kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Необходимо формировать  у младших школьников знания о профессиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников.»

«Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников»





В данной статье раскрывается тема ранней профориентации детей младшего школьного возраста посредством сюжетно-ролевых и дидактических игр. Рассматриваются рабочие тетради, но основе которых строится работа по профориентации младших школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Делается акцент на том, что в данных тетрадях представлены задания, позволяющие развить познавательный интерес учащихся, помочь им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Ключевые слова: профориентация, рабочая тетрадь, дети младшего школьного возраста, профессия, профориентационные игры, задания.









У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

(В.Маяковский)

В мире так много разных профессий, и все они очень интересные... Кем же стать? Какую профессию выбрать? Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы, так как перед учащимися не стоит проблема выбора профессионального пути. Но поскольку профессиональное самоопределение связано со всеми этапами развития личности, младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для дальнейшеговыбора профессиональной сферы.

На первой ступени общего образования, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой специальности есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала, ребенок мог чувствовать себя уверенно, осмысленно анализировал профессиональную сферу.

Целью и задачамипрофориентационнойработы в начальной школе являются:

  • расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;

  • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и мире профессий, а также предоставление учащимся возможности в игровой ситуации «примерить на себя различные профессии»;

  • выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

В 2015– 2016 учебном году я поставила цель: познакомить своих учеников с разнообразием профессий.

Проанализировавпсихолого – педагогическую литературу, литературу по профориентации младших школьников и программы по предметам начальной школы, я сделала вывод, что программы мало нацелены наознакомление с миром профессий.Поэтомумною была разработана серия рабочих тетрадей «Все профессии нужны, все профессии важны», которые могут быть использованы на следующих уроках: чтение, окружающий мир, русский язык, технология и изобразительное искусство, а также во внеурочное время. В помощь учителю к тетради прилагаетсядиск с презентациями.

Рабочие тетради «Все профессии нужны, все профессии важны» предназначены для учащихся 1- 3 классов, а так же для учителей и родителей, стремящихся помочь ребенку освоить мир профессий.

Основная цель рабочей тетради –развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий

Материал, приведенный в пособии, позволяет проводить работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно.

 Преимущества тетради:

  • Красиво оформлена: ее рисунки привлекают внимание ребенка;

  • Полезная: работа с ней расширяет/формирует конкретные навыки и знания;

  • Позволяет проводить диагностику на знание профессий: дает обратную связь взрослому/педагогу, а взрослый/педагог анализирует и выстраивает дальнейшую работу;

  • Дифференцированная по уровню сложности: так как есть дети читающие и не читающие. 

Задания позволяют развить познавательный интерес учащихся, помогают им справиться с трудностями, встречающимися в процессе обучения, расширить кругозор, словарный запас, сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Тетрадь содержит задания разного уровня, игры, головоломки, кроссворды, лабиринты, ребусы, раскраски, «Профисказки» и т.д. Так во время рефлексии на уроке ознакомления с такими профессиями как врач и полицейский, можно предложите детям следующее задание:игра «По признаку подбери название инструмента», направленное на соревновательный и сугубо игровой процесс. Суть данной игры: по предмету определить профессию, в которой он используется.

На этапе актуализации знаний , можно провести такую игру, как «Бюро находок» узнай, кому принадлежат вещи (предметы):КОЛЕСО, КИРПИЧ, ИГЛА-ТАБЛЕТКИ, НИТКИ, МУКА, МЕЛ, НОЖНИЦЫ и т.д.

В игре «Головоломка»необходимо расшифровать слова, в которых скрыто название профессии.

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая  профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - -  - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)



Профориентационная игра «ПИРАМИДА»:выложить правильную пирамиду с женскими и мужскими профессиями отгадав их по описанию.

Примерные вопросы «ПИРАМИДА МУЖСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

  1. Это одна из самых опасных в общем списке профессий. Работы ведутся под землей, а это грозит возникновением непредвиденных ситуаций, несмотря на все меры предосторожности.Эту профессию выбирают только сильные и выносливые люди. (ШАХТЕР)

  2. Женщинам не запрещается работать по этой профессии, но она считается для женщины физически трудной. Чтобы часами сидеть и следить за дорогой, нужно хорошее внимание, зрительная память, выдержка и многое другое. (ВОДИТЕЛЬ)

«ПИРАМИДА ЖЕНСКИХ ПРОФЕССИЙ»:

  1. Это интересная и творческая профессия, преображающая внешность людей. Но у человека, выбравшего эту профессию, очень быстро устают ноги, потому что он работает стоя. (ПАРИКМАХЕР)

  2. Эта работа занимает почетное место в списке профессий для девушек, поскольку позволяет всегда быть в отличной форме и получать зарплату за возможность заниматься тем, за что другие обычно должны платить сами. (ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ)



В данных тетрадях представлены «Профисказки», в которых раскрывается функционал профессий, их взаимосвязь, указываются атрибуты труда, позволяющие отличать и узнавать профессии.

Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли через призму того «откуда берется…». Откуда берется каша? Это история о сельском хозяйстве. Откуда берется электричество?  - Энергетика. Как построить дом? Строительство. Кто такие инженеры? Как создаются машины? Как добывают нефть и газ? Что такое металлургия? Как работает транспорт? И много другое.

При организации профориентационной работы я использую самые разнообразные внеурочные формы: мастер-классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, встречи с родителями, с людьми интересных профессий и т.д.

Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказают родители: одни проводят встречи с детьми и рассказывают о своих профессиях, другие подбирают загадки профессиональной направленности. Очень интересными оказались задания, которые составили родители по своим профессиям. Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды. Вот некоторые из этих заданий.

Мама: Ольга Владимировна, операционист, место работы - Сбербанк России

Задача: В банке работают два операциониста. За один день первый операционист обслужил 47 клиентов, а второй на 9 клиентов больше, чем первый. Сколько клиентов за один день обслужили оба операциониста?

Мама: Наталья Владимировна, юрист

Диктант: Профессия юриста по праву считается одной из самых древних и уважаемых. Адвокаты, юрисконсульты, прокуроры, нотариусы, судьи и следователи обеспечивают выполнение законов и подзаконных актов, а также гарантируют неотвратимость наказания в случае их несоблюдения.Лишь несколько веков спустя юриспруденция оформилась как наука. Профессия юриста – это, прежде всего, огромный уровень ответственности. В руках специалиста порой находятся судьбы людей, предприятий и даже государств.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям о том, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель помогает родителям разобраться с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Для определения результативности были проведены диагностики на предмет знания детьми профессий в начале учебного года и в конце. Были получены следующие результаты. Выяснялось, что на начало года только у 18% учащихся проявлялся интерес к профессиональной сфере.Лишь 24% продиагностированных детей имели начальное представление о профессиональной сфере.

После проделанной работы интерес детей к профессиям возрос на 70%. И только 12% детейпоказали слабые знания о профессиональной деятельности взрослых.

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.













Литература:



  1. Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.

  2. Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 2009.

  3. Что? Где? Когда? Профориентационная игра. //Школьный психолог «ПС"-2012- 36-с. 12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников.

Автор: Жиленкова Светлана Владимировна

Дата: 30.08.2018

Номер свидетельства: 476788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Мир информатики" для 3 класса "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mir-informatiki-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "148525"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419761253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(52) "priedprofil-naia-podghotovka-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241999"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445357164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "технология "
    ["seo_title"] => string(14) "tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "188906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426771989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства