Сборник заданий по окружающему миру как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса.
Сборник заданий по окружающему миру как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является приоретеным направлением в образовании.На сегодняшний день росссиская система образования претерпевает реформирование, направленое на разработку педагогических моделей, адкватных социальному заказу общесва. Повышается научный интерс к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Федерально Государсвеного образовательного стандарта начального общего образования.это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основопологающей идее при разработке моделей образовательного прцесса, адекватных социальному заказу общесва и потребностям личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий по окружающему миру как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса. »
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Камышловский педагогический колледж»
Выпускной квалификационный проект
Сборник заданий по окружающему миру как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса.
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Жданов В.В
студент 4«а» группы
Руководитель:
Семенова А.В.
преподаватель
валеологических
дисциплин
Камышлов, 2015
Оглавление
Теоретико-методологическое обоснование сборника заданий по окружающему миру направленных на формирование коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса 3
Обоснование структуры и содержания сборника заданий, по окружающему миру направленных на формирование коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса 16
Анализ ресурсов и условий реализации сборника заданий направленных на формирование коммуникативных УУД у учащихся 2 класса 18
Педагогические условия реализации сборника заданий по окружающему миру направленных на формирование коммуникативных УУД по у обучающихся 2 класса. 20
Оценка результативности сборника заданий направленных на формирование коммуникативных УУД у учащихся 2 класса. 26
Сборник заданий по окружающему, раздел «Зима»миру для формирования коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса. 29
Список литературы 46
Пояснительная записка.
Теоретико-методологическое обоснование сборника заданий по окружающему миру направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действии у обучающихся 2 класса
На сегодняшний день российская система образования и претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей.
Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Актуальность темыобусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Изучив материал по данной теме, мы выявили следующее противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к формированию коммуникативных УУД, и недостаточным использованием возможностей дидактического материала в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Проблема: каким образом сформировать коммуникативные УУД у учащихся 2 класса.
Объект: процесс формирования коммуникативных УУД учащихся 2 класса
Форма проектирования: сборник заданий, по окружающему миру направленный на формирование коммуникативных УУД у учащихся 2 класса.
Цель: разработать, обосновать и пробировать сборник заданий по окружающему миру, направленных на формирование коммуникативных УУД у учеников 2 класса.
Задачи:
Рассмотреть сущность, специфику формирования коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса
Разработать и пробировать сборник заданий по окружающему миру, раздел «Зима» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса
Выявить педагогические условия реализации сборника заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса на уроках окружающего мира.
Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановымпод руководством А.Г. Асмолова.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[13]
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование «умения учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. В контексте культурно-исторического системно - деятельностного подхода выделяются, во-первых, основные задачи образования как института социализации, во-вторых, набор ценнностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.[4]
Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, во-вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности, в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания в соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. Представим далее кратко возрастные особенности развития выделенных аспектов. При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
—потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
—владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
—приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
—ориентация на партнера по общению;
—умение слушать собеседника[4]
Коммуникативные действияможно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий. [13]
Коммуникация как взаимодействие. Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника, придавая ей черты характерных искажений. В общении эгоцентрическая позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими. В 6—7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей. В этой связи следует особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребенка априори более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнер. Однако преодоление эгоцентризма не происходит одномоментно: этот процесс имеет долговременный характер и свои сроки применительно к разным предметно-содержательным сферам. От поступающих в школу детей правомерно ожидать, что децентрация затронет по крайней мере две сферы: понимание пространственных отношений (например, ребенок ориентируется в отношениях правое/левое применительно не только к себе, но и к другим людям), а также некоторые аспекты межличностных отношений (например, относительность понятия «брат»). Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения. Вместе с тем было бы неверно ожидать от первоклассников более полной децентрации и объективности. На пороге школы в их сознании происходит лишь своего рода прорыв глобального эгоцентризма, дальнейшее преодоление которого приходится на весь период младшего школьного возраста и, более того, даже значительную часть следующего — подросткового возраста. По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение. В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.[13]
Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Так, на этапе предшкольной подготовки от детей, уже способных активно участвовать в коллективном создании замысла (в игре, на занятиях конструированием и т. д.), правомерно ожидать лишь простейших форм умения договариваться и находить общее решение. Скорее, здесь может идти речь об общей готовности ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того чтобы просто настаивать на своем, навязывая свое мнение или решение, либо покорно, но без внутреннего согласия подчиниться авторитету партнера. Такая готовность является необходимым (хотя и недостаточным) условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов. Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы.[15]На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. В число основных составляющих организации совместного действия входят:
1.Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.
2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.
3.Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность).
4.Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
5.Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).
6.Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач. Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение. Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.[13]
Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984). Ранние этапы развития ярко показывают, что детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому-то (собеседнику, партнеру по совместной деятельности, общению и т. д.), одновременно развивается как все более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми. В соответствии с нормативной картиной развития к моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи. В 6,5—7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру. Характеризуя нормативно-возрастные особенности развития коммуникативных действий, следует признать, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к малоудовлетворительным результатам. Как это ни парадоксально, но одной из наиболее существенных причин такого положения является вербализм традиционного обучения, при котором происходит: 1) отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно-преобразующей материальной или материализованной форме; 2) преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.[13]
Однако невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией — функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, — прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников и подростков умения общаться.[14] Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности.
Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров.
Обоснование структуры и содержания сборника заданий, по окружающему миру направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса
При создании нового продукта мы опирались на юридические основы проектирования, в качестве основного выступал: Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом трех этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Сделан вывод о том, что планирование организация формирования коммуникативных УУД возможна на основе специально подобранных заданий, направленных на взаимодействие с другими людьми. Однако можно констатировать проблему фактического отсутствия специализированных сборников заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД на которые можно опереться. Поэтому выбрана форма проектирования - сборник заданий.
Сборник - книга, в которой собраны какие-либо литературные произведения, материалы, документы и т.п. (по Ефремовой)
Для того чтобы правильно составить задания для сборника, необходимо изучить понятие «задание».
Задание в общеупотребительном смысле (по Ожегову) - то, что назначено для выполнения, поручение.
Значение термина «задание» (по Ефремовой) определяется следующим образом:
Возложенная на кого-л. задача, поручение.
Замысел, цель, задача.
То, что задано; упражнение, урок, предложенные ученикам для выполнения.
Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования. На этом этапе подобраны диагностики, определены педагогические условия реализации проекта.
Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса. Данный этап предполагает пробацию заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД.
При разработке системы сборника, направленных на формирование коммуникативных УУД, мы руководствовались принципами педагогического проектирования:
а) принцип целостности и системности педагогического процесса;
г) сознательности и активности личности в педагогическом процессе;
д) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека;
е) принципы природосообразности и гуманизации;
ж) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Структура нашего сборника это задания по разделу «Зима», для каждого урока подобраны задания по темам для формирования коммуникативных УУД. К каждому заданию подобраны УУД котрые формируются с его помощью.
Разработанный сборник состоит из следующих частей:
Титульный лист.
Аннотация.
Содержание.
Пояснительная записка.
Основная часть (задания).
Список литературы.
Охарактеризуем данные части:
На титульном листе указывается название сборника, год издания.
Аннотация содержит краткое описание предназначения данного сборника, указывается адресат, составитель, рецензент, место издания.
В пояснительной записке указывается актуальность, перечень частей сборника, цель, рекомендации по использованию.
Основная часть сборника содержит непосредственно сами задания для формирования коммуникативных УУД.
Список литературы содержит источники, с помощью которых составлялся данный сборник, указывается номер, автор, название книг, место и год издания.
Анализ ресурсов и условий реализации сборника заданий направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса
Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации об опыте деятельности подобных объектов, об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами, о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.
Проанализировав различные источники информации, посвященные проблеме формированию коммуникативных УУД мы сделали вывод о том, что работа по формированию уважительного отношения к природе является одним из направлений деятельности образовательных учреждений.
Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогического процесса. В основе разработки легли концептуальные идеи Асмолова А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли».
Пространственно-временное обеспечение означает оптимального места для реализации проекта, учет влияния места на осуществление процессов. Данный проект был реализован на базе МБОУ СОШ №58 КГО во время преддипломной практики.
Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию. В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодополнения.
Правовое обеспечение проектирования – создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках ситуаций. Проблема формирования уважительного отношения к природе у младших школьников является чрезвычайно важной. Подтверждение этому мы можем найти в нормативных документах:
«Федеральный государственный стандарт общего начального образования».
«Основная общеобразовательная программа начального общего образования».
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образований »
«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) и другие.
Педагогические условия реализации сборника заданий по окружающему миру направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся 2 класса.
Актуальность темы: обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта
Замысел: при систематическом применении сборника заданий направленных на формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира при изучении раздела «Зима» будут способсвовать формированию у обучающихся 2 класса
Объект: процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
Цель пробации: доказать действенность сборника заданий по окружающему миру как средство формирования коммуникативных УУД.
Задачи:
Подбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности коммуникативных УУД по окружающему миру у обучающихся 2 класса.
Организация первичной диагностики, позволяющей замерить уровень сформированости коммуникативных УУД.
Осуществление пробации сборника заданий по окружающему миру для формирования коммуникативных УУД во 2 классе
Проведение повторной диагностики сформированости коммуникативных УУД и анализ полученных результатов, коррекция.
Педагогическая цель: формирование коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса на уроках окружающего мира.
Гипотеза: если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира систематически использовать сборник заданий направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса, если :
Вовлекать детей в формы которые активно развивают коммуникацию;
Будет систематическое использование сборника заданий направленных на формирование коммуникативных УУД
У детей будет эмоциональный отклик школьники будут занимать активную позицию при выполнении заданий
В нашей работе мы будем опираться на эту точку зрения, т.к., разработанные задания основаны на анализе произведений, предполагает работу по отбору содержания для характеристики тематики, реализуется через разнообразные формы организации деятельности младших школьников (индивидуальная, фронтальная, групповая), методы и приёмы; словесные и наглядные методы; самостоятельной работы.
В педагогической науке педагогические условия подразделяются на группы в зависимости от той сферы, которую они определяют. В качестве основополагающей в данной работе принята теория В. М. Монахова, так как она отвечает современной концепции образования, закрепленной ГОС (НРК). Согласно данному подходу, все педагогические условия, определяющие эффективность реализации педагогического проекта, условно составляют 2 группы:
организационные (общеметодические и частные)
физиолого-валеологические.
Рассмотрим влияние каждого из условий на воплощение идеи нашего проекта в практику совместной общеобразовательной школы.
Создание микрополитики внутри классного коллектива тесно связано с такими категориями, как демократический стиль общения, взаимоуважение, субъективная позиция. Таким образом, взаимодействие учителя и обучающихся должно быть основано на признании ценности и взаимном уважении точек зрения каждого из партнеров по общению. Это условие является обязательным для реализации идей, заложенных в разработанном сборнике, поскольку качественный прирост исследуемых качеств личности возможен при активной позиции каждого из сторон, а иные стили общения вероятность появления активной осознанной позиции субъекта не гарантирует.
Важность данного условия определяется идеей нашего проекта, необходимо осознание самим младшим школьником позиции субъекта образовательного процесса. Согласно современной концепции образования, закрепленной в нормативных документах, невозможно развивать личность без ее активной позиции (проявление активности - это неотъемлемая часть в формировании коммуникативных навыков у учащихся и при подготовке проекта).
Педагогические условия, которые могут оказать влияние на результат пробации:
Стиль общения педагога, его отношение к детям.
Педагогические принципы, определяющие особенности организации оздоровительных мероприятий.
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Создание специфических условий, необходимых для проведения интегрированных уроков.
Планомерное и целесообразное проведение интегрированных уроков.
В качестве критериев оценки ожидаемых результатов будет выступать коммуникативные УУД Показателем действенности сборника заданий по окружающему миру направленных на формирование коммуникативных УУД являтся отсутствие
Обоснование выбора диагностических методик:
Нами был подобран набор диагностических методик, направленный на изучение уровня формирования коммуникативных УУД
В ходе пробации сборника заданий и оценки его действенности возможно применение метода диагностического исследования:
наблюдение;
Эта методика позволяет выявить умение учитывать мнение собеседника, аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимоконтроль, осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения заданий, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Цель методики соответствует цели исследования.
Для того, что бы собрать необходимые данные был использован метод наблюдения.
Наблюдение- описательный, психологический, исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Исходя из этого определения можно выделить плюсы метода наблюдения:
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам
Минусы метода наблюдения:
На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя, усталость наблюдателя и наблюдаемых.
Необходимость классифицировать результаты наблюдения
Сложность наблюдения операционной валидности
Диагностика будет проходила по заданным критериям, которые представлены в карте наблюдения. Карта наблюдения разрабатывалась на основе критериев, которые заданы во ФГОС для наблюдения и фиксации коммуникативных умений.
