Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Цель данной работы помочь организовать целенаправленную работу по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, с целью развития у них учебной самостоятельности. Данный доклад полезен для учителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
8
« Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Уважаемые коллеги!
Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общего подхода образования, что находит отражение в переходе: · от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; · от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; · от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового процесса; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Вот почему перед школой остро встала и остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Функции УУД включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Что же включают в себя регулятивные УУД?
Регулятивные УУД включают:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. Мультфильм «38 попугаев»
- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос: Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?
- А что бы вы предложили Удаву?
- Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)
- Поставьте цели на урок.Вам помогут опорные глаголы.
Аналогично с Гномами. Гном Скромник посадил на 5 клумб по 5 цветов. Сколько всего цветов растет у гнома? Вывод: легко посчитать сложением.
А у гнома Умника поспела вишня. Он решил угостить ребят в классе. В классе 26 человек, каждому Умник даст по 3. Сколько вишен гном должен принести в школу, чтобы хватило для всех учеников? Вывод: сложением посчитать сложно, познакомимся с новым действием – умножением.
Итак, вывод: для того, чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:
Побуждение учащихся к достижению цели.
Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).
Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)
Предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова
«Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».
исключение .
2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».
Далее провожу обсуждение:
- Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).
Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять. Виды.
Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
Составление своего плана решения учебной задачи.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, выявления причин ошибок и их коррекция.
Задания, направленные на формирование регулятивных УУД Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное?
Продуктивное чтение:До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
3. Контроль и оценка. Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Приемам действия контроля необходимо специально учить.
Необходимо вооружить детей такими умениями, как:
выделять критерии оценки,
фиксировать их определённым образом,
проводить пооперационный контроль,
проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания:
На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например, «Число-контролер»
сверка с образцом (готовым ответом); выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль с товарищем;
(взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).
Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:
решение обратной задачи; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задачи различными способами; моделирование; примерная оценка искомых результатоВ.
Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг – вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.
Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.
- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;
- прием «составление заданий с ловушками»
- прием «умные вопросы»;
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»)
Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.