Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики в начальной школе»
Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики в начальной школе.
Самоконтроль – важное качество, необходимое для эффективного обучения математике в начальной школе. Он позволяет учащимся регулировать свои действия, концентрироваться на задаче и управлять временем. Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики способствует развитию у детей ответственности за свои успехи и неудачи в учебе. Умение самостоятельно контролировать свои действия и учебные процессы помогает школьникам стать более целеустремленными и нацеленными на достижение учебных целей.
Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.
Для эффективного формирования самоконтроля учитель должен стимулировать внутреннюю мотивацию учеников. Это можно добиться, предлагая интересные и вызывающие у учащихся положительные эмоции математические задачи, показывая важность математики в повседневной жизни и развивая в них чувство достижения при решении сложных задач.
Для формирования действия самоконтроля у младших школьников на уроках математики можно использовать следующие приёмы:
Фронтальная проверка. Коллективный разбор заданий, которые ученики выполняли дома или на уроке. Эта форма используется на начальном этапе формирования самоконтроля.
Индивидуальный контроль. Ученик выполняет задания самостоятельно. Эта форма достаточно сложная, с ней могут справиться только те ученики, у которых уже в какой-то степени сформирован самоконтроль.
Взаимный контроль. Его можно использовать при проверке письменных и устных ответов. Взаимный контроль позволяет углубить знания учеников, влияет на развитие внимания и ответственности перед выполняемой работой.
Также на уроках математики при решении задач можно использовать такие приёмы на развитие самоконтроля, как:
обратные задачи;
создание «цепной» задачи по схеме;
придумывание вопросов к условиям задач;
решение задач с неполными или излишними данными;
создание задач для одноклассников с неполными или излишними данными.
Вывод:
Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах. У учеников должна быть заложена привычка контролировать свои действия с самых первых шагов обучения.