Процесс чтения на начальном этапе разделяется на отдельные операции. Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но и текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков чтения у младших школьников»
Формирование навыков чтения у младших школьников
При чтении ребенок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста. На начальном этапе формирования навыка, по мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, чтение «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели» (Эльконин Д.Б. Как научить детей читать // Избранные труды. – М. – Воронеж, 1995. – С. 329). Но это структура уже сформированных навыков, когда внимание ребенка не направлено на каждую отдельную операцию.
Процесс чтения на начальном этапе разделяется на отдельные операции. Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но и текст.
В формировании навыка чтения можно выделить три этапа:
Первый – аналитический:этап осознанной, контролируемой дифференцировки буквенных знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и связывания ее с буквой и на этой основе – воссоздание звукового образа слова (чтение побуквенное, послоговое).
Второй – синтетический, когда процесс дифференцировки буквенных знаков, фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается в единый процесс и воссоздается звуковой образ слова (чтение словами).
Третий этап – автоматизация. Это уход из-под контроля сознания дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового образа слова и переход к прямой ассоциации звучащего слова (или при дальнейшем совершенствовании навыка чтения про себя – видимого слова) с его семантикой, с его значением, восприятие целостного высказывания и понимание его смысла.
Очень важно отметить, что далеко не все учащиеся к окончанию начальной школы переходят к третьему этапу формирования навыка.
Многие из них умеют читать «технически», но при этом страдает восприятие текста, его понимание. Отчего это происходит? Одна из главных причин, так же как и при письме – форсирование скорости обучения, недостаточное освоение и закрепление навыков, формируемых на первых этапах. Интересно, что запись движений глаз при письме дает картину, очень сходную со схемой движений руки при письме. Оказалось, что на первом этапе формирования навыка движения глаз отслеживают каждый элемент буквы.
Мы можем выделить не только время этого отслеживания, которое, по-видимому, отражает процесс дифференцировки графических знаков, фонемного анализа и связывания буквы со звуком, но и паузу между отдельными движениями глаз. Физиологический смысл этой паузы тот же, что и паузы в процессе письма – осознание и оценка дифференцировки буквенных знаков и фонемного анализа.
Нетрудно представить себе, что трудности концентрации внимания, несформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико-фонематического восприятия способны резко увеличивать паузы при чтении, а значит, резко снижать скорость чтения. Напомним, что у многих первоклассников эти базовые функции, необходимые для формирования навыка чтения, еще недостаточно сформированы, и, значит, быстрое чтение для них – недостижимая задача.
Что же происходит в тех случаях, когда ребенка заставляют быстро читать на начальных этапах?
Нарушается механизм чтения – ребенок плохо дифференцирует (путает) буквы, неверно проводит фонемный анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова и в результате читает с ошибками. Но чаще при требовании «читать быстрее» формируется такой механизм чтения, при котором ребенок успевает отдифференцировать лишь первые 2–3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно), и ему приходится начинать чтение слова заново.
Этот вариант чтения даже получил название «угадывающее чтение». Следует понимать, что этот вариант, собственно говоря, и не чтение, а механическое произнесение слова (да и то не всегда правильное). Многократные угадывания, повторный анализ слов приводят к тому, что формирование навыка чтения «застревает» на втором этапе, не позволяя осознавать семантику слов, нарушая восприятие текста. Такие дети читают, не понимая, и в основной, и в старшей школе, а формировать навык чтения заново очень сложно. Невозможно научить пятиклассника или девятиклассника понимать текст, если он не освоил эффективную технику чтения в начальной школе. Формируя навык чтения, следует помнить, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста.
Еще Я.А. Каменский писал: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». К сожалению, анализ сформированности навыка чтения у наших школьников свидетельствует о том, что больше половины школьников овладевают навыком чтения в начальной школе.
Чтение с ошибками создает трудности понимания слов, их связи в предложении и смысла предложений. Всё это усугубляется порочной практикой требования высокой скорости чтения (порой более 80–90 слов в минуту), что нарушает физиологические возможности слухового и зрительного восприятия, артикуляции и ведет к высокому функциональному напряжению.
На следующих этапах обучения несформированность элементарной техники чтения не позволяет подростку научиться грамотно читать большие по объему, сложные по содержанию и форме тексты учебной и внеучебной литературы.
Можно выделить несколько уровней сформированности навыка чтения:
Схема 1. Уровни сформулированности навыка чтения
Неадекватное несвоевременное неэффективное обучение чтению лишь один путь, не позволяющий ребенку научиться грамотно читать и стать грамотным читателем.
Фактически количество «плохо» читающих детей от начальной школы к старшей не уменьшается, а увеличивается, но основа этих проблем – в начальной школе.
Для того чтобы знать, с чем связаны основные трудности обучения чтению на начальных этапах, ниже мы приводим таблицу 1.
трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
10
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года)
Индивидуальные особенности темпа деятельности
Литература
1. Барт К. Трудности в обучении. Раннее предупреждение. – М.: Академия, 2006. 2. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/ Развитие личности ребенка. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006. 3. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-граф, 2006. 4. Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург, Рама-паблишинг, 2009. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М. Эксмо, 2009. 5. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 6. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А.Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПИ, 2007.