kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

К моменту поступления в школу ребёнок обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, но как показывает практика, не всегда младший школьник уверенно владеет этими компетенциями. Особую значимость в образовательном процессе имеет овладение обучающимися коммуникативными УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе


В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства,  то особая роль отводится  периоду обучения в начальной школе,  где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте),  под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, но как показывает практика, не всегда младший школьник уверенно владеет этими компетенциями. Особую значимость в образовательном процессе имеет овладение обучающимися коммуникативными УУД.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на успешность обучающимися в учебе.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе.

В настоящее время в условиях современного общества становится актуальной проблема формирования коммуникативной культуры обучающимися, раскрытие которой позволит повысить результативность обучения детей, повлиять на процесс их социализации и развития личности в целом, а также приведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Проблема формирования коммуникативной культуры – одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования, побуждая обучающихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений ведет к повышению качества обучения.

Поэтому учителю с первых дней поступления ребенка в школу необходимо развивать у него коммуникативные универсальные учебные действия.


К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера

— контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности.

  1. Коммуникация как взаимодействие - общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией - это умение:

- слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Коммуникация как взаимодействие - способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.


Система упражнений и приемов, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики:

Упражнения, направленные на формирование коммуникации как взаимодействия.

  • «Объясни как…»

Ученики в парах разбирают задание и затем объясняют друг другу, как его выполнить, затем приходят к единому мнению и записывают решение.

Например:

А) Объясни, как сравнить следующие числа и запиши неравенства.

49…48 895…985

Б) Сравни числа: 23…32, 45…54, 46…40.

Объясни своему партнёру, как ты выполнял задание.

А теперь сравни следующие числа: 829…827, 247..257. Попробуй догадаться и объяснить своему партнёру, как это сделать.

В) Найди правило и объясни, как записан ряд чисел. Запиши в каждом ряду еще 4 числа.

122, 124, 126, 128, 130,….

416, 426, 436, 446,…..

813, 817, 815, 819, 817,….

  • «Задай вопрос» или «Ответь на вопрос»

Ученики учатся задавать вопросы по изучаемому материалу и отвечать на них.

Например:

А) посмотри внимательно на выражения и составь задание в виде вопроса.

125+125+125 789+789+789+789+789

546+546+546 712+712+712+712+712

Б) Прочитай условие задачи и придумай к нему вопрос так, чтобы решение было записано в виде одного из следующих выражений: 9+6; 15+9

В одном пучке 9 редисок, а в другом на 6 больше.


  1. Коммуникация как кооперация - коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.


Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - это:

- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

- планирование общих способов работы;

- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решений и его реализация;

- управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.


Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) - это умение:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.


Следование морально-этическим и психологическим типам общения и сотрудничества - это:

- готовность адекватно реагировать на нужды других;

- в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- уважительное отношение к личности другого;

- адекватное межличностное восприятие;

- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре.

Упражнения, направленные на формирование коммуникации как кооперации.

  • Работа в парах

Например:

А) По какому признаку можно разбить числа 7, 38, 50, 6, 4, 78, 87, 92, 3, 0 на две группы? Поясните свой ответ?

Б) Какое число «лишнее»? Обсудите ответ и докажите.

83,54, 49, 100, 32, 94.

  • Работа в группах

А) Каждому ученику даются пары выражений (для каждого ученика пары разные).

Например:

3×4 2×6

4×3 6×2

После того как ученики найдут результаты, заменяя произведение суммой одинаковых слагаемых, они начинают работать в группах. Ставится задача – сравнить пары выражений. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать? Ученики каждой группы обсуждают поставленную задачу и решают, кто из них ответит на поставленный вопрос.

Далее коллективно делается вывод: от перестановки множителей значение произведения не изменяется.


  1. Коммуникация как условие интериоризации - коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности - это:

- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно- практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации - процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984).

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).


 Упражнения, направленные на формирование коммуникации как условия интериоризации.

  • «Придумай задание для другой группы»

Учащиеся одной группы совместно придумывают и составляют задания для другой группы.

  • «Взаимная проверка»

Ученики обмениваются работами и проверяют друг друга, затем обсуждают всем классом, какие были допущены ошибки и в чём их причины.

  • Рефлексия

А) Прием «Благодарю…»: В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. При этом ученик себя из числа выбираемых людей для благодарности исключает. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Б) Прием «Телеграмма»: После завершения занятия каждому ученику учитель предлагает заполнить бланк телеграммы, придерживаясь определенной инструкции: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». 

На следующем занятии учитель рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая совместная работа на уроке.

Таким образом, одним из возможных способов формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Также формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников наиболее эффективно осуществляется при целенаправленном использовании на уроках комплекса специальных упражнений.



Литература

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.

2.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152.

4. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М.: «Просвещение», 2012.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Сайнасарова Айжан Икзяковна

Дата: 23.10.2019

Номер свидетельства: 523904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki-chieriez-tiekhnologhiiu-diffierientsirovannogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221504"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435338194"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "УУД на уроках математики в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(49) "uud-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "124893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414839560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства