спикера, который представит их нам. |
11.Подведение итогов | Вернемся к цели и задачам нашего семинара Какие задачи мы решали на семинаре? Задачи: Рассмотреть виды УУД, их содержание Познакомить с технологиями, методами и приемами, способствующими формированию УУД Представить опыт педагогов по использованию приемов, формирующих УУД Данные задачи выполнены Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута. |
12.Мотивация на плодотворную работу | В заключение нашей встречи я хочу рассказать вам одну притчу. Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев. В восемь часов утра по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под номером один услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и номер первый удвоил усилия. Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что номер второй снова решил передохнуть, и тогда первый, наоборот, поднажал еще больше. Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление первого лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев. - Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался. Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор. Уважаемые коллеги! Наш коллектив благодарит вас за работу в семинаре и желает вам быть всегда в роли второго лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и заточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!!!
|