Формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.
Цель современного образования - развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности.
Фундамент образования школьника закладывается на начальном уровне образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.»
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.
Цель современного образования - развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности.
Фундамент образования школьника закладывается на начальном уровне образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения в школе.
Одна из приоритетных задач начального образования - «научить учиться», то есть развить у обучающихся ряд способностей:
самостоятельно ставить учебную проблему,
формулировать алгоритм ее решения,
контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Данная статья посвящена формированию регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, так как, на мой взгляд, этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования одной из важнейших функций начальной школы на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, основная задача, которую должен научиться ставить перед собой школьник: учить себя! И в решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают у обучающихся ряд способностей:
самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения.
Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку, овладев регулятивными УУД, он:
может поставить учебную задачу;
может составить план и последовательность действий;
составить прогноз деятельности;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности .
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия.
способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.
Регулятивные УУД - это универсальные учебные действия, которые помогают обучающимся в саморегуляции учебной деятельности и обеспечивают организацию учебного процесса.
К регулятивным УУД относятся:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция - как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Следовательно, перед каждым учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В своей работе при выборе приемов для успешного формирования регулятивных УУД учитываю ряд условий. Так при формировании действий целеполагания следующие условия:
Побуждение учащихся к достижению цели.
Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).
Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках в первом классе ввожу понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема - это то, о чём мы будем говорить на уроке». «Чтобы стать учениками и хорошо учиться в школе, нам нужно, как и взрослым, ставить для себя на уроках цели и оценивать свою работу».
Для формирования наглядного образа цели урока использую условный знак-мишень, в центре которой стрела. Объясняю детям: это мишень, в которую целятся в тире, на соревнованиях. При стрельбе по ней говорят: «Попасть бы в цель!»
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?» Всякий раз, при изучении новых звуков и букв спрашиваю: «Зачем нужно знать новый звук и новую букву?»
В последующем стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей.
Учимся ставить сначала общую учебную цель, а затем уже свою собственную.
Часто на уроках использую постановку проблемных вопросов. Например, предлагаю обучающимся наряду с изученными частями речи обозначить незнакомую, чтобы возник вопрос о том, что не хватает имеющихся знаний, данное слово отвечает совсем на другой, непривычный вопрос. Помогают игровые моменты «У Миши не получается, поможем?», «Миша написал письмо, а никто ничего не понял, почему?» (Пропущены буквы) «Научим?»
Помогают детям определить цель урока и слова-помощники:
повторим
изучим
узнаем
проверим
Живой интерес вызывает у маленьких школьников при определении цели урока использование фрагментов мультфильмов.
Планирование - это очень важный этап, от него зависит успешность выполняемого задания. Поэтому в этом обучающихся надо тренировать как можно чаще. Планирование заставляет школьников принимать решение, обдумывая (по алгоритму, проверяя). Они должны научиться анализировать, систематизировать, перерабатывать информацию.
При формировании умения планировать мы учимся составлять план работы как на весь урок, так и к отдельным заданиям.
Например, при изучении темы «Буква К и звуки [к], [к,]» мы планируем следующие этапы работы:
проанализировать и охарактеризовать звуки,
познакомиться с буквой, их обозначающей,
учиться отличать звуки и букву от других звуков и букв,
учиться читать слоги, слова с новой буквой,
развивать связную речь.
Для формирования умения планировать на уроках использую следующие приемы:
обсуждение готового плана решения учебной задачи;
работа с деформированным планом решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
составление своего плана решения учебной задачи.
Работу над формированием прогнозирования у младших школьников также следует начинать с первых дней обучения в школе.
Прогнозирование - это забегание вперёд, умение увидеть то, что будет, с целью вынесения коррективов в выполнение.Так при обучению письму букв и цифр, мы с детьми прогнозируем, сколько потребуется элементов, для написания, из каких элементов будет состоять буква или цифра, а затем проверяем предположения конструированием. Прежде чем записать предложение под диктовку, обращаем внимание на ошибко-опасные места. На уроках обучения грамоте перед прочтением текста по заголовку и рисунку прогнозируем его содержание. Таким образом, у детей появляется мотив осознанного чтения. В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами использую прием прикидки результата. На этапе осмысления условия задачи учащиеся предполагают, больше или меньше какого-либо из данных чисел должен получиться ответ. После решения мы сравниваем прогноз с ответом.
Не менее важные компоненты учебной деятельности - контроль и оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. У обучающихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля.
На первых этапах обучения контролю использую всевозможные игры, например, «Лесенка», «Число-контролер»; оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов (Красный - нужна помощь! Зелёный - я умею сам. Жёлтый - умею, но не уверен ещё); сверка с образцом (готовым ответом); выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль с товарищем.
Формирование волевой саморегуляци и является важным условием успешного обучения в школе. Мы ожидаем от своих учеников, чтобы они мобилизовали свои силы, энергию и стремились к изучению новых знаний и умений. Во-первых, обучающиеся должны уметь справляться и с эмоциональными трудностями - волнением, страхами. Для некоторых контрольные работы, выход к доске, получение двойки - это нервный стресс. Здесь играет большую роль, на мой взгляд, поведение учителя. Именно ему надо чаще поддерживать детей, заставить их поверить в свои силы: «Не получилось - получится следующий раз. Терпение и труд всё перетрут». Во-вторых, надо научить детей преодолевать и лень: компьютер заменяет книги, смс - развёрнутые глубокие письма, да и вообще кругом много разнообразных развлечений, где не надо прикладывать волевых, да и любых усилий. Важно показать ребёнку, что от получения знаний - интерес, удовольствия в жизни, достижения целей намного интереснее и именно они делают человека счастливее.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.
Основная функция регулятивных УУД состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, отвечающую определенным требованиям:
Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям и задачам.
У обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию должен формироваться необходимый объем и уровень знаний, умений для решения определенного класса учебно-познавательных задач и, соответственно, продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
У обучающегося должна вырабатываться установка на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.
Тип работы должен соответствовать уровню сформированности у обучающегося умений организовывать свою деятельность и постепенно усложняться.
Я считаю, что универсальные учебные действия - это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить себя сами, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками образовательных отношений, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.