kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование культуры речи младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

    Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Человек обладает бесценным даром речи,  он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения и текст, учится владеть дыханием и голосом, интонациями.
       Он учится читать и писать, т. е переходить с устного  языкового кода на графический, буквенный.
        Родную   речь, свой   родной   язык   ребенок   перенимает   от   близких   ему людей,    из   языковой   среды, побуждаемый   естественной  потребностью  общения и самовыражения.

       Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из   главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи.
      Основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка. Развитие речи детей происходит на уроках математики, окружающего мира, музыки, технологии, изобразительного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование культуры речи младших школьников».»









Мастер-класс


«Формирование культуры речи

младших школьников».















Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения и текст, учится владеть дыханием и голосом, интонациями.
Он учится читать и писать, т. е переходить с устного языкового кода на графический, буквенный .
Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи.
Основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка. Развитие речи детей происходит на уроках математики, окружающего мира, музыки, технологии, изобразительного искусства.

Есть два основных пути развития речи:

Во-первых, развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности.

Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения.

Задачи учителя заключаются в необходимости:

  • обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг);

  • обеспечить создание речевых ситуаций;

  • обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

  • вести постоянную работу по развитию речи;

Сегодня я хочу показать некоторые виды работ по формированию речевой культуры своих учеников.




Работа над словосочетанием и предложением один из самых сложных видов работы в начальной школе.

Наиболее типичные нарушения синтаксических норм появляются при разных видах согласования, управления, изменении порядка слов. Для предотвращения таких ошибок можно использовать следующие задания:


1) Спиши, вставляя нужный предлог.

Сойти … поезда, уезжать … Украины, прийти … школы, сойти … автобуса

В полу лежит красивый ковер.

2) Закончи предложения.

Если бы я был волшебником…

Если бы я был размером с муравья…

3) Найди речевые ошибки.

Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

Предлог благодаря сохраняет связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о положительных фактах: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. При неправильном понимании и употреблении предлога возникает речевая ошибка. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

Повар посолил суп солью.


На крыше висели ледяные сосульки.


В детском саду много маленьких малышей.


К весне зелень зазеленела.

Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие                    упражнения и задания:

1  Подбор антонимов

мокрый – сухой; говорить - …, близкий - …, друг-…, жара-…


2 Подбор синонимов

дом – терем – дворец;

большой, гигантский, громадный;

жаркий, знойный, жгучий, горячий;


3  Подбор прилагательных 

собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая

день (какой?) солнечный, пасмурный, счастливый

настроение (какое?) веселое, грустное, радостное, праздничное


4  Что бывает?     

зеленый – помидор, ель, трава, дом;

тихий – ребенок, река, звук


5  Сравни 

     по вкусу – лимон и мед

     по цвету – грушу и сливу

     по высоте – куст и дерево


6 Расположите глаголы по степени усиления действия


кричал, шептал, говорил


мчался, шагал, бежал


смеялся, улыбался, хохотал


накрапывал, лил, моросил


Очень нравятся детям «Речевые игры». Они направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.

Игра- ассоциация «Словесная цепочка». Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово ШКОЛА( урок, перемена, ученики, учитель, учебники, олимпиада и т.д) А теперь с этими словами составьте словосочетания, а затем и предложения.

Игра «Узнай меня»

Нескольким ученикам раздаются карточки с изображением предметов. Они должны указать признаки предмета и дать его описание, остальные ученики угадывают, о чём шла речь, дополняют при необходимости сказанное.

     Береза ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная )

Лиса ( рыжая, хитрая, ловкая, хищная)

Яблоко (румяное, душистое, сладкое, круглое, сочное, зеленое)

Директор (успешный, внимательный, коммуникабельный, компетентный, авторитарный, современный)


Приёмы, способствующие формированию речевой креативности младших школьников.

1. Придумать другой конец известным сказкам по своему желанию. Такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно.

2. Придумать короткий рассказ используя только глаголы.

Прилетела. Села. Пела. Клевала. Вспорхнула. Улетела.


Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять.

Звуковая сторона речи так же важна. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому в работу над развитием устной речи школьников в качестве обязательного элемента нужно включать работу над звуковой ее стороной.

Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, используют чистоговорки, скороговорки, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата ( произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи ( произносить быстро, умеренно, медленно).

Видео ролик скороговорок.

Изучение пословиц и поговорок поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц, то они смогут чаще употреблять их в своей речи, делая этим ее образной и яркой. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает учащихся народной мудростью.

2. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему: о труде, книге, дружбе и т.д).

3. Соотнести пословицу и картинку.

Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы. Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом, их нужно запоминать.


Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

Душа в душу

Как две капли воды

Ломать голову

Как снег на голову

Кот наплакал

Мартышкин труд


Восстанови фразеологизмы:

Купить ... в мешке

Пустить ... в огород

Делить шкуру неубитого ...


- Вспомните и назовите фразеологизмы со словом «НОС»

Задирать нос, Зарубить на носу, Клевать носом, Любопытной Варваре на базаре нос оторвали, Повесить нос, Остаться с носом, Под самым носом,

Водить за нос - эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос».


Также применяю одну из эффективных форм – работу над созданием синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. Он появился в конце 90-х годов и укоренился благодаря сочетанию таких функций:

  • развитие образного мышления;

  • расширение словарного запаса;

  • приобретения навыка выявления главного из массы информации;

  • развитие умения формулировать и делать вывод;

Используется на уроках русского языка, на уроках литературного чтения для составления характеристики герою, на уроках окружающего мира при изучении животных, растений, явлений природы, на уроках математики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие .

Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо изложений и сочинений. Сочинения - один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо приложить максимум усилий. Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы.

Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Например, «Письмо сказочнику», « Письмо Деду Морозу», «Как я провёл каникулы».

Хочу зачитать вам несколько писем. Которые написали ученики нашего класса, приняв участие в межрегиональном эколого-просветительском проекте «Письма животным».


ПРИТЧА

Жил в одном городе мудрец. Он помогал людям, все приходили к нему за советом. И был другой мудрец, который завидовал его популярности. Однажды ему в голову пришла идея, как насолить своему популярному конкуренту. Он решил собрать людей на площади и при всех спросить, жива или мертва бабочка, что будет у него в руке.

«Если он скажет, что жива, я ее раздавлю, и она станет мертвой. А если скажет, что мертва, я открою ладони, и она улетит. В любом случае ответ будет неверным», — подумал завистник. 

На следующее утро он собрал народ, пригласил мудреца и спросил у него: «Ты познал тайны жизни и знаешь ответы на все вопросы. Ответь на самый легкий из них. У меня в руках бабочка, жива она или мертва?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках».

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Буду рада, если приведенные мною формы работы кто-то добавит в свою копилку и будет использовать в дальнейшей своей работе. Желаю успехов!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Формирование культуры речи младших школьников».

Автор: Габуева Ольга Геннадьевна

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Мастер-класс «Использование речевых разминок для формирования выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения» "
    ["seo_title"] => string(151) "mastier-klass-ispol-zovaniie-riechievykh-razminok-dlia-formirovaniia-vyrazitiel-nosti-riechi-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414661349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Формирование учебной деятельности младших школьников  средствами предмета «Обучение грамоте» "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-priedmieta-obuchieniie-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "125847"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415078369"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Основные аспекты в формировании речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(62) "osnovnyie-aspiekty-v-formirovanii-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415735252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства