" Формирование познавательных УУД у младших школьников"
" Формирование познавательных УУД у младших школьников"
В современном мире обучение младших школьников нефозможно без формирования у детей познавательных универсальных действий. О приемах и методах работы можно найти в этой статье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Формирование познавательных УУД у младших школьников"»
Луценко Марина Евгеньевна,
учитель МОУ СОШ 20 г.Твери
«Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный;
познавательный;
коммуникативный.
Познавательные универсальные учебные действия включают
общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Познавательные УУД это умение:
-осознавать познавательную задачу;
-читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Цель деятельности.
Цель деятельности: выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтению в первом классе по постановке и решению проблем.
3.Практическая часть.
Познавательные УУД на конец 1 класса.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать предметы, объекты: на основе существенных признаков.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Познавательные УУД на конец 2 класса.
Анализировать условие задания.
Сопоставлять схемы и условия.
Устанавливать закономерности и использовать их.
Осуществлять синтез.
Сравнивать и классифицировать.
Видеть аналогии и использовать их при освоении различных приемов.
Познавательные УУД на конец 3 класса. 1. Планировать свою работу по изучению материала. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы, самим задавать. 3. Отбирать необходимые источники информации для поиска дополнительной информации. 4. Сравнивать, группировать предметы, находить закономерности. 5. Анализировать,самостоятельно делать выводы, преобразовывать информацию, полученную из различных источников, наблюдать и делать самостоятельны е простые выводы, представлять информацию в виде текста, таблицы, использовать схемы, ИКТ, самостоятельно делать выводы.
Познавательные УУД на конец 4 класса.
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
2.Выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
6. Составлять тезисы, различные виды планов.
7. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
8. Вычитывать все уровни текстовой информации.
9. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность с применением ИКТ.
Для того чтобы выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в первом классе через постановку и решение проблем.
Была разработана система заданий для учащимся 1 класса предлагалось задание по русскому языку и литературному чтению на постановку и решение проблемы по формированию познавательных универсальных действий.
Таблица № 1.
Задания по русскому языку и литературному чтению на постановку и решение проблем.
Учебный
предмет.
Понедельник.
Вторник.
Среда.
Четверг.
Пятница.
Русский язык
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Литературное
Чтение.
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 1.
Рекомендации к заданию:
Это задание можно использовать на этапе включения нового знания в систему знаний и повторений.
Цель задания: овладение логическим действием синтеза.
Задание 1.
Если удвоить слог ма, получится слово? Посмотрите на эти слоги и решите, из каких из них таким образом слово можно получить. Запишите получившиеся слова.
а) па б) ба в) дя г) тё д)ня
Приложение 2.
Рекомендации к заданию:
1.Это задание можно использовать на этапе «Актуализация знаний».
2. Цель задания: установление причинно – следственных знаний.
Задание 2.
Прочитай, выскажи своё мнение. Почему это не текст. Измени. Запиши его и озаглавь.
Это заметил Игорь. Пушистый кот Барсик грелся на крыльце. Воробей скрылся в кустах. Он бросился на птицу. Воробей клевал крошки хлеба у крылечка. Мальчик прогнал кота.
Приложение 3.
Рекомендации к заданию.
1.Это задание можно использовать на этапе мотивация (побуждение к действию.
2. Цель задания: выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантовсловесного выражения мысли. В этом задании количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм.
Задание 3.
Составь из слов предложения. Идёт, дождь,воды, струйки, по, бегут, стеклу. Запиши.
Приложение 4.
Рекомендации к заданию.
1.Это задание можно использовать на этапе самостоятельная работа с самопроверкой и выявлением количества вариантов, связанным с изменением порядка букв.
2. Цель задания: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела (ловушка: слоги с буквами ш и ы составить нельзя).
Задание 4.
Составьте все возможные слоги из данных букв: с,ш,б; ы,а.
Приложение 5.
Рекомендации к заданию.
1.Это задание можно использовать на этапе рефлексия учебной деятельности на уроке.
2. Цель задания: выявить готовность к условию следующей темы «Безударные гласные в корне».
Задание 5.
Раздели слова на группы.
Выпиши только родственные (однокоренные) слова.
Худой, художник, худеть, худышка, худоба.
В выписанных словах поставь знак ударения. Подчеркни буквы безударных гласных.
Приложение 6.
Лев Друскин «Беру я вещи в руки осторожно».
Беру я вещи в руки осторожно. Звенит в ушах, и боязно вздохнуть. Вот рядом стул - его подвинуть можно, Но осторожно - только б не толкнуть. Вот пепельница, вот твоя перчатка Бери смелей - не бойся чепухи! Но лучше осторожно ... Как взрывчатка, Во всем, во всем заложены стихи.
Рекомендации к заданию.
Это задание может использоваться на этапе: проблемное рассуждение.
Цель: развивать умение полно и точно выражать свои мысли.
Вопросы:
О чём мы можем поговорить?
Твои игрушки разговаривают?
О чём?
Приложение 7.
В.Бианки. «Первая охота».
Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами". Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу. Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя. Выпь думает: "Я его обману!" Удод думает: "Я его удивлю!" Вертишейка думает: "Я его напугаю!" Ящерка думает: "Я от него вывернусь!" Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: "Мы от него спрячемся!" "А я его прогоню!" - думает Жук-Бомбардир. "Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!" - думают они про себя. А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде. "Вот я ей сейчас поймаю!" - думает Щенок и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину. А Выпь глянула на него и шагнула в камыш. Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Камыш качается взад-вперед, взад-вперед. У Щенка перед глазами желтые и коричневые полосы качаются взад-вперед, взад-вперед. А Выпь стоит в камыше, вытянулась - тонкая-тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперед, взад-вперед. Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел - не видит Выпи в каымыше. "Ну, - думает, - обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю". Выбежал на пригорок, смотрит: сидит на земле Удод, хохлом играет, - то развернет, то сложит. "Вот я на него сейчас с пригорка прыгну!" - думает Щенок. А Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут и торчит из него кривая игла. Удивился щенок: "Куда же Удод девался? Неужели я эту пеструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю". Подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая птица Вертишейка. Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло. "Ага! - думает Щенок. - Попалась!" Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит. Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял – и наутек. В Вартишщейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит, по спине у нее змейкой извивается полоска черных перьев. "Уф! Напугала как! Еле ноги унес. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше Ящерку поймаю". Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихнько к ней подкрался Щенок, - прыг! – и ухватил за хвост. А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама - под камень! Хвост в зубах у Щенка извивается. Фыркунул Щенок, бросил хвост - и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает. "Ну, - думает Щенок, - уж если Ящерка и та от меня вывернулась, так я хоть насекомых наловлю". Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают. Бросился Щенок ловить их, и вдруг - стало кругом, как на загадочной картинке, все тут, а никого не видно - спрятались все. Зеленые кузнечики в зеленой траве притаились. Гусеницы на веточках вытянулись и замерли, - их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберешь, где кора, где листья, где бабочки. Один крошечный Жук-Бомбардир идет себе по земле, никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился, да как пальнет в него летучей едкой струйкой - прямо в нос попал! Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся - да через луг, да в подворотню. Забился в конуру и нос высунуть боится. А звери, птицы и насекомые - все опять за свои дела принялись.
Рекомендации к заданию.
Это задание может использоваться на этапе: мотивация.
Цель: освоение способов решения проблем поискового характера.
Вопросы:
А В П И Т Р А Д Л Т И В Й Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц Прочитайте через букву, начиная со второй.
Приложение 8.
Я.Тайц. «По ягоды». Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес - и давай собирать. Только бабушка - в кружечку, а Надя - в рот. Пришли домой. У бабушки полная кружечка, а у Нади - пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела - всё в кружечку. Пришла домой и говорит деду: - Кушай! - А сама что же? - А я вчера ела. - Вчера не считается, - сказал дедушка. - Давай вместе. И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя - ягоду, и дед - ягоду, Надя - ягоду, и дед - ягоду. Так всё и съели.
Рекомендации к заданию.
Это задание может использоваться на этапе: первичное закрепление во внешней речи.
Цель: выдвижение гипотезы и её обоснование.
Вопросы:
Объясни, почему Надя несколько раз ходила по ягоды.
Соотнеси план и части текста.
Найди ошибку в плане.
План.
Бабушка- в кружечку, Надя – в рот.
У бабушки полная кружечка, у Нади – пустая.
Все в кружечку.
Надя – ягоду, дед – ягоду.
Приложение 9.
Л.Н.Толстой. ДВА ТОВАРИЩА (Басня).
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Рекомендации к заданию.
Это задание может быть использовано на этапе: рефлексия.
Цель: определять смысл поступка героев, соотносить их со своими поступками.
Вопросы.
Можно ли дать другое название тексту? Какое? Почему? Объясни.
Найди предложения, в которых говорится, как нужно и нельзя поступать в данной ситуации.
Приложение 10.
Считалки.
Курочка-погатурочка, Кукушка-рябушка Сели, горели, За море летели. За морем горка, На горке дубровка, В дубровке царица, Красная девица, Медок, сахарок, Поди вон, королёк!
Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт Тот и вон пойдёт.
Серый зайка вырвал травку, Положил её на лавку. Кто травку возьмёт, Тот и вон пойдёт.
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто-куда!
Это задание может быть использовано на этапе: самостоятельная работа с самопроверкой.
Рекомендации к заданию.
Цель: учиться решать проблемы с проговариванием алгоритма решения вслух.
Вопросы.
Как вы думаете, каково назначение считалки?
Придумай продолжение считалки
Предполагаемые результаты.
1.Поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств,
2.Организовать самостоятельную деятельность на уроке.
3. Анализировать возможные варианты решения и обоснованного выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения.
4. Находить новые способы решения заданий и их оформление.
5.Научить решать задания повышенной сложности.
Стимулировать побуждение к действию.
Стимулировать высказывания с помощью наводящих вопросов учителя.
Составлять сообщения, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов.
9. Корректировать работу по выявленным нарушениям.
Видеть проблему в задании и способы её решения.
6.Выводы.
В качестве критериев уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников выступили составляющие содержания познавательного компонента. В соответствии с задачами данного этапа сформирована одна контрольная группа УУД у учащихся, в которой работа проходит в обычных традиционных условиях обучения.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
1. Давать задания с инструкциями: подумай, проанализируй, обоснуй свой ответ, объясни, оцени, найди закономерность, работа со словарями и энциклопедиями.
2. «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «на что похоже?»;
– поиск лишнего обьекта;
– упорядочивание;
– «цепочки»;
– хитроумные решения;
Таким образом, хочется отметить некоторые положительные результаты исследования по данной теме: освоили способы решения проблем творческого и поискового характера.
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы и предполагает дальнейшее развитие в следующих направлениях формирование универсальных учебных действий у младших школьников.