kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены некоторые методики, упражнения из которых хорошо применять во 2-4 классе начальной школы для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии»

Название мастер-класса ТОП-10 эффективных упражнений для формирования у детей навыка беглого чтения, профилактики дисграфии и дислексии.

(в системе И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко, конструктор из букв и другие)

  1. Цель: Восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной и обусловленной речевой деятельности, в процессе метаязыковой деятельности. Осознание школьниками основных закономерностей протекания фонематических процессов -совершенствование у учащихся следующих операций:

• фонематическое восприятие

• фонематический анализ, синтез и представления

  1. Задачи

  1. определить стиль-визуальный и кинестетический

  2. систематизировать правильность запоминания и правописания слов

  1. Проблема

Примерно 25% детей обучающихся начальной школы имеют трудности овладения письмом и чтением. Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается. Это приводит к нежеланию и отказу выполнять письменные задания, посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчётливо.

Нейропсихологическое обследование детей с дислексией и дисграфией выявило:


  • Снижение активности мозговой коры

  • Дефекты моторики,

  • речевого внимания,

  • пространственной ориентировки,

  • зрительного восприятия,

  • логического мышления


  1. Содержание, описание

По мнению педагогов, скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников. В арсенале учителей начальных классов немало методик по развитию техники чтения. Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Развивать оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, методику и тексты которых разработал профессор И.Т. Федоренко. Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений.

Описание такой работы можно найти, например, в статье В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62), в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14) и т.д.

Я предлагаю вниманию учителей начальных классов готовые презентации текстов зрительных диктантов, которые можно использовать на уроках чтения или русского языка. (презентация с текстами прилагается отдельно)


Наиболее часто встречающиеся проблемы: Несформированность образа буквы и образа слова;

Пропуск и смешение букв и слогов;

Нечитаемый почерк;

Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;

Неумение составлять связные, логичные тексты;

Нелюбовь или даже ненависть к чтению;

Негативное отношение к предмету.

Конструктор «ПРОСЛОВА» помогает решать эти проблемы:

1. определить стиль - визуальный и кинестетический, развить мелкую моторику,

2. систематизировать правильность запоминания и правописания слов,

3. запомнить правописание женских и мужских имен (имена существительные, нарицательные),

4. отработать знание алфавита,

5. составление слов из заданных слогов,

6. работа со словарными словами,

7. работа с загадками, с изображением этих слов или на слух,

8. правописание слогов –чу,-щу, -ча, -ща,

9. правило правописания разделительного мягкого знака,

10. составить цепочку из 5 словарных слов, где последняя буква слова является первой для другого слова, из предложенного слова набрать как можно больше слов и другие.

Задания помогают запомнить правописание словарных слов в любом классе начальной школы.

  1. Результативность

В индивидуальной работе и в малых подгруппах оба способа дали хороший положительный результат. Дети с ОВЗ в игровой обстановке учатся читать, запоминать правила русского языка (конструктор). У обучающихся старших классов с ОВЗ после проведения ежедневных зрительных диктантов (в классе) увеличилась орфографическая зоркость, уменьшилось количество ошибок при письме.

  1. Перечень оборудования

Конструктор «ПРОСЛОВА»

Презентация зрительных диктантов по методике Федоренко

  1. Перечень используемых технологий.

- развитие мелкой моторики (конструктор)

- В процессе работы для развития скорости чтения и письма я применяю предложенные И. Т. Федоренко и И.Г. Пальченко следующие приемы работы:

1. Комплекты зрительных диктантов для развития оперативной памяти, расширения объема зрительных восприятий ребенка. Задача применения зрительных диктантов не в том, чтобы дети орфографически правильно записали предложения, а в том, чтобы они запомнили их.

2. Чтение за диктором. Такой вид работы помогает слабо читающему ученику. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

3.Прием «Буксир» и быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке, способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовятся карточки с текстом в 10 – 20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Подбираем тексты для проверки техники чтения. Для работы на «буксире» класс разбивается на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчетом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается. Детям нравится, причем, стараются сами не оказаться на «буксире» у соседа по парте. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

4. Пересказ с опорой на текст (подглядывание) приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Этот вид работы пока доступен хорошо читающим детям.

5.Прием многократного чтения способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается.

6. Чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии.

7. Переход на незнакомый текст. Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста.  Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

8.Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое педагогическое, учительское чтение) — приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание. По сигналу посмотреть на точку или какой-либо предмет, а затем читать далее.

9. Скороговорки. У многих детей не только в младших классах артикуляционный аппарат не развит. Говорят они тихо, невыразительно. В связи с этим, каждый урок литературного чтения следует начинать со скороговорок. Подобранные ученым скороговорки позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе, как заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голос.

   В своих статьях И.Т. Федоренко обращает особое внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя, как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.

10. Самозамер скорости чтения.

 11.Полезны специальные игры и упражнения, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания:

- Дыхательные упражнения

-«Таблицы Шульте»

- «Решетка»

- Чтение только выделенных букв

- Чтение только верхних (нижних) частей букв  

-Чтение вращающихся букв

-Словарный диктант (сначала 3 слова, затем 4 и т.д.)

- Чтение разновеликих букв

- Чтение перемешанных букв

- Найди неправильные буквы

- Предвидение следующего слова

-Чтение с закладкой

-Деление слов на слоги вертикальной и горизонтальной чертой.      





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крюкова Виолетта Викторовна

Дата: 09.12.2020

Номер свидетельства: 566165


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства