Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников»
Формирование регулятивных УУД у младших школьников
Автор: Каташук Надежда Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 120, город Новосибирск
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию»
Важное место отводится регулятивным универсальным учебным действиям, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.:
Регулятивные действияобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:
- Что ты узнал на уроке?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем еще надо поработать?
- Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:
-Что нужно было сделать в этом задании?
-Какая была цель, что нужно было получить?
-Удалось ли получить результат?
-Найдено решение, ответ?
-Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
-Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
-Как ты оцениваешь свою работу?
Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок ( обозначается кругами разных цветов.)
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
7.Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
- организация взаимной проверки заданий ,
- учебный конфликт,
- обсуждение участникам способов своего действия.
Виды заданий для формирования регулятивных УУД:
· «преднамеренные ошибки»;
· поиск информации в предложенных источниках, задания по аналогии, найти закономерности и ответить на вопрос,
· взаимоконтроль,
· взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
· диспут
-КОНОП( контрольный опрос на определённую проблему)
· заучивание материала наизусть в классе
Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся, в том числе и личностной.