kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование толерантного мышления у детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования толерантного мышления у детей младшего школьного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантного мышления у детей младшего школьного возраста.»

Формирование толерантного мышления у детей младшего школьного возраста.


Основываясь на результатах теоретического анализа исследований в области коррекционных и профилактических занятий со школьниками в области межкультурных отношений нами была разработана программа тренинга по формированию толерантного мышления у младших школьников. Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 95 г. Казани и музея-галереи им. И. Зарипова

Наиболее оптимальным, с социальной точки зрения, для начала работы по развитию толерантного мышления является младший школьный возраст. Однако опыт проведения подобных тренингов в этом возрасте отсутствует. Возникает вопрос уместности тренинговой работы с детьми такого возраста, и их психологической готовности.

К шестилетнему возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Становление личности с 6 до 9 лет связан с освоением той деятельности, где он выходит за рамки игры осознавая свое место в системе общественных отношений.

В этот период у детей развиваются мотивы собственного роста, собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл (17) На смену узко учебным приходят широкопознавательные интересы, которые становятся действительными мотивами деятельности младшего школьника.

У детей младшего школьного возраста развиваются начала творческого отношения к действительности, происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9-ти годам развитие потребности ребенка в получении признания другими людьми, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально-признаваемой деятельности. (15 с.119)

Таким образом, можно заключить, что 7-8 летний ребенок способен к активному участию в тренинге (наблюдение, рефлексия, анализ происходящего, замотивированность).

Безусловно, необходимо учитывать возрастные особенности и формировать программу в увлекательной игровой форме. Так, детям была предложена игра в новое неизвестное племя со своими обычаями, традициями, именами; в процессе которой и проходили занятия.

Следующей особенностью тренинга была синтезированность различных техник и направлений, что по нашему мнению сделало программу более эффективной и увлекательной.

Рассмотрим некоторые моменты занятий.

Занятие первое - направлено на развитие у детей чувства собственного достоинства, так как позитивная самоидентификация (позитивная этническая идентичность в том числе) является неотъемлемой частью формирования толерантного мышления.

Цель: 1)Принятие ребенком себя

2)Вовлечение в игровую ситуацию

Упражнение направлено на расслабление, самосознание, саморегуляцию. Позволяет ребенку выразить и принять самого себя.

Занятие второе – направлено на понимание универсального в процессе восприятия. (когнитивный аспект, примеры)

Цель: 1) Формирование конструктивного поведения в ситуации общения.

2)Осознание собственной самоценности.

3)Приобретение навыка в выражении и принятии своих чувств.

Занятие строится на основе арт-терапии, методе выражения своих эмоций через линии, краски, пятна на листе бумаги, с последующим обсуждением и анализом.

Занятие третье- направлено на развитие доверительного отношения к «другому» на основе понимания его индивидуальности, выделения позитивного и приятного .

Цель: 1)Формирование конструктивного поведения в ситуации обучения.

2)Осознание различий между людьми к принятии другого.

Занятие основано на НЛП-техниках и завершается упражнением « круг толерантности»

Занятие четвертое – формирует осознание общения как ценности, развивает навыки сотрудничества.

Цель: 1)Формирование конструктивного поведения в ситуации общения.

2)Научиться вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживания другого (развитие сочувствия и навыков сотрудничества)

Занятие включает элементы сказкотерапии и НЛП-техник.

Занятие пятое – проводится в музее-галерее, в процессе обсуждения закрепляются значения индивидуального и универсального в восприятии.

Цель: 1)Интеграция полученного опыта предыдущих занятий.

2)Понимание детьми универсального и особенного в процессе восприятия этнокультурной специфики художественного.


Хотелось бы более подробно остановиться на последнем занятии, так как восприятие подлинного искусства непростая задача для взрослого, что же говорить о ребенке. Приобщение ребенка к произведениям искусства должно идти постепенно, начиная с тех форм, которые ему понятны и способствуют органичному вовлечению в культурную деятельность. Картины Ильдара Зарипова с национальной историей, на них: старинные виды Казани, красавицы в национальных костюмах, быт татарских крестьян. Они необычны по технике выполнения: переплетение стилей и временного пространства, применение различных материалов - можно увидеть на одной картине сразу. Детям понравилось сравнивать старое и новое, искать общее между своими рисунками и картинами художника, предполагать по колориту и технике настроение художника ( на основе опыта предыдущих занятий). Так, они не знакомились с картинами, они знакомились с личностью художника.

Как пишет Л.Н. Шляхтина: « музей является одним из немногих общественных институтов, создающих условия и возможности культурной идентификации. Это актуально, учитывая что современные технологии масс–медиа, кинематограф и другие проявления массовой культуры, становятся мощнейшим фактором формирования глобальной транснациональной культуры, вводящей в обыденную жизнь стандарты и стереотипы, тем самым нивалируя личностные характеристики». Действительно, сегодня музей это один из немногих информационных каналов связывающий современного человека с историко-культурным наследием, своего рода адаптационный механизм помогающий школьнику войти в культурное пространство.

Как известно, приобретения личностных характеристик ребенок должен быть включен в процесс воспитания, образования и взаимодействия с другими людьми, то есть в социализацию. Одной из методологий и методик реализации этого подхода и является музейная педагогика.

В культуре существует некая сфера эстетического (от греч. аisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин « катарсис» ( греч. – очищение). Л.С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, самосгорание противоположно направленных аффектов.

Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства и общества. Художник осознанно или бессознательно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.

Выражение собственных взглядов, настроения, мыслей и чувств художником через краски, линии, материалы – и необъяснимо точное чуткое восприятие личности творца созерцателями картин и есть плоскость универсального. Выбор цветовой гаммы для выражения определенных чувств не случаен, и обособлен не только индивидуальным опытом. Цветоощущение и цветовосприятие обособлены историко-культурными, географическими факторами. Люди населяющие одну местность, имеющие общую или схожую культуру и историю по-своему воспринимают и выделяют цвета, по своему их интерпретируют.

Экспериментально дети во время второго занятия очень точно интерпретировали рисунки друг друга ориентируясь только на цвета и линии. Более того, рисунки не имели цветового контраста между собой, и составляли общую гамму. Детям было интересно узнать, что жители пустынь различают намного больше оттенков коричневого, а жители саван – зеленого; и что эта полученная гамма общая для нас жителей средней полосы России. Это то универсальное, что складывалось в течении многих поколений и носит невербальный информационный характер.

Совсем по-другому обстоит дело с выбором сюжета для самовыражения. Сюжет тесно связан с индивидуальным опытом личности: воспоминаниями, стремлениями, желаниями, ассоциациями. В этом есть уникальность любого произведения искусства, где оставлена частичка жизни, биографическая страничка, неосознаваемая порой даже самим автором. Созерцатель может лишь почувствовать художника через цвета, линии, а для понимания смысла картины требуется глубокое знание биографии автора. В процессе просмотра мы накладываем свой индивидуальный опыт на воспринимаемое универсальное.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование толерантного мышления у детей младшего школьного возраста.

Автор: Каримова Альфия Ринатовна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа "Доноведение""
    ["seo_title"] => string(24) "proghrammadonoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "264940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449814406"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "План-сетка смены в пришкольном лагере дневного пребывания"
    ["seo_title"] => string(59) "plansietkasmienyvprishkolnomlaghieriednievnoghopriebyvaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300272"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456682966"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа"В гостях у Шрумди" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-v-ghostiakh-u-shrumdi"
    ["file_id"] => string(6) "124288"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414675069"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства