Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантного мышления у детей младшего школьного возраста.»
Формирование толерантного мышления у детей младшего школьного возраста.
Основываясь на результатах теоретического анализа исследований в области коррекционных и профилактических занятий со школьниками в области межкультурных отношений нами была разработана программа тренинга по формированию толерантного мышления у младших школьников. Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 95 г. Казани и музея-галереи им. И. Зарипова
Наиболее оптимальным, с социальной точки зрения, для начала работы по развитию толерантного мышления является младший школьный возраст. Однако опыт проведения подобных тренингов в этом возрасте отсутствует. Возникает вопрос уместности тренинговой работы с детьми такого возраста, и их психологической готовности.
К шестилетнему возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Становление личности с 6 до 9 лет связан с освоением той деятельности, где он выходит за рамки игры осознавая свое место в системе общественных отношений.
В этот период у детей развиваются мотивы собственного роста, собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл (17) На смену узко учебным приходят широкопознавательные интересы, которые становятся действительными мотивами деятельности младшего школьника.
У детей младшего школьного возраста развиваются начала творческого отношения к действительности, происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9-ти годам развитие потребности ребенка в получении признания другими людьми, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально-признаваемой деятельности. (15 с.119)
Таким образом, можно заключить, что 7-8 летний ребенок способен к активному участию в тренинге (наблюдение, рефлексия, анализ происходящего, замотивированность).
Безусловно, необходимо учитывать возрастные особенности и формировать программу в увлекательной игровой форме. Так, детям была предложена игра в новое неизвестное племя со своими обычаями, традициями, именами; в процессе которой и проходили занятия.
Следующей особенностью тренинга была синтезированность различных техник и направлений, что по нашему мнению сделало программу более эффективной и увлекательной.
Рассмотрим некоторые моменты занятий.
Занятие первое - направлено на развитие у детей чувства собственного достоинства, так как позитивная самоидентификация (позитивная этническая идентичность в том числе) является неотъемлемой частью формирования толерантного мышления.
Цель: 1)Принятие ребенком себя
2)Вовлечение в игровую ситуацию
Упражнение направлено на расслабление, самосознание, саморегуляцию. Позволяет ребенку выразить и принять самого себя.
Занятие второе – направлено на понимание универсального в процессе восприятия. (когнитивный аспект, примеры)
Цель: 1) Формирование конструктивного поведения в ситуации общения.
2)Осознание собственной самоценности.
3)Приобретение навыка в выражении и принятии своих чувств.
Занятие строится на основе арт-терапии, методе выражения своих эмоций через линии, краски, пятна на листе бумаги, с последующим обсуждением и анализом.
Занятие третье- направлено на развитие доверительного отношения к «другому» на основе понимания его индивидуальности, выделения позитивного и приятного .
Цель: 1)Формирование конструктивного поведения в ситуации обучения.
2)Осознание различий между людьми к принятии другого.
Занятие основано на НЛП-техниках и завершается упражнением « круг толерантности»
Цель: 1)Формирование конструктивного поведения в ситуации общения.
2)Научиться вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживания другого (развитие сочувствия и навыков сотрудничества)
Занятие включает элементы сказкотерапии и НЛП-техник.
Занятие пятое – проводится в музее-галерее, в процессе обсуждения закрепляются значения индивидуального и универсального в восприятии.
Цель: 1)Интеграция полученного опыта предыдущих занятий.
2)Понимание детьми универсального и особенного в процессе восприятия этнокультурной специфики художественного.
Хотелось бы более подробно остановиться на последнем занятии, так как восприятие подлинного искусства непростая задача для взрослого, что же говорить о ребенке. Приобщение ребенка к произведениям искусства должно идти постепенно, начиная с тех форм, которые ему понятны и способствуют органичному вовлечению в культурную деятельность. Картины Ильдара Зарипова с национальной историей, на них: старинные виды Казани, красавицы в национальных костюмах, быт татарских крестьян. Они необычны по технике выполнения: переплетение стилей и временного пространства, применение различных материалов - можно увидеть на одной картине сразу. Детям понравилось сравнивать старое и новое, искать общее между своими рисунками и картинами художника, предполагать по колориту и технике настроение художника ( на основе опыта предыдущих занятий). Так, они не знакомились с картинами, они знакомились с личностью художника.
Как пишет Л.Н. Шляхтина: « музей является одним из немногих общественных институтов, создающих условия и возможности культурной идентификации. Это актуально, учитывая что современные технологии масс–медиа, кинематограф и другие проявления массовой культуры, становятся мощнейшим фактором формирования глобальной транснациональной культуры, вводящей в обыденную жизнь стандарты и стереотипы, тем самым нивалируя личностные характеристики». Действительно, сегодня музей это один из немногих информационных каналов связывающий современного человека с историко-культурным наследием, своего рода адаптационный механизм помогающий школьнику войти в культурное пространство.
Как известно, приобретения личностных характеристик ребенок должен быть включен в процесс воспитания, образования и взаимодействия с другими людьми, то есть в социализацию. Одной из методологий и методик реализации этого подхода и является музейная педагогика.
В культуре существует некая сфера эстетического (от греч. аisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.
Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин « катарсис» ( греч. – очищение). Л.С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, самосгорание противоположно направленных аффектов.
Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства и общества. Художник осознанно или бессознательно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.
Выражение собственных взглядов, настроения, мыслей и чувств художником через краски, линии, материалы – и необъяснимо точное чуткое восприятие личности творца созерцателями картин и есть плоскость универсального. Выбор цветовой гаммы для выражения определенных чувств не случаен, и обособлен не только индивидуальным опытом. Цветоощущение и цветовосприятие обособлены историко-культурными, географическими факторами. Люди населяющие одну местность, имеющие общую или схожую культуру и историю по-своему воспринимают и выделяют цвета, по своему их интерпретируют.
Экспериментально дети во время второго занятия очень точно интерпретировали рисунки друг друга ориентируясь только на цвета и линии. Более того, рисунки не имели цветового контраста между собой, и составляли общую гамму. Детям было интересно узнать, что жители пустынь различают намного больше оттенков коричневого, а жители саван – зеленого; и что эта полученная гамма общая для нас жителей средней полосы России. Это то универсальное, что складывалось в течении многих поколений и носит невербальный информационный характер.
Совсем по-другому обстоит дело с выбором сюжета для самовыражения. Сюжет тесно связан с индивидуальным опытом личности: воспоминаниями, стремлениями, желаниями, ассоциациями. В этом есть уникальность любого произведения искусства, где оставлена частичка жизни, биографическая страничка, неосознаваемая порой даже самим автором. Созерцатель может лишь почувствовать художника через цвета, линии, а для понимания смысла картины требуется глубокое знание биографии автора. В процессе просмотра мы накладываем свой индивидуальный опыт на воспринимаемое универсальное.