Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков правописание орфограмм в начальных классах»»
«Формирование навыков правописание орфограмм в начальных классах»
Радионова Нина Владимировна, МАОУ лицей №64 г.Краснодар, учитель начальных классов
Аннотация
В данной работе рассматриваются вопросы формирования у младших школьников формы навыков орфографического правописания
Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации- устной речью и письменной.Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфо-графических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой,при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация.Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы,относить каждую к определенному правилу и, наконец,писать в соответствии с правилом.
Лингвисты,психологи,методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места,которые нужно писать по правилу.Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако,за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость: "процент видения орфограмм у учащихся 4класса колеблется от 30% -50%".
Начало научной разработки вопросов обучения русскому языку положили выдающиеся русские языковеды прошлого века академики Ф.И.Буслаев и И.И.Срезневский.В известном методическом труде Ф.И. Буслаева"О преподавании отечественного языка" (1844) впервые обсуждался вопрос о месте грамматике с письмом и стилистикой.Главную задачу"грамматического учения" Буслаев видел в том,чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно.Грамматика,согласно его взглядам, в первоначальном обучении не может быть самостоятельной,систематической наукой, она является"прибавлением к чтению", и все учение "основано на чтении писателя".Большое внимание Буслаев уделял развитию в связи с чтением и "грамматическим учением" врожденного дара слова,оставляя при этом за грамматикой ведущую роль.Он видел задачу обучения языку не только в сообщении знаний по грамматике,но и в развитии детских способностей, "судительной силы" младшего школьника.Придавая решающее значение практике,упражнениям,Буслаев в то же время требовал"возведения форм к ясному сознанию",провозглашал принципы сознательного усвоения детьми форм языка. Пи обучении языку и письму он советовал"идти вперед как можно осмотрительнее",имея ввиду выработку прочных знаний и навыков и систематичность в работе. Основным принципом грамматического изучения языка,по Буслаеву,является изучением не грамматических схем и правил,а живых фактов языка