Просмотр содержимого документа
«Формирование компьютерной грамотности у младших школьников.»
Формирование компьютерной грамотности у младших школьников.
Предметные результаты с учетом специфики содержания предметной области «Математика и информатика» должны отражать «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» [7]. Это требование федерального государственного образовательного стандарта соотносится и с лежащим в его основе системно-деятельностным подходом, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…» [7]. В педагогической литературе под представлением понимается «чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств» [2, 3]. Отмечается, что «в практике обучения представления, как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий. Общим условием формирования представлений является наблюдение объекта, сопровождаемое словесным пояснением… Очень важно, чтобы представления формировались на основе собственной практической деятельности ребенка» [3]. На современном этапе развития общества «компьютерная грамотность» понимается как «владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества» [5], «овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере» [4]. В структуру компьютерной грамотности может входить: знание основных понятий информатики, устройства и возможностей компьютерной техники, операционных систем и владение их основными командами, хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; опыт использования прикладных программ [1].
На одном из этапов урока математики в начале учебного года уточняется представление об информационных технологиях в жизни людей разных профессий; учащиеся повторяют правила безопасного поведения при работе с компьютером. На следующих уроках закрепляется представление об основных устройствах компьютера и их назначении;даются новые представления об устройствах, подключаемых к компьютеру: сканер, принтер, микрофон, проектор, фотоаппарат. На одном из следующих уроков, проводимом в компьютерном классе, обучающиеся приобретают практические умения пользоваться мышью и клавиатурой, осуществлять включение и выключение компьютера, запуск и завершение программы. На уроке математики в компьютерном классе по теме «Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности» ученики при решении задачи получают возможность вводить и редактировать текст, знаки, числа с помощью клавиатуры компьютера, используя программу Microsoft Office Word. Учащиеся выполняют задание: создать документ, вставить таблицу, ввести в таблицу с помощью клавиатуры названия величин; названия величин выделить жирным шрифтом и разным цветом, а номера столбцов поставить посередине; решают задачу; сохраняют на рабочем столе в созданной папке со своей фамилией. На уроке математики по теме «Единицы длины. Запись в цифровой форме измеряемой величины средствами Лабдиска» педагог формирует умения обучающихся фиксировать (записывать) измеряемые величины (длины, площади, объема), анализировать изображения. Учащимся предлагается практическая работа: измерить длину, высоту и ширину классной комнаты. Найти её площадь (периметр), объем. Ответить на вопросы: какие единицы измерения использовались для нахождения длины; удобно ли измерять большие расстояния (например, расстояния между городами) в метрах? На уроке по теме «Единицы объема. Запись и анализ в цифровой форме измеряемых величин (громкости звука)» педагог формирует умения записи и анализа измеряемых величин (громкости звука). Учитель организует проведение практической работы и предлагает задания: «Измерьте при помощи Лабдиска уровень шума при шепотной речи и при громком разговоре. Выполните запись звука. На сколько выше уровень шума при громком разговоре, чем при шепоте? Какой вывод вы можете сделать? Почему нельзя шуметь?». На уроке в компьютерном классе по теме «Площадь прямоугольного треугольника» обучающиеся создают рисунок геометрических фигур, выполняют операции: заливка цветом, стирание, используя программу графический редактор Paint; сохраняют цифровую информацию на рабочий стол, на сменные носители (флеш-карту). Выполняют задание по алгоритму: «1. Нарисовать прямоугольный треугольник. 2. Выполнить заливку желтым цветом. 3. Обвести по контуру катеты синим цветом, а гипотенузу – красным. 4. Сохранить на флеш-карту. 5. Стереть рисунок». В компьютерном классе на уроке математики по теме «Круговая диаграмма. Построение диаграммы (в цифровом виде)» четвероклассники учатся читать и строить диаграммы при решении задач, используя программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel. Пример задачи: «Площадь Кировской области 120 400 кв. км. Могут ли на территории Кировской области разместиться Швейцария (41 290 кв. км), Голландия (41 526 кв. км), Бельгия (30 590 кв. км), вместе взятые? Отобразите в виде круговой диаграммы площади стран». Часть урока математики по теме «Арифметические действия над числами» отводится для формирования общего представления об электронных средствах общения и передачи информации: электронной почте, программе Skype, социальных сетях. Учитель приводит в качестве примера проведение дистанционной олимпиады по математике, видеоконференции, рассылки дополнительных заданий.
Приобретение обучающимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности осуществляется и при использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). С учетом рекомендаций авторов Е. И. Булин-Соколовой, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенова, Е. Н. Хохловой, у четвероклассников формируем опыт применения математических знаний и информатических подходов; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации и представления информации; анализа и интерпретации данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм [8]. Так, на уроке повторения по теме «Формулы движения» обучающиеся представляют числовые данные в виде графиков, закрепляют умения строить точки по заданным координатам (материалы для повторения, задание 26 «Что получится?» [6]). Применение ЦОР дает возможность повысить качество усвоения отдельных тем и предметного содержания в целом, за счет того, что математические объекты и операции с ними визуально представлены на экране, а различные виртуальные модели улучшают понимание математической ситуации при решении задач. Применение ЦОР позволяет работать с геометрическими объектами в интерактивной среде; электронные таблицы и диаграммы используются для наглядного представления данных и оперирования ими [8, с. 91-93]. Применяется технология организованной коммуникации в информационной образовательной среде (компьютер, интерактивная доска, Лабдиск) по изучаемым темам в обычном учебном кабинете, а также в компьютерном классе. Учитель демонстрирует ЦОР, а обучающиеся приобретают практические умения ввода чисел с помощью клавиатуры компьютера, непосредственной фиксации хода и результатов обсуждения на экране. Планируют и проводят исследования математических объектов с использованием средств ИКТ. Также формируем у четвероклассников понятие «поисковые системы», «поисковый запрос», умение поиска информации в сети Интернет, сохранения результатов поиска в закладках. Например, на уроке по теме «Арифметические действия над числами» учитель демонстрирует алгоритм поиска ЦОР, дает задание найти в Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов уроки 98-102, задания 1-5 и выполнить их, вводя числа с помощью клавиатуры [6]. На этом же уроке дается представление о соблюдении норм информационной избирательности, этики и этикета.
Список литературы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования [электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/92/, свободный.
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
Академик. Педагогический терминологический словарь. Представление [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2563/ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, - свободный
Академик. Российская педагогическая энциклопедия. Представление [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogicheskaya.academic.ru/1916/ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, - свободный
Все слова. Современный толковый словарь. Компьютерная грамотность [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vseslova.com/sovtolk/page/kompyuternaya_gramotnost.24126/, - свободный
Академик. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. Компьютерная грамотность/COMPUTER LITERACY [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://information_society.academic.ru/169/Компьютерная_грамотность_COMPUTER_LITERACY, - свободный