kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков беглого чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания. Значение книг для ребёнка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребёнка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребёнок воспринимает модели поведения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы - научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков беглого чтения в начальных классах»



Формирование навыков беглого чтения в начальных классах


Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания. Значение книг для ребёнка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребёнка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребёнок воспринимает модели поведения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы - научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  • развитие оперативной памяти;

  • развитие периферического зрения (угла зрения);

  • формирование устойчивого внимания;

  • предупреждение повторов при чтении;

  • пополнение словарного запаса ученика;

  • развитие артикуляционного аппарата.

Для организации учебно - воспитательного процесса, формирующего младших школьников - читателей на уровне современных социальных и научных требований, в условиях внедрения стандартов нового поколения – ФГОС, предлагается систематическое использование упражнений, направленных на повышение техники чтения, которые позволят всем учащимся в равной степени овладеть навыком быстрого чтения, и тем самым повысить школьную успеваемость.

Чтение сегодня – это один из важнейших процессов, как в научной, так и в производственной жизни человека. Читать и быстро читать – это веление времени и требование научно - технического прогресса.

Есть и были яркие люди - исключения, у которых была очень большая скорость чтения, например: Наполеон читал 2000 слов в минуту, Эйнштейн – 2000 слов, Горький - 4000 слов в минуту, Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за полчаса, Пушкин – 2500 слов в минуту, Толстой – более 1000 слов в минуту.

Можно ли обычному человеку, не обладающему такими замечательными качествами и способностями, научиться читать быстро? Можно!

В современном обществе наблюдается снижение интереса учащихся к чтению. Больше времени они проводят у телевизора и компьютера. Отношение к чтению надо пересматривать. Помочь в этом должны родители, от которых многое зависит. Семейное чтение должно стать традицией. Родители покупают детям книги с раннего детства. Начинают им читать, рассматривать картинки вместе с детьми. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, потому что ребёнок научился читать. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где родители проявляют интерес к успехам ребёнка и сами показывают пример: постоянно читают книги.

Умение бегло читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Этот навык формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Поэтому чтением детей надо умело руководить. В каждом классе есть дети, испытывающие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с трудом воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы.

Большую роль в обучении смысловому чтению играет скорость чтения. Если у школьников низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. 

Если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую - то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

Процесс чтения очень сложен для детей. В нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения тяжело усваивать новый материал. Скорость чтения является важным фактором успеваемости.

Основными причинами медленного чтения у детей являются:

1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая, читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе, т.к. это основа всего обучения, одно из условий успешной учёбы в школе.

Я хочу познакомить вас с несколькими эффективными упражнениями, систематическое применение которых на практике, в работе с учащимися, поможет повысить не только скорость чтения, но и успеваемость школьников.

Мною была изучена методическая литература и отобраны приёмы для учащихся по обучению беглому чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению

Предполагаемые результаты работы:

1.Повышение техники чтения.

2.Повышение зрительной и слуховой памяти.

3.Обучение занятиям дома.

4.Улучшение разговорной речи.

5.Применение знаний и умений на практике

Упражнения по скорочтению нужно проводить как на каждом уроке, так и самостоятельно. Занятие включает в себя упражнения разной направленности. Упражнения от занятия к занятию усложняются.

Рекомендую следующие методы и упражнения как для учителя, так и для родителей:

1. Вовлекайте ребенка в процесс чтения.

Читая, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите ребёнка прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, о чём он прочитал? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни.

Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете текст, а ребенок вслед за вами, ведёт пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

8 . Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги, на доске и периодически давать ребенку их читать.

9. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12. Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

14. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

15. Чтение слов написанных разными шрифтами.

16. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги или на доске:

Кот лес дом

Котик лесок домик

Котеночек перелесок домишко

17.Чтение «канон».

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

18. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы.

 После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

19. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы. Это учит его находить в тексте главное.

20. Ежеурочные пятиминутки чтения.

В начале каждого урока дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы приносит большие результаты. Проверено мною на практике.

21. Устраивайте различные игры в слова и буквы. 

Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

22. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок. Ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

23. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

24.Тренируем внимание.

Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

25. Ролевое чтение.

Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.

26.Чтение перед сном.

Оно дает хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

27. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается. Это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

28. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: Ко мне на праздник пришли друзья.

Пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

29. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Эта игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

30. Таблицы Шульте.

Э  то случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку. Применяется для развития скорости зрительно - поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 25 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1 до 25. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Все эти упражнения помогают учащимся увеличить скорость чтения, улучшить понимание прочитанного.

Обязательным условием улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой, тесная связь с родителями.

Для реализации поставленной перед собой задачи необходимо:

  1. Проводить родительские собрания, в ходе которых выяснять роль книги, телевизора и компьютера в семье в целом и у ребёнка в частности.

  2. Перед собранием проводить анкетирование детей по этой теме.

  3. Проверку техники чтения во втором полугодии с первого класса проводить ежемесячно.

  4. После изучения всех букв начинать вести читательские дневники.

  5. Проводить праздник «Прощание с Азбукой», после которого детям подарить интересную книгу.

  6. Проводить экскурсии в разные библиотеки – школьную, детскую.

Эти мероприятия в содружестве с семьёй позволяют вызвать у детей интерес к книге, к чтению, к получению знаний из книги.

На непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить?

Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети станут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость по всем предметам.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование навыков беглого чтения в начальных классах

Автор: Бордзеловская Татьяна Викторовна

Дата: 20.06.2021

Номер свидетельства: 583777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии"
    ["seo_title"] => string(80) "10_effektivnykh_uprazhnenii_dlia_formirovaniia_u_detei_navyka_beglogo_chteniia_p"
    ["file_id"] => string(6) "566165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607501742"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "poiasnitiel-naia-zapiska-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402940050"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "План по самообразованию по теме "Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_po_samoobrazovaniiu_po_tiemie_formirovaniie_navykov_bieghlogho_vyrazitiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "362892"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480192863"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414313653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства