Просмотр содержимого документа
«Формирование осознанности как навыка чтения у младших школьников.»
Формирование осознанности как навыка чтения у младших школьников.
Чтение в начальной школе играет исключительно большую роль в обучении, воспитании и развитии младших школьников. От того, как читает ученик, во многом зависит вся его успеваемость в школе. Чтение – это не только то, чему учат ребенка, но и то, как он учится по каждому из учебных предметов. Основная задача начальной школы – развитие умения читать тексты быстро, точно и осмысленно. Это необходимо для успешного освоения всех учебных предметов. При методически правильно организованном процессе обучения чтению у младших школьников наблюдается высокий уровень развития навыков чтения, как в целом, так и по каждому из компонентов (аспектов, качеств), составляющих этот навык, - осознанности, правильности, беглости, выразительности и способа чтения.
Такой компонент навыка чтения, как осознанность, более всего определяет постоянное совершенствование всех остальных компонентов навыка, которые в определенном смысле служат ему и доводятся до уровня его запросов и потребностей. Собственно чтение осуществляется с целью извлечь определенное содержание (информацию), содержащуюся в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Смысловая сторона чтения представляет собой понимания читателем:
1) значений большинства слов, используемых в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
2) содержание каждого из предложений, понимание смысловой связи между ними;
3) содержательный план содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и значение этих частей (т. е. не только то, что сказано, но и то, что говорится);
4) основной смысл всего содержания текста, т. е. осознание его и свое отношение к прочитанному.
Глубина осознания зависит от ряда обстоятельств – возрастных возможностей читателя, его общего развития, уровня притязаний, круга интересов и потребностей, эрудиции, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Существуют различные виды заданий, направленных на развитие навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задачи связаны с лексической работой над словом, поскольку именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания смысла отдельных слов и выражений, а это приводит к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений анализируется перед началом чтения произведения в так называемых речевых разминках (пятиминутных речевых занятиях). Материал для речевой разминки подбирается преподавателем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития учащихся. Также имеются задания, связанные с развитием у школьников смысловых догадок и умений прогнозировать содержание, жанровую специфику и эмоциональный характер текста до его прочтения и в процессе чтения.
Задание 1 – понимание значения слова из общего контекста.
Задание 2 – понимание фактического содержания.
Задание 3 – прогнозирование содержания перед чтением и во время чтения.
Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения героев.
Задание 5 – учит понимать подтекст вопросов и задач, не имеющих прямых ответов в тексте.
Задание 6 – выбор из предложенных пословиц к тексту наиболее точной (т.е. той пословицы, которая отражает основную мысль произведения).
Задание 7 – нахождение «главных» слов произведения в тексте.
Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.