Диагностика будет проходила в два этапа первичный замер и вторичный замер.
Для получения объективных данных были созданы необходимые условия:
Благоприятный психологический климат
Систематическое проведение исследования
Наличие специального необходимого оборудования
Соблюдение правил
Таким образом, выбранная методика соответствует предъявляемым требованиям и позволят исследовать особенности формирования коммуникативных УУД, а также сопоставление двух результатов двух контрольных замеров, с использованием подобранной методики , позволит сделать вывод о действенности разработанного сборника.
Для успешной организации экспериментальной деятельности необходимо соблюдение ряда педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных условий необходимых для воздания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами. Эти условия включают в себя социально-педагогические и психолого-дидактические.
Социально-педагогические условия:
необходимые для проведения интегрированных уроков средства обучения (ТСО);
наличие в классе самих детей;
творчески работающий учитель, использующий разнообразные методы работы, умеющий заинтересовать, привлечь внимание учащихся;
доверительность отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, обеспечивающая благоприятную обстановку в классе, что особенно важно при реализации данного проекта.
Психолого-дидактические условия:
мотивация учащихся для проявления ими активности;
соблюдение дидактических принципов и правил организации образовательного процесса для повышения его эффективности в области формирования уважительного отношения
Реализация условий может осуществиться через ниже указанные принципы:
принцип сознательности (через осмысление учащимися значимости собственной деятельности);
принцип активности (включение детей в активную деятельность на уроке);
принцип прочности (повторение и закрепление полученных знаний и умений);
принцип систематичности и последовательности (организация интегрированных уроков в системе, с четкой последовательностью);
принцип доступности и посильности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
Учёт данных принципов и реализация их на практике будут способствовать достижению цели нашего проекта.
Оценка результативности сборника заданий направленных на формирование коммуникативных УУД у учащихся 2 класса.
В разделе «Зима» 11 тем, и не в каждой теме есть задания для формирования коммуникативных УУД.
На этом этапе проводились занятия по дисциплине «Окружающий мир», включающие в себя задания, из сборника, направленные на формирование коммуникативных УУД (которые включали в себя развитие таких умений как, участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. )
Формирование коммуникативных УУД у учащихся велось через активное вовлечение в выполнений заданий из сборника, проводились задания для работы в группах, в парах, так же сочинения и рассказы на определенную тематику. Эти задания были направлены на формирование коммуникативных УУД у учащихся.
Аналитический этап.
В исследовании участвовали 24 ученика МБОУ СОШ №58 КГО На подготовительном этапе был проведен первичный замер он показал, что коммуникативные УУД сформированы у 29% учеников на низком, у 56%средний, у 15% на высоком. Это говорит о том что у детей проблемы с формирование коммуникативных УУД по таким показателям:
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Слушать и понимать речь других
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
После пробации сборника результаты стали следующими учащихся с низким уровнем формирования коммуникативных УУД:13% с низким уровнем, средний уровень 62%, высокий уровень 25%. На конец практики стали активнее участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом и предвидеть последствия коллективных решений. Хорошо умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций с помощью рассказов собственного сочинения. Учащиеся стали более критично относиться к своему мнению и стали понимать точку зрения другого, выслушивать и дискутировать.
Из анализа результатов очевидно, что в к классе произошли изменения как в качественном, так и количественном аспекте:
В классе увеличилось количество детей, проявивших высокий уровень сформированности навыков группового взаимодействия для решения коммуникативных задач. Эти дети без затруднений находят разные позиции и учитывают позицию собеседника;
В классе также наблюдался переход ребенка из низкого уровня в средний или высокий уровни. Так, средним уровнем теперь обладает на 3 детей больше, чем на первоначальном этапе, а количество детей, не справившихся заданием, не давших верный ответ (низкий уровень) сократилось на 2
Представленные результаты свидетельствуют о том, что после реализации сборника заданий по окружающему миру направленных на формирование коммуникатвных УУД, у учащиеся 2 «а» класса в целом повысился уровень сформированости коммуникатвных УУД что доказывает действенность гипотезы, поставленной в начале исследования.
Министерство общего и профессионального образовании Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник заданий по окружающему, раздел «Зима»миру для формирования коммуникативных УУД у обучающихся 2 класса.
Исполнитель:
Жданов В.В
студент 4 «а» группы
Руководитель:
Семенова А.В.
преподаватель валеологических
дисциплин
Камышлов, 2015
Сборник заданий для формирования коммуникативных УУД / сост.Жданов В.В., Семенова А.В.– Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2015.
Сборник включает в себя задания, направленные на для формирование коммуникативных УУД у учеников 2 класса. Сборник адресован студентам педагогических колледжей, а так же может быть полезным для учителей, воспитателей.
Методика работы в начальной школе за последнее десятилетие претерпела серьёзные качественные изменения и вышла за общепринятые модели обучения и воспитания. Введение ФГОС является отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.
«Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Актуальность исследования темы «Формирование коммуникативных УУД у учащихся является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Цель: подбор и систематизация заданий по разделу «Зима» направленных на формирование коммуникативных УУД у учеников 2 класса.
Задачи:
обучение младших школьников приемами взаимодействия учащихся друг с другом
развитие у младших школьников умения общаться в коллективе.
воспитание у младших школьников уважительного отношения к себе и окружающим посредством выполнения задании.
Раздел «Зима»
«Зимние месяцы»
Задание 1 Учебник, с. 4—7.
Формируемые УУД:
Развитие умения формулировать ответы на вопросы;
Формирование умения выразительно читать и пересказывать текст;
В паре обсудите и скажите, что означают слова «студный», «ледостав», «лютовей»,
«перезимье», «снежень», «бездорожник». А также, вспомните старинные названия месяцев: декабрь, январь, февраль
Прочитайте и ответьте.
В паре организуйте диалог и расскажите, какие изменения в природе отмечены в старинных названиях зимних месяцев.
Задание 2 Учебник, с. 4—5.
Формируемые УУД:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
Рассмотрите картины художников: А.К. Саврасов «Дворик. Зима»,
И. И. Шишкин «Зима» (фрагмент), определите период зимы и месяц, который они изобразили.
Что изображено на картинах? Как вы определили время года? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 Учебник, с. 4—7, с взаимопроверкой.
Формируемые УУД:
Анализировать и делать выводы
В паре подберите к каждой репродукции художников А. К. Саврасова и
И. И. Шишкина старинные названия зимних месяцев.
«Зима время науки и сказок»
Задание 4 Учебник, с. 8—11.
Формируемые УУД:
строить понятные для партнёра высказывания;
учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Прочитайте текст и подготовьте краткий учебный пересказ и приготовьтесь к диалогу особое внимание обратите на:
когда в старину начинался новый учебный год.
слова, с которыми дети обращались к святому Науму за
Назовите дату празднования православного праздника, который считался одним из важных дней погодо указателей.
Задание 5 Учебник, с. 8—11.
Формируемые УУД:
учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
Объясните, почему зиму в народе считают временем науки и сказок.
«Зима в неживой природе»
Формируемые УУД:
формулировать собственное высказывание, используя термины.
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
Задание 7 Учебник, с. 12—15.
Формируемые УУД:
формулировать собственное высказывание, используя термины.
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
В группе обыграйте наступление данных зимних явлений.
Напишите сочинение на тему «Зима в неживой природе», а нем отразите следущие понятия: «день зимнего солнцестояния», выражения «день зимнего солнцеворота», «оттепель», «гололедица», «метель», «изморозь».
Задание 8 Учебник, с. 15.
Формируемые УУД:
Правильно формулировать ответы на вопросы;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Верно ли утверждение, что все снежинки имеют форму звезды с шестью лучами? Обоснуйте своё мнение.
«Звёздное небо зимой»
Задание 9 Учебник, с. 16—19.
Формируемые УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Выразительно читать и пересказывать текст;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполни-теля, критика)
Объясните значение слова «созвездие».
Подготовьте небольшой рассказ и расскажите о созвездиях осеннего звёздного неба.
Укажите слова, которые подсказали вам отгадку этой загадки:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большая Медведица)
Расскажите, как найти на звёздном небе созвездие Большой Медведицы.
Расскажите об изменении расположения ковша Большой Медведицы на небе зимой по сравнению с осенью.
В группе подготовьте небольшие правила нахождения на звездном небе Полярной звезды, созвездия Ориона и памятку «Как определить направление сторон горизонта, ориентируясь по Полярной звезде.»
Тема «Зима в мире растений»
Задание 10 Учебник, с. 20—23.
Формируемые УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполни-теля, критика)
Выразительно читать и пересказывать текст;
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
В паре подготовьте рассказ об изменениях, которые произошли с лиственными деревьями и кустарниками зимой.
Дома напишите сказку героями которых будут растения зимой в сказке расскажите как они живут и как приспосабливаются к зиме.
Задание 11.
Формируемые УУД:
строить понятные для партнёра высказывания;
учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
Верно ли утверждение, что в лесах растут не только вечнозелёные хвойные деревья и кустарники, но и вечнозелёные лиственные кустарнички и травы? Обоснуйте своё суждение.
«Зимние праздники»
Задание 12 Учебник, с. 24—27.
Формируемые УУД:
строить понятные для партнёра высказывания;
учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
выразительно читать и пересказывать текст;
Укажите слова, которые помогли вам назвать праздник, описанный в стихотворении С. Козлова:
В декабре метёт позёмка, Сразу в доме стало тесно,
Мёрзнет солнышко в окне. Жутко, весело, чудесно —
— Тук‑тук‑тук! Будто весь огромный лес
— Войдите! Через форточку залез!
Ёлка
Вся в снегу вошла ко мне.
Подготовьте небольшой рассказ о:
Традициях новогоднего праздника в нашей стране.
Истории возникновения празднования Нового года в России зимней порой.
О Рождественском празднике в странах Запада.
Объясните значение выражения «Рождественский вертеп».
Объясните значение выражения «песенка‑колядка».
Рассмотрите репродукцию картины Б. М. Кустодиева «Ёлочный
торг» и расскажите о традиции тех времён, дошедших до наших дней.
Объясните значение выражения «старый Новый год».
«Растения в домашней аптечке»
Задание 13 Учебник, с. 28—31.
Формируемые УУД:
Выразительно читать и пересказывать текст;
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Доносить свою позицию до других: высказыватьсвою точку зре-ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы;Расскажите об истории возникновения лечения травами.
Найдите стихотворение о каком-нибудь лекарственном растении и подготвотье его выразительное чтение.
Расскажите об их лекарственных свойствах.
Задание 14.
Формируемые УУД:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,быть готовым изменить свою точку зрения
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Верно ли утверждение, что лекарственные растения могут нанести вред здоровью человека? Обоснуйте своё мнение.
Задание 15 Учебник, с. 28—29.
Рассмотрите рисунки и определите названия лекарственных растений. Определите деревья, кустарники, травы.
«Зимняя жизнь птиц и зверей»
Задание 16 Учебник, с. 32—33.
Формируемые УУД:
Выразительно читать и пересказывать текст;
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Доносить свою позицию до других: высказыватьсвою точку зре-ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Объясните значение выражения «зимующие птицы».
Подготовьте рассказ и расскажите, как птицы приспособились к трудным зимним условиям,расскажите о кормах зимующих птиц.
Задание 17
Формируемые УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Объясните, почему некоторые птицы зимуют вблизи человеческого жилья.
Задание 18 Учебник, с. 32—35.
Формируемые УУД:
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Доносить свою позицию до других: высказыватьсвою точку зре-ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Рассмотрите иллюстрацию, назовите птиц, которых вам доводилось встречать у кормушки.
Задание 19 Учебник, с. 34—35.
Формулировать ответы на вопросы;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Назовите животных, впадающих в спячку.
В паре подготовьте небольшие рассказы:
о животные, которые делают запасы на зиму.
об отличиях шерсти зверей зимой и летом.
о животных, которые и зимой ведут активный образ жизни.
Задание 20 Учебник, с. 34—35.
Можно ли утверждать, что все животные пребывают в зимней спячке? Обоснуйте своё мнение.
«Невидимые нити в зимнем лесу»
Задание 21 Учебник, с. 36—39.
Формируемые УУД:
Выразительно читать и пересказывать текст;
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Выносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Объясните значение выражения «невидимые нити».
В подгруппе обыграйте «невидимые нити» в природе, возьмите на себя роли животных и выстройте «невидимые нити», обьясните как они взаимодействуют.
Объясните значение выражения «невидимые нити».
Расскажите о том, как клёст помогает прокормиться зимой другим животным леса.
Задание 22
Формируемые УУД:
Формулировать ответы на вопросы;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Верно ли утверждение, что в природе всё взаимосвязано и исчезновение одного звена нарушает всю цепь питания? Обоснуйте своё мнение.
