kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно – образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребёнка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема стала в отношении младших школьников, т.к. по данным психолого – педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднён. Это обусловлено незрелостью их эмоционально – волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общениясо взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Также необходимо обучать младших школьников принципам, правилам общения, развивать коммуникативные навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»















Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через работу с текстом.



















Автор: Яковлева Светлана Юрьевна



2016 – 2017 уч. год



Цель: Изучить особенности формирования коммуникативных навыков младших школьников и разработать программу по формированию коммуникативных навыков на уроках русского языка.

Задачи: 1.Рассмотреть теоритические основы проблемы формирования коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе.

2.Изучить опыт работы по формированию коммуникативных навыков в начальной школе.

3.Изучить особенности применения работы с текстом для формирования коммуникативных навыков младших школьников.

Теоритические основы проблемы формирования коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе.

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно – образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребёнка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема стала в отношении младших школьников, т.к. по данным психолого – педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднён. Это обусловлено незрелостью их эмоционально – волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общениясо взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Также необходимо обучать младших школьников принципам, правилам общения, развивать коммуникативные навыки.

Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л. С. Выгодского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребности общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.

Существует несколько подходов к трактовке понятия «общение». Так в работах А. А. Бодалева, Л. П. Буевой, А. С. Золотняковой, Я. Л. Коломинского, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, В. Н. Панферова, В. М. Соковнина данное понятие рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия.

Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б. Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга». Взаимодействие определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность». Общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

По мнению Р. С. Немова, общение – это взаимодействие, обмен информацией между людьми или животными при их прямых или косвенных контактах друг с другом.

Г. М. Коджаспирова выделяет следующее определение общению – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:

- коммуникацию (обмен информацией)

- интеракцию (обмен действиями)

- соц. перцепцию (восприятие и понимание партнёра)

Понятия «коммуникативные навыки» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике – и в каждой из них трактуются по-своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение этих понятий в психологии и педагогике.

1.Навыки – действия, которые человек настолько усвоил, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность и склонность человека к действию, способов, путей, средств действия.

2.Навыки – действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Физиологический механизм навыков – динамический стереотип. Неосознанные, складывающиеся в ходе приспособления к окружающей среде навыки, характерны для животных, но аналогичные им по психическому механизму возникают и у человека. Но пока они не осознанны, их практически нельзя передать другому человеку. Только осмысленные, осознанно расчленённые и объединённые в системы навыки, как высшая их форма, дают возможность человеку сохранять сознательный контроль за своими действиями и сравнительно легко их перестраивать.

3.Навыки – действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими. Физиологический механизм навыков – динамический стереотип. Навыки животных – не осознанны. Они складываются в ходе приспособления к окружающему. Аналогичные им по психологическому механизму навыки возникают и у человека. Это автоматические действия, приуроченные к конкретным особенностям ситуации. Некоторые из таких навыков практически ценны, однако, пока они не осознанны, их нельзя передать другому человеку современными формами обучения. Высшей формой навыков являются те навыки человека, компоненты которых предварительно осознаются, осмысленно расчленяются и объединяются в системы, отвечающие обобщённым особенностям объективной ситуации формирования навыков. В таком случае человек в процессе автоматизации и функционирования навыков сохраняет возможность сознательного контроля за своими действиями и по мере надобности может сравнительно легко их перестраивать. Навыки включаются во все виды деятельности, как внешней (например: двигательные навыки), так и внутренней (например: автоматизированные умственные действия). Навыки являются не только итогом, но и условием творческой деятельности человека.

Некоторые аспекты коммуникативной направленности уже ставились в самом начале развития методических идей в России К. Д. Ушинским, Н. М. Соколовым, В. И. Чернышёвым, которые считали одной из важных целей образования, подготовку учащихся к практической деятельности, для этого необходимы реальные прикладные знания; они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) – умение легко, понятно, красиво говорить на своём языке.

Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно классификации. Например А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных навыков, такие как: ориентироваться в партнёрах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение, анализировать достигнутое).

По мнению Р. С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми людьми на ранней стадии онтогенеза. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты – это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек – это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.

Для продуктивного общения с другими людьми А. А. Бодалев предполагает необходимость обладания личностью определённой психологической культурой, основные положения которой сводит к трём элементам:

1.Умению разбираться в других людях и верно оценивать их психологию.

2.Адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние.

3.Выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям.

Для систематизации коммуникативных умений часто используют функциональную характеристику структуры общения Г. М. Андреевой (3 группы):

1 группа соответствует коммуникационной стороне общения и включает понятия о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умении ясно и чётко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать высказывания, суждения.

2 группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия о рефлексии, саморефлексии, коммуникативном воспитании и его возможностях, умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты, прогнозировать возможные реакции партнёров в процессе общения.

3 группа – интерактивная сторона общения, которая включает понятия о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизацию общения, умение проводить беседу, собрание, переговоры, увлечь за собой, сформулировать требование, приказ, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

М. В. Белянина предлагает такую классификацию коммуникативных навыков:

1)вербальные коммуникативные навыки – выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувства

2)невербальные навыки – владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение и т.д.

Анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных навыков. Определённые коммуникативные навыки могут быть характерны для определённого возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.

В младшем школьном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7 – 10 лет ребёнок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Немов Р. С. утверждает, что общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

При этом преобладают:

- действенные навыки

- риторические навыки

- умение вести диалог

- умение слышать и слушать и вести спор

- умение вставать на точку зрения другого

- умение работать сообща для достижения общей цели

Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнёром по общению и значимость общения, которая выражает степень напряжённости в общении и меру устремлённости к партнёру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые смелые дети придерживаются определённых общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Однако, собственно процесс коммуникации ещё несовершенен. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнёра существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Таким образом коммуникативные умения являются необходимым условием для успешной социализации личности.



Актуальность и обоснование выбора данной темы.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Наиболее эффективной формой работы для формирования коммуникативных навыков у учащихся является работа с текстом на уроках русского языка. Это одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи и навыков общения. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст – основной компонент структуры урока по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в комплексе:

коммуникативная

образовательная

развивающая

воспитательная

Формирование мотива достижений происходит через создание ситуации успеха в урочной деятельности. Чувствуя себя успешным учащемуся легче справиться с поставленной задачей и легче добиться цели. В создании ситуации успеха важно, чтобы учащийся понимал значимость своей работы, чувствовал поддержку со стороны учителя и товарищей и был уверен в своих силах. Видя результаты своего труда, учащийся почувствует себя успешным, и поставленные перед ним цели и задачи будут достигнуты.

Цель работы:

Изучить особенности форм коммуникативных навыков младших школьников и внедрить в программу пакет методик по формированию коммуникативных навыков на уроках русского языка при работе с текстом через создание ситуации успеха в урочной деятельности.

Задачи:

1.Изучить основные проблемы формирования коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе.

2.Изучить опыт работы по формированию коммуникативных навыков в начальной школе.

3.Составить план работы по теме и подобрать методы работы по формированию коммуникативных навыков на уроках русского языка при работе с текстом через создание ситуации успеха.

4.Подобрать задачи и упражнения оптимальные для учащихся моего класса.

5.Создать и внедрить в практику моей работы подобранные виды задани и упражнений.

Задачи при работе с учащимися моего класса:

1.Овладение учащимися общеучебными навыками и умениями.

2.Воспитание эмоционально – ценностного отношения к языку, стремления научиться правильно говорить и писать.

3.Формирование умения работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе, умения использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать и использовать необходимую информацию.

Речевая деятельность является не только средством обучения, но и её целью.

Это предполагает:

1.Коммуникативное поведение преподавателя, который вовлекает учащихся в общую деятельность, воздействуя на процесс общения.

2.Использование упражнений максимально воссоздающих ситуации общения.

3.Направленность внимания учащихся на цель и содержание высказывания.

4.Постоянная вовлеченность учащихся в процесс общения.

5.Функциональный подход к отбору учебного материала.

6.Проблемность, как способ организации и представления учебного материала. Материал обучения должен представлять интерес для учащихся, соответствовать их возрасту и служить основанием для решения речемыслительных задач путем вовлечения учащихся в обсуждение содержания заданий.

Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит урок. Благодаря этому и приобретаемым коммуникативным навыкам учащийся верит в себя и добивается цели.

Планируемые результаты:

1.Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения.

2.Уметь грамотно спланировать свою речь.

3.Найти адекватные языковые средства для передачи мысли.

4.Использовать уже имеющиеся коммуникативные навыки для достижения поставленной цели.

Формирование коммуникативных умений – это:

1.Умение раскрывать тему, основную мысль.

2.Находить материал к высказыванию.

3.Систематизировать собранный материал.

4.Высказывать собственное отношение и слушать высказывания других.



Для достижения планируемых результатов учащиеся с 1класса знакомятся с дополнительной литературой: словарём, справочником, энциклопедией. Я учу учащихся вести диалог (говорю сам – слушаю товарища). Это способствует его умственному поиску, заставляет его быть внимательным,собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы.



Направление работы:

1.Работа над развитием речевого аппарата

2.Уточнение и обогащение словарного запаса.

3.Формирование грамматического навыка.

4.Работа над связной речью.

5.Формирование умения воспринимать высказывания.

Коммуникативные навыки вырабатываются с 1класса путём выполнения заданий в парах, в парах сменного состава, в группах, в проектной деятельности. В 1классе мною используется приём работы в парах и в «четверках». Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке, я использую:

1.Игровые приемы.

2.Занимательный текстовый материал.

3.Задания, направленные на совместную деятельность.

Например:-восстановить деформированный текст, части текста

-найти ошибки и исправить их

-определить последовательность предложений, частей

-ответить выборочно на вопросы

-записать текст с использованием картинного материала

-коллективно записать текст по частям

-изложить по вопросам с более свободной передачей текста

Пример задания

А.Родились они в снежном облаке над землёй.

Б.Жили – были снежинки.

В.Все они были похожи друг на друга, но у каждой был свой наряд.

Г.Одна была совсем как звёздочка, с шестью лучами.

Выбрать правильный порядок предложений:

1.А Б В Г

2.А В Г Б

3.Б А В Г

4.Б В Г А







Этапы работы над формированием коммуникативных навыков

1 этап – 1 класс: -работа в парах

-работа в малых группах (4человека)

ВИДЫ РАБОТ

На этапе обучения грамоте на уроках письма дети получают слоги и, работая в парах, составляют из них слова.

Например: 1ученик – сту лок зада до све добы

2ученик – чу ча

По отдельности слова не получаются, а вместе получаются слова – чудо, чулок, стучу, свеча, задача, добыча.

«СОБЕРИТЕ ПИРАМИДКУ»

Даны слова – в, лес, чудеса, поле

Расположить их так, чтобы получилась пирамидка и объяснить правило по которому составляли.

«Предложение рассыпалось»

Из слов составить предложение.

Например: - все, весне, звери, рады, лесные, птицы, и

Все лесные звери и птицы рады весне.

«Найди свою половину»

Учащиеся получают половинки предложений и, работая в парах находят к каждой половине свою половинку.

Например: пригрело солнышко и на реке растаял лед

из дальних стран с радостными криками возвращаются перелётные птицы

солнце светит ярче и сильнее согревает землю

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ (по 4человека)

Каждый из участников группы получает своё предложение. Всем вместе надо найти место каждого предложения и составить рассказ.

НАПРИМЕР: Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Влетел в гнездо стриж и сел.

Ласточка строила гнездо.

Больше стриж не прилетал.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Автор: Айнова Елена Владимировна

Дата: 21.02.2023

Номер свидетельства: 626272

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий  на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221196"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435102696"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(127) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-sriedstvami-uchiebnogho-priedmieta-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "140315"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417938157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(104) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147838"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419509537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Сборник заданий по окружающему миру как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(153) "sbornik-zadanii-po-okruzhaiushchiemu-miru-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-obuchaiushchikhsia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "219716"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434352676"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(157) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-na-sriedniei-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "108254"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403628518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства