Просмотр содержимого документа
«реферат " Формирование навыка чтения у младших школьников" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п.г.т. Уруша
Реферат «Формирование навыка чтения у младших школьников»
Выполнил:
Зинкина Елена Викторовна
Проверил:
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Теоретические аспекты процесса формирования навыка чтения младших школьников.
1.1Характеристика навыка чтения.
Глава 2 Обучение чтению.
2.1. Основные подходы.
2. 1.1. Фонетический метод.
2. 1.2 Лингвистический метод.
Метод целых слов.
Метод целого текста.
Метод Зайцева.
Практические приёмы выработки у детей навыков беглого, осознанного чтения.
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Владение полноценным навыком чтения является важным условием человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники. В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом деятельности школьников любого возраста.
Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать.
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста – одна из самых важных проблем школьного обучения. Изменившиеся за последние годы социальные условия предъявляют количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец, как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить. 1
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение. 2
Цель данной работы: на основе анализа литературы определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Задачи: 1. Изучить литературу по вышеуказанной теме. 2. Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения. 3. Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ.
Чтение — это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение — это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение — это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.
За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно-внимательное. Оно существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50-100 %. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата.
Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению по себя.
Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход, чему способствовали краткость, простота и удобство в употреблении. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Если принять за исходное определение термина умение как способности осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания, а определение термина навык — как умения, достигшего уровня автоматизма и выполняемого без особых напряжений умственно-контролирующего порядка, то можно увидеть тесную взаимосвязь и зависимость тех сторон (составляющих навык), которые охватываются терминологическим словосочетанием «навык чтения». Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать и о темпе чтения.
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически.
Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокие уровни, превращаясь в более сложные умения и навыки, которые, в свою очередь, пройдя определенный путь развития, образуют еще более высокий комплекс умений и навыков. В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.
При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников определенного класса важно стремиться к тому, к чему настоятельно призывал еще в прошлом веке один из выдающихся русских методистов и учителей народной школы Николай Александрович Корф. Он писал, что каждый учитель должен «приучать к одновременному совершенствованию двух процессов — чтения и уразумения читаемого» [ 3.С. 182].
1.1. ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ.
Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т. е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств — возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.
При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста — 1) фактического, предметного плана и 2) смысла предметного плана.
Предметный план — это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т. д.
Смысл предметного плана — это то, о чем все это нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель.
Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения — способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.
Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения.
Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа — продуктивные. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.
1.2. ТЕМП (СКОРОСТЬ, БЕГЛОСТЬ) ЧТЕНИЯ.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: I класс — 25—30 слов в минуту; II класс — 30—40 слов в минуту (в конце первого полугодия), 40—50 слов в минуту (в конце второго полугодия); III класс— 50—60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65—75 слов в минуту (в конце второго полугодия); IV класс — 70—80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85—95 слов в минуту (в конце второго полугодия). Если результаты ниже — это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.[4.с.7.]
1.3. ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударения в словах.
Ошибки в отношении правильности неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания.
1.4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
Между тем выразительность как компонент навыка чтения — это одно. Несколько иное — выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях.
Выразительности чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности — то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка». Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности — темп, интонацию, паузы, логические ударения — естественно, для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде — это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую им этим знаком.
Выразительное чтение как высший тип чтения — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.
Поступив учиться, каждый ребенок уже владеет двумя первичными ко времени усвоения видами речевой деятельности — устными формами — слушанием и говорением. Именно на их основе происходит формирование двух других, письменных форм речи — чтения и письма. И если с первых же школьных шагов наладить успешное взаимодействие основных видов речевой деятельности, то этим будет заложен прочный фундамент всего речевого и языкового развития ребенка и особенно чтения и письма.
