kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование осознанности как навыка чтения у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование осознанности младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование осознанности как навыка чтения у младших школьников.»

Формирование осознанности как навыка чтения у младших школьников.

Чтение в начальной школе играет исключительно большую роль в обучении, воспитании и развитии младших школьников. От того, как читает ученик, во многом зависит вся его успеваемость в школе. Чтение – это не только то, чему учат ребенка, но и то, как он учится по каждому из учебных предметов. Основная задача начальной школы – развитие умения читать тексты быстро, точно и осмысленно. Это необходимо для успешного освоения всех учебных предметов. При методически правильно организованном процессе обучения чтению у младших школьников наблюдается высокий уровень развития навыков чтения, как в целом, так и по каждому из компонентов (аспектов, качеств), составляющих этот навык, - осознанности, правильности, беглости, выразительности и способа чтения.

Такой компонент навыка чтения, как осознанность, более всего определяет постоянное совершенствование всех остальных компонентов навыка, которые в определенном смысле служат ему и доводятся до уровня его запросов и потребностей. Собственно чтение осуществляется с целью извлечь определенное содержание (информацию), содержащуюся в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Смысловая сторона чтения представляет собой понимания читателем:

1) значений большинства слов, используемых в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;

2) содержание каждого из предложений, понимание смысловой связи между ними;

3) содержательный план содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и значение этих частей (т. е. не только то, что сказано, но и то, что говорится);

4) основной смысл всего содержания текста, т. е. осознание его и свое отношение к прочитанному.

Глубина осознания зависит от ряда обстоятельств – возрастных возможностей читателя, его общего развития, уровня притязаний, круга интересов и потребностей, эрудиции, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

Существуют различные виды заданий, направленных на развитие навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задачи связаны с лексической работой над словом, поскольку именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания смысла отдельных слов и выражений, а это приводит к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений анализируется перед началом чтения произведения в так называемых речевых разминках (пятиминутных речевых занятиях). Материал для речевой разминки подбирается преподавателем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития учащихся. Также имеются задания, связанные с развитием у школьников смысловых догадок и умений прогнозировать содержание, жанровую специфику и эмоциональный характер текста до его прочтения и в процессе чтения.

Задание 1 – понимание значения слова из общего контекста.

Задание 2 – понимание фактического содержания.

Задание 3 – прогнозирование содержания перед чтением и во время чтения.

Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения героев.

Задание 5 – учит понимать подтекст вопросов и задач, не имеющих прямых ответов в тексте.

Задание 6 – выбор из предложенных пословиц к тексту наиболее точной (т.е. той пословицы, которая отражает основную мысль произведения).

Задание 7 – нахождение «главных» слов произведения в тексте.

Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование осознанности как навыка чтения у младших школьников.

Автор: Шаяхметова Инесса Финусовна

Дата: 07.01.2024

Номер свидетельства: 643619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "« Методы развития навыков чтения младших школьников. Упражнения, направленные на формирование  навыков чтения.» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietody-razvitiia-navykov-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-uprazhnieniia-napravliennyie-na-formirovaniie-navykov-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "156766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421486285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Исследовательская  деятельность на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(121) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-rabota-nad-formirovaniiem-navykov-kachiestva-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "112908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408984543"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Развитие функциональной грамотности младших школьников посредством формирования навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и развития речи."
    ["seo_title"] => string(165) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-formirovaniia-navykov-bieghlogho-osoznannogho-vyrazitiel-nogho-chtieniia-i-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "341078"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472365283"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Деятельностные формы и методы работы в процессе формирования навыков  беглого осознанного чтения  у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(135) "dieiatiel-nostnyie-formy-i-mietody-raboty-v-protsiessie-formirovaniia-navykov-bieghlogho-osoznannogho-chtieniia-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "194083"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726118"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Реферат по теме «Формирование навыка выразительного  чтения у младших школьников.»"
    ["seo_title"] => string(80) "riefieratpotiemieformirovaniienavykavyrazitielnoghochtieniiaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "326907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463332722"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства