Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении компьютерной грамотности».»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества городского округа Тольятти
Проектная работа
по теме:
«Формирование познавательного интереса
младших школьников при обучении
компьютерной грамотности».
Выполнила:
Педагог дополнительного образования
Вдовкина С.М.
г.о Тольятти – 2017г
2. Обоснование проекта.
2.1. Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. И ведь часто дело не в том, что ребенок не понимает материала, а в отсутствии интереса к предмету.
Интерес - фундамент, на котором должен строиться образовательный процесс, необходимое условие становления полноценной личности.
В процессе познавательного интереса происходит усвоение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование; положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Таким образом, познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием что приводит к развитию личности. Еще несколько столетий назад было отмечено, что никакое обучение не будет по-настоящему полноценным, если ребенок не проявляет интереса к учебной деятельности.
Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных интересов и способностей детей.
2.2. Нормативно –правовое обеспечение проекта.
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года
от 29.05.2015 №996-р
Обоснование значимости проекта для развития системы образования г.о. Тольятти
Целью исследования. Повысить уровень познавательного интереса детей.
Объект исследования– познавательный интерес учащихся.
Предмет исследования– Разработка рекомендации по формированию познавательного интереса младших школьников при обучении компьютерной грамотности.
Гипотеза исследования: Внедрения рекомендаций по приему и методов игровых технологий, технологий критического мышления, а также технологию рефлексивного обучения обеспечат формирования познавательного интереса.
Задачи:
1.Провести анализ литературы по проблеме исследования
2.Разработать методы и приемы по развитию познавательного интереса младшего школьного возраста при обучении компьютерной грамотности.
3.Применение методов и приемов по развитию познавательного интереса младшего школьного возраста при обучении компьютерной грамотности.
4.Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении компьютерной грамотности осуществляется на основе следующих научно педагогических принципов:
Индивидуально-личностного развития
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип связи теории с практикой
Системный принцип
4.2 В основу проекта положены следующие подходы в воспитании:
личностно-деятельностный (обеспечение ребенка деятельностью, способствующей развитию личности)
индивидуальный подход (воспитания как процесса, осуществляемого с учетом индивидуальных особенностей учащихся)
позиционный подход (связанный с творческим поиском)
управление– (целенаправленное воздействие на объект с текущим контролем и последующей коррекцией результатов)
саморазвитие (свои возможности и способности)
самореализация (стремление человека к наиболее полному раскрытию своих потенциальных возможностей и проявлению своих личностных качеств)
игра– (форма организации воспитательного процесса)
инновации (на основе разнообразных инициатив и новшеств).
4.3 Научные школы
Гребенюк О.С. Проблемы развития индивидуальности и воспитания личности //
концепция психического развития и возрастно-психологический подход Л.С. Выготского и его последователей;
теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина;
теория учебной деятельности и концепция построения учебного предмета Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.;
критерии оценки умственного развития, предложенные Ж. Пиаже и Б. Инельдер.
5.Основная идея предлагаемого проекта.
Идея проекта заключена в организации педагогического сопровождения процесса для того чтобы сформировать познавательный интерес через создания условия где основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды.
Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.
Таким образом, были разработаны рекомендации, где выделено три основных компонента для формирования познавательного интереса младших школьников при обучении компьютерной грамотности. :
игровые технологии,
технология критического мышления,
технология рефлексивного обучения.
Игровые технологии
Игра «Пятый лишний»
Цель. Развитие логического мышления. Закрепление слов по изученным темам.
Описание. Компьютер показывает 4 слова по одной теме, а одно слово по другой теме. Дети нажимают на «лишнее» слово.
Игра «Добудь ответ»
Опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации.
Игра «Восстанови изображение»
Пользуется большим успехом у младших школьников. Проводится по примеру собирания мозаики - из мелких кусочков в одно целое. Эта игра носит не только развлекательный характер, но и обращает внимание на детали, особенности картины, иллюстрирующей какую-либо тему или событие истории.
Игры - головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться на уроках изучения нового материала. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или сразу после него
Вторая технология это критическое мышление.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Игра«Исправляем ошибки».
Цель игры: развитие критического мышления, самоконтроля.
Условия игры.Все учащиеся класса делятся на несколько команд. Каждой команде выдаются одни и те же задания по определенной теме, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Задания найти ошибку и умения обосновать свою точку зрения.
Игра «Ассоциативный куст»
Цель игры: активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.
Тема: «Компьютер и его комплектующие». Какие ассоциации возникают при слове «комплектующие». Дети называют слова и обозначают на маркерной доске заглавными буквами этого слова или рисунком – символом. Доказывают, что слова были названы правильно. Доказанные слова соединяются с основным словом компьютер с помощью стрелок.
Игра «Круги сравнения» – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: для чего человек применяет компьютер? Ребенок распределяет по группам (компьютер для работы или увлечения,компьютер для поиска информации,компьютер для хранения и систематизации информации,компьютер для обучения,компьютер для досуга, развлечения,компьютер для общения,компьютер для покупок через интернет,компьютер для платежей). Дети прикрепляют изображения на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп.
«Синквейн» - приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Пример 1.Клавиатура Прямоугольная, белая Пишет, лежит, ломается Клавиатура – прибор для набора текст
Третья технология рефлексивного обучения.
Интеллектуальная рефлексия выявляет отношение к информации, уровень понимания информации. Стадия рефлексии — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
«Написание творческих работ»
Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
«Создание викторины»
Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
«Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Прием«Задание со сменой установки»
Учитель предлагает ученикам выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала.
Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях).
Прием «Письмо по кругу»
Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем предоставляется слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).
Изучение литературы, результатов исследования научных школ по теме проекта
Сентябрь декабрь 2016г.
Реферативная работа
2
Подбор, разработка и апробация содержания проекта
Изучение литературы по практической реализации формирование познавательного интереса, проведение занятий с младшим школьным возрастом
2016-2017
Конспекты занятий
2 этап –основной 2016-2017
1
Внедрение проекта, выбор и апробация методов мониторинга его результатов.
Проведение занятий. Отбор методов диагностики согласно заявленным критериям. Диагностика в начале и в конце года обработка результатов.
2016\17 г.
Пакет методик для мониторинга
2
Обоснование и разработка программ индивидуальной работы школьников по формированию познавательного интереса
Индивидуальные консультации для детей
2016-2017
3 этап – Завершающий 2017-2018
1
Реализация проекта и мониторинг эффективности его результатов
Проведение занятий с учащимися.
Сбор эмпирических данных и их обработка. Корректировка проекта
2017г.-2018
Итоговый продукт содержит теоретическое обоснование инновационного проекта, рекомендации по содержанию занятия, эмпирические данные результативности реализации проекта
8.Объем выполненных работ составляет 5%. Разработаны методологические основы проекта, содержание занятия с первым классом, подобраны методы диагностики уровня по формированию познавательного интереса младших школьников по азам компьютерной грамотности.
б)конкретизация и усложнение познавательных вопросов
в)наличие познавательных вопросов предметного характера
Самопроизвольная активность, увлеченная самостоятельная работа
проявление инициативы и активности в познании предмет.
Обращенность на процесс познавательной деятельности.
наличие умений, направленных на познание предметного мира (познавательных и интеллектуальных).
10.Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность проекта.
Показатель проекта
Метод
методика
Наличие познавательных вопросов предметного характера
наблюдение
Диагностические методики Г.А.Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и Э.А. Бараново наличие вопросов познавательного характера
Проявление инициативы и активности в познании предмета
наблюдение
Методика исследовательского обучения младших школьников. Савенков А.И.
Наличие умений, направленных на познание познавательных и интеллектуальных способностей
диагностика
Диагностика качества знаний по методу Беспалько В.П.
11.Планируемые результаты (в т.ч. выраженные в методической продукции)
1.Положительная динамика в формировании познавательного интереса младших школьников при обучении компьютерной грамотности, согласно заявленным критериям.
2.Методические рекомендации по результатам исследования по формированию познавательного интереса младших школьников при обучении компьютерной грамотности.
Список литературы
1. Сластенин В. А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 2009. – 140 с.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 2005г
3.Критическое мышление. Глоссарий. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
5..Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. 6.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 2004. – 240 с.
7.Сластенин В. А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 2012. – 140 с.
8.Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Пед. общество России. – М., 2000. – 210 с.
9.Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". – М.: ЭГРИ, 2007. – 222 с.