Устные формы речи выступают в качестве первоосновы, фундамента письменных форм речи — и чтения, и письма. Посредством говорения, этого важнейшего вида речевой деятельности, ребенок более всего овладевает всем комплексом речедвижений, которые непременно необходимы при произнесении любого из звуков — фонем и их вариантов. Более того, как свидетельствуют исследования академика И. П. Павлова, а до него и И. М. Сеченова, а после них — выдающегося психолога Н. И. Жинкина, «речедвижения являются основой мыслительной деятельности»[ 5. С. 336] и соответственно — речевой во всех ее разновидностях.
Из всего сказанного следуют два важных методических вывода. Первый из них состоит в том, что на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста необходимо как можно больше внимания уделять говорению ребенка — то ли это будет чтение заученных наизусть стихотворений или рассказывание прослушанных литературных произведений, просмотренных кинофильмов, а также громкому чтению, т. е. чтению вслух. Чем чаще младший школьник будет читать в классе, на уроках и дома, тем полнее и глубже он будет понимать прочитанное и очень хорошо читать про себя, молча, лучше будет мыслить и точнее выражать свои мысли.
Второй вывод заключается в том, что устные формы речи с первых школьных шагов ребенка должны стать предметом анализа. Анализ будет направлен на установление в речи — в устном высказывании, в воспринятом на слух рассказе отдельных предложений; в них будут выделяться отдельные слова, в словах — слоги, главные произносительные единицы речи. К. Д. Ушинский утверждал, что «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания»[ 6. С. 324].
Письмо, точнее — писание теснее всего связано с чтением, читанием. Успешность формирования умений и навыков чтения и письма во многом зависят от развития устной речи детей, от их умений подвергнуть ее анализу и прежде всего посредством особого рода нарочитого произнесения слов. Условно его можно назвать орфографическим, т. е. умением произнести слово так, как его надо писать. Н. И. Жинкин показал, что «орфографическое проговаривание потребует слогораздельного произнесения слов, что вызовет усиление всех слоговых позиций. Нейтральные, слабые позиции будут во всех слогах слова одинаково сильными»[ 5. С. 362].
С первых же школьных шагов ребенка, с периода обучения грамоте принципиально важно научить его такого рода способу произнесения слов. Наряду с орфографическим произнесением и чтением нужно ввести в практику и орфоэпическое произнесение и чтение. Желательно, чтобы оба эти произнесения и чтения прошли через все годы обучения ребенка в начальных классах.
Прежде чем что-то проверять (в нашем случае — навык чтения), надо приложить максимум усилий для того, чтобы это проверяемое оказалось на высоком и по возможности безошибочном уровне. Последнее достигается, если с первых же школьных шагов опереться на те позиции, о которых шла речь чуть выше, т. е. на устные формы речи, на выработку умений их, условно говоря, произносительного (звукового и слогового) анализа. Если к этому присоединить разные приемы, накопленные методикой чтения, то результаты, высокие результаты, будут гарантированно положительными.
Замечательный русский педагог, методист и учитель, сподвижник К. Д. Ушинского Николай Александрович Корф еще в прошлом веке выдвинул актуальное и для современности положение: «Самое бездарное дитя, — писал он, — может и должно достигнуть сознательности чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело»[ 3. С. 120]
ГЛАВА II
Обучение чтению.
Основные подходы.
Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу, - научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать.[8.№1 2003]
Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребенка читать бегло и схватывая смысл.
Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению, и к каким результатам они приводят.
Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
Лингвистический метод. Лингвистика - наука о природе и о строении языка; ее наблюдения и выводы используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать знакомые слова, особенно те, которые употребляются наиболее часто. Сначала детям предлагается учиться читать на словах, которые читаются так, как пишутся. Читая такие слова, ребенок обучается определять соответствия между буквами и звуками.
Метод целых слов. Этот метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов. Ребенка не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению; ему показывают целые слова и произносят их, то есть учат ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова.
Этот метод был очень популярен в 20-е годы XX века.
Метод целого текста. В чем-то напоминает метод целых слов, но здесь больше полагаются на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.
Одна из целей этого метода - сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода - фонетические правила не объясняются. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно - его не исправляют. Философский аспект этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка, - естественный процесс и дети способны сами его постичь.
Метод Зайцева. Единицей строения языка Зайцев определил склад. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.
Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад - это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: «Ъ» и «Ь»). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответстствие - на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.
Метод Мура. Основа обучения - интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Его программа включает также устную речь, слушание и письмо под диктовку.
Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два - метод целых слов и фонетический метод. Какой же метод более эффективен для обучения чтению?
Был поставлен эксперимент для сравнения метода целых слов и фонологического метода. Для эксперимента взяли группу детей, зачисленных в первый класс (5-6 лет) и еще не умеющих читать. Группу разделили пополам и одну подгруппу обучали чтению с помощью метода целых слов, другую - с помощью фонетического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. Оказалось, что в начале дети, которых обучали с помощью метода целых слов, быстрее читали и лучше понимали прочитанное про себя и читали вслух бегло и с выражением. Дети же, которых обучали чтению с помощью фонетического метода, лучше читали незнакомые слова, как и в начале обучения, так и в любое время дальше. Ко второму классу, к концу обучения чтению оказалось, что «фонетические» дети догнали и перегнали своих одноклассников и лучше читали про себя, лучше понимали прочитанное и имели больший словарный запас, чем дети, обученные читать с помощью метода целых слов.
Лабораторные исследования выявили, что наиболее важным фактором на пути к тому, чтобы свободно читать, является способность распознавать буквы, шаблоны произношения и целые слова легко, автоматически и визуально. Поэтому знание букв и фонологические навыки являются одним из самых важных для развития способности читать.
Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого ребенка, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.
2.Личный опыт
Хочу поделиться своим опытом и остановиться на дидактических приёмах, которые, на мой взгляд, важны для успешного овладения навыками чтения. Буквально в первые дни сентября выясняю, могут ли дети назвать буквы, прочесть слог или слово. Эти данные фиксирую в тетради, в которой далее будет прослеживаться продвижение каждого ученика в чтении.
Чтение является сугубо индивидуальным процессом. Кому-то оно даётся легче, кому-то труднее. Последним необходима постоянная помощь учителя. Таким детям можно предложить простое приспособление «уголок». Картонный уголок используется вместо указки. Ученик двигает его под словом, закрывая прочитанный слог. Уголок (лучше зелёного цвета) остаётся у ребёнка до тех пор, пока он не перейдёт на плавное слоговое чтение.
Большинство детей испытывает затруднения при чтении слов со стечением двух или трёх согласных. Чтобы помочь ученикам, на каждом уроке в течение двухминутной фонематической разминки читаем «Слоговички». С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами и выборочно (используя разные приёмы чтения: чтение – хронометр, чтение волной, чтение – буксир и т.д.).
В букварный период использую таблицы для чтения. Чтобы отстающий ученик научился хорошо читать, по мнению В.А.Сухомлинского, он должен читать в 7 раз больше, чем хорошо читающий школьник. Поэтому к чтению нового текста нужно привлекать не только сильных, но и слабых учеников.
Очень важно своевременно расширять поле зрения ребёнка. Многие дети видят одновременно только 2-3 буквы. За первый год обучения необходимо расширить поле зрения до 8 сантиметров. Уже на начальном этапе обучения грамоте можно использовать «дорожки» длиной 50 см, 70 см, 90 см, 110 см, 130 см. на полоске белой бумаги печатными буквами пишутся буквы обозначающие согласные звуки. На первых 2-3 уроках отрабатывается устное произношение на одном дыхании букв первой полоски (перед началом - вдох). На следующих уроках – второй полоски и т.д. Когда дети смогут быстро называть буквы (как звуки), то полоски можно ставить одну за другой.
Использую таблицы Шульте. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причём первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре. Ставится задача: видеть всю таблицу целиком. Отыскать цифру - это не самое главное. Это не имеет существенного значения. Главное - при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры. Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25 (без пропуска). При работе с таблицей необходимо удерживать взгляд в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Вертикальные движения допустимы. Каждая найденная по порядку цифра фиксируется только взглядом без проговаривания. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как при чтении обычного текста. То есть - примерно 30-35см..
После того как дети научатся писать все буквы, приступаю к написанию зрительных диктантов. Тексты таких диктантов составляю по образцу текстов профессора Л. Федоренко. Эта методика хорошо себя зарекомендовала. Техника чтения учащихся заметно вырастает, улучшаются показатели грамотного списывания с доски. Для успешной работы необходимо выполнять правила:
Ежедневное списывание по одному набору.
Запись предложений в отдельной тетради, которые после проверки учителем не оцениваются отметкой.
Учащиеся считывают каждое предложение с доски только глазами, губы «на замочек».
Учитель может заранее подчеркнуть трудные места.
Время чтения детьми предложения – от 4 до 8 секунд.
Учитель ничего не повторяет вслух, даже для отстающих учеников (первое время они могут подсматривать у соседа).
Если ребята не справились с работой за первый день, эту же группу предложений можно записать на следующий день.
Записанные на доске предложения поочерёдно закрываются полосками бумаги и открываются для самопроверки написанного.
После месячного перерыва желательно повторить работу со зрительными диктантами.
В своей работе использую методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается.
На уроках применяю следующие упражнения:
1. Прослушивание чтения учителя. Дети по учебнику не следят.
2. Чтение за диктором. В качестве диктора выступает сам учитель или сильный ученик. Диктор при чтении опережает слабого ученика, как бы ведет его за собой. Это упражнение способствует развитию артикуляции учащихся, помогает вырабатывать навыки слитного чтения слов.
3. Чтение в паре. В пары могут быть объединены разные по уровню развития ученики класса.
4. Пересказ с опорой на текст. После многократного прочтения текста ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы.
5. Многократное чтение. При первом прочтении ребенку могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, вырабатывается навык более быстрого чтения.
6. Убыстрение темпа чтения. Убыстрение постепенно доводится до темпа скороговорки. Это особенно полезно на третьем этапе, так как развивает угол зрения, позволяет фиксировать по два-три слова одновременно, предвосхищает дальнейшее содержание. Практика показывает, что дети легко переходят от чтения в этом темпе к более медленному выразительному чтению.
7. Переход на незнакомый текст. Суть упражнения состоит в том, что после многократного прочтения части текста с постепенным убыстрением темпа ученику предлагается читать следующую часть текста с повышением темпа.
8. Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению текста. Это приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».
«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не с начала, а где попало, назвав только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах.
Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И.Т.Федоренко оказались упражнения:
многократное чтение;
чтение в темпе скороговорки;
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.
В своей работе по совершенствованию навыков чтения использую:
упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умения угадывать последующий текст.( приложения1-5)
Упражнения для развития техники чтения.
1. Столбик слов. Чтение за минуту. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Звуковая разминка.
Написать буквы и прочитать их. а-о-у-ы-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ; с-з-ж, ш-ж-с, жа-ша-ща, жба-жбэ.
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе;
з) чтение – "спринт";
и) жужжащее чтение;
к) скачкообразное чтение "кенгуру" и т. д.
4. Выбирать из данного текста слова, в которых 4-5 слов, научиться их проговаривать.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому, чтобы избежать нечеткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.
5. Игра «Фотоглаз».
Этот прием использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;
б) за отведенное время ученик должен "сфотографировать столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово;
в) в показ фрагментов диафильма с использованием этого приема.
Использование этого приема помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их "фотографируют" и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
6. Найти нужную строчку в тексте.
На партах разложены статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде "Начали!" каждый ученик берет статью и "скользит" по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
7. Сравнение скорости чтения домашнего текста и незнакомого текста в сравнении (проверка скорости чтения).
Один – два раза в неделю проверяем скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Данные заносятся в специальную таблицу.
Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят "свой рост" и убеждаются в том, что труд приносит успехи.
8. Чтение за взрослым ("буксир").
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком - либо слове и повторения его.
9. За одну минуту, найти в тексте слова на какую либо букву.
10. Найти вторую половину слова.
11. Групповая работа.
а) Распространение предложения.
Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех учащихся или для каждого учащегося свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске, и учащийся называет предложение в первоначальном виде. Затем хором произносят распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.
б) Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.
в) Составление текста – рассуждения на заданную или выбранную тему.
Все эти упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возвраты к нему, неуверенность.
Тренировочные упражнения использую на уроках чтения и убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.
В своей практике использую также диагностические тесты. Тесты дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Тесты помогают более эффективно использовать время на уроке при работе с классом.
Использую следующие задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:
1. Чтение по ролям.
2. Придумать своё окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
3. Составить вопросы к тексту.
4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребёнку закончить чтение.
5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который надо прочитать текст.
Организация работы.
1. Завести читательский дневник (автор, название, замеры техники чтения).
2. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения.
3. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.
4. Читать ежедневно не менее 20-30 минут.
В течение года провожу с учащимися следующую работу:
- чтение книг;
- подготовка творческих работ;
- изготовление поделок, рисунков по прочитанным произведениям;
- конкурсы чтецов;
-выступления на уроках чтения, окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.
Различные виды упражнений, заданий способствуют развитию интереса к чтению, формируют навык чтения. ( Приложение1-5)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения [10]. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Основные подходы к выбору методики обучения чтению: 1) Фонетический подход 2) Лингвистический метод 3) Метод целых слов 4) Метод целого текста 5) Метод Зайцева.
Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Литература
В школе и дома. – М. ,1886.-с.3
Сердце отдаю детям.-Киев,1969.-с.169
Корф Н.А. Русская народная школа.-СПБ. ,1874.- c.182
В.Г.Горецкий , Л.И. Тикунова Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2001г.
Чтение предложений и текстов, перекрытых полосками.
7. «Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста, требуется найти данное предложение.
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2.Скороговорки.
3. «Бегущая лента»
Через отверстие в картоне протягивается полоска, где записаны слоги и слова, которые надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
− Чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
− Хоровое чтение;
− Чтение в парах;
− Чтение одновременно с ведущим;
− Чтение с убыстрением темпа;
− Чтение с переходом на незнакомый текст;
− Чтение в темпе скороговорки;
− Чтение-«спринт»;
− Жужжащее чтение;
− Скачкообразное чтение («Кенгуру»).
Приложение 5
Упражнения для развития выразительности чтения
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
3.Чтение скороговорок, чистоговорок.
4.«Окончания». Повышенное требование к четкости произношения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
1.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
2.«на одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
3.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
4.Чтение одного предложения с разной интонацией.
5.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
6.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
7.Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать еще раз, пытаясь передать это настроение.
8.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
9.«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.)
10.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (слова кошки голосом мышки).
11.Чтение по ролям.
12.Чтение по ролям без слов автора.
13.Инсценирование.
14.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
Примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание:
1.Определите основную идею содержания текста. Выясните главное – о чём идёт речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.
2.Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.
3.Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчёркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.
4.Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.
5.Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль.
При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.
6.Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.
7.Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.
8.В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.
Приложение 7
Виды работ над текстом на уроке чтения:
1. Чтение всего текста. 2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана. 3. Чтение по готовому плану. 4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу. 5. Чтение цепочкой по предложению. 6. Чтение цепочкой по абзацу. 7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. 8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. 9. Чтение самого красивого места в тексте. 10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Предложение можно заменять логически законченным отрывком. 11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. 12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов. 13. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев. 15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 16. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме. 19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило. 20.Нахождение в тексте самого длинного слова. 21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов. 22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п. 23. Чтение с пометками непонятных слов. 24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).