Просмотр содержимого документа
«Формирование успешности в обучении младших школьников»
«Формирование успешности младшего школьника»
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
(В.А.Сухомлинский)
Достижение успеха в жизни — это осознанная цель любого человека. При каких же условиях обучение младших школьников будет успешным?
Формирование успешности младших школьников средствами обучения будет эффективным если:
- школьники осознают важность успеха и успешности;
- работа по формированию успешности проводится систематически и последовательно.
В соответствии с этим, можно определить задачи:
Выявить условия формирования мотивации успешности младших школьников средствами обучения.
Определить формы работы, направленные на формирование социально-педагогической успешности младших школьников.
Российское общество вступило в такой период своего развития, когда происходит переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».
В начале своей школьной жизни каждый ребёнок хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Что же побуждает ребёнка учиться? Социальные мотивы учения – ответственность, необходимость получения образования, не осознаются младшими школьниками и не могут непосредственно побуждать их к учебной деятельности. Главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник поощрений, залог его эмоционального благополучия. Известно, что мотивация — это психологическое состояние человека, которое включает в себя желание удовлетворить некую потребность. Для успешной учёбы необходимо формировать мотивацию достижения, т.е. стремление ребёнка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности.
Существует много педагогических и психологических факторов, формирующих мотивацию достижения. Вот некоторые из них: — воспитатели, учителя, друзья должны иметь мотивацию достижения; — умение чётко ставить задачи перед учеником, обязательное подкрепление достижений ученика; — формирование только положительной самооценки у ученика (в ситуации неуспеха ребёнок должен знать, что это произошло из-за недостатка воли, усидчивости, а не из-за того, что он «глупый»); — воспитание нравственности, ответственности и чувства долга; — творческое разнообразие деятельности, баланс возможностей и трудностей, свободный выбор заданий среди тех, которые приготовлены учителем; — отсутствие жёсткого контроля, отсутствие спешки, возможность ребёнка вникнуть в то, что он делает с интересом, эмоциональный подъём и дружелюбная атмосфера.
О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и весёлых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве. Работа по формированию успешной личности проходит в учебной (интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения и т.д.) и во внеурочной деятельности (посещение кружков, секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).
Личность успешного школьника характеризуют:
- интерес к учению, высокая мотивация, прилежание;
- сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению;
- проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;
- адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;
- умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;
- умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;
- способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.
Развитие успешности как социального качества личности ребёнка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе: прилагает усилия для новых достижений, проявляет интерес к своим школьным успехам, а также успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми: ребёнок принимает и выполняет требования педагогов, родителей. Это проявляется в общем положительном отношении ребёнка к процессу обучения и воспитания, а также в соблюдении правил поведения, норм общения, распорядка дня в школе и дома. При этом необходимо соблюдение ряда условий, таких как реальность, оптимальность, доступность, осознанность достижений, мотивация ребёнка на успех.
Чтобы ребёнок хотел учиться, его нужно правильно мотивировать, т.к. «высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей»
(по Т.Д. Дубовицкой).
Одно из условий формирования успешности младшего школьника - это систематическое и последовательное взаимодействие учителя и ученика. А главный смысл деятельности учителя - дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Тут на помощь учителю приходят интеллектуальные конкурсы.
Школьный уровень – это школьные предметные олимпиады, школьные конкурсы, смотры знаний. Участие в дистанционных конкурсах – мотивацией может служить то, что участвует ребёнок не только в школе, что его работа публикуется на различных сайтах. Требующий больше кропотливой и серьёзной работы, как от учителя, так и от ученика конкурс – участие в научно-практических конференциях различных уровней.
Для одних учеников успешным оказывается участие в творческих конкурсах школьного и муниципального уровней, для других учеников успех достигается в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах. Каждый может проявить себя в той сфере деятельности, в которой чувствует себя более уверенным, в которой ему хочется себя проявить. Ежегодно с удовольствием младшие школьники участвуют во Всероссийских и международных конкурсах по русскому языку, математике и естествознанию («Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Человек и природа»). Участвуя в школьных «Смотрах знаний», спортивных соревнованиях, обучающиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают призы, Грамоты, Сертификаты, приносят победное очко команде и делают для себя вывод: «Чтобы быть успешным – надо учиться, совершенствовать себя», а это лучшая мотивация для формирования успешности младшего школьника.
Начальная школа – это фундамент дальнейшего обучения, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд, поддерживать эмоциональный настрой школьника. По данным исследований психологов наблюдается прямая зависимость качества обучения от ситуации успеха. По всем предметам происходит повышение качества обучения. Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: формируя успех в учёбе сегодняшнего младшего школьника, мы, взрослые, формируем успех в жизни завтрашнего выпускника школы.