«Жизнь людей в зимний период»
«В феврале зима встречается с весной»
Задание 23 Учебник, с. 40—43.
Формируемые УУД:
Формулировать ответы на вопросы;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Прочитайте стихотворение В. Степанова и назовите, к какому зимнему месяцу подходит такой прогноз погоды.
На дворе карусель — На дворе карусель —
То метель, То январь,
То капель, То апрель.
То мороз, Никуда не пойдёшь,
То опять А пойдёшь —
Надо шубу снимать. Пропадёшь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка глядеть.
Подготовьтесь к учебному диалогу по следующим вопросам:
Назовите старинные «имена» месяца «февраль»
Объясните значение слова «межень».
Расскажите о том, какую роль играет февраль среди зимних месяцев
и в современном календаре.
Расскажите о том, как встречают Новый год по традициям восточного календаря.
Расскажите о Празднике белого месяца в Бурятии.
Расскажите о первом дне встречи весны на Руси по народному обычаю. Расскажите о проводах зимы на Масленицу.
Задание 24
Можно ли утверждать, что по старинному русскому и восточному календарям весна наступала в феврале? Обоснуйте своё мнение.
Задание 25
Опишите погоду, которая была 15 февраля (в праздник Сретения Господня).
Запишите прогноз погоды, характеризующий весну, и прогноз на то, каким будет урожай.
«Зимний труд»
Задание 26 Учебник, с. 44—47.
Подготовьте рассказ о подготовке людей к зиме летом и осенью.
В группе обсудите о работе зимой в старину, женском труде в старину в зимнюю пору, зимней работе, которую выполняют люди в домах, на улицах, в парках и на полях.
В паре обсудите и расскажите о работе в зимнее время в зернохранилище.
Задание 27
Объясните, почему в старину обращали особое внимание на девушек
прилежнее других.
Объясните, чем отличается труд людей в зимнюю пору от труда осенью в наше время.
«Будь здоров»
Задание 28 Учебник, с. 48—51.
Формируемые УУД:
Выразительно читать и пересказывать текст;
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зре-ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Расскажите о ваших любимых зимних забавах.
Расскажите о погодных условиях, при которых можно построить
снежную крепость, слепить снеговика или снежную бабу.
Расскажите о необходимости укрепления своего здоровья зимой.
Расскажите о старинной бурятской игре «Рукавицу гнать».
Задание 29
Формируемые УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зре-ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Верно ли утверждение, что в оттепель зимой нет возможности кататься на коньках и лыжах? Обоснуйте своё мнение.
«Охрана природы зимой»
Задание 30 Учебник, с. 52—55.
Формируемые УУД:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,быть готовым изменить свою точку зрения
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Напишите сочинение о своей любви к родно земле.
В группе составьте порядок действий человека для охраны животных зимой
Подготовь рассказ и расскажите о представителях Красной книги России.
Список литературы.
Мошнина Р.Ш. Типовые задачи по формированию УУД «Окружающий мир 2 класс»: пособие для образовательных организаций М., Просвещение 2013.
Плешаков А.А Программа «Окружающий мир» 2 класс, Перспектива М., Просвещение 2013.
Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998.
Список литературы
Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. – М.: Просвещение, 1998. – 283 с.
Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. - 1997. – №6. – С.49-56.
Баранов, М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / М.Т. Баранов // . – 1993. – №3. – С. 14-21.
Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давы¬дова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. А.И.Гришанова. – Ижевск.: 2010. – 136 с
Девяткина Г.В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. - 1999.- 5.- с.174-178.
Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс / О. Егоров. - М.: Учитель. - 20011.-с.27-30
Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З.Зак. – М.: Просвещение, 1994 г. – 192 с.
Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения ( в условиях массовой коммуникации) / И.А.Зимняя. - М.: Наука,1996.-263 с.
Иващенко, Ф.И. Особенности установления психологического контакта. / Ф.И.Иващенко. - М.: Педагогика, - 1999. - с.36-38
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.;под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002.
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов НОО. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Москва «Просвещение» 2009
Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997.
Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.
Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе "Школа 2100": Пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М.: 2005. - 128 с.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение,1996.-126 с.
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. –№5. – С. 3-12.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511с.
Лисина М.И.Общение, личность и психика ребенка /М.И.Лисина. - М.: Просвещение, 1997. 213 с.
Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 1985.
Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф.Ломов. - М.: Наука,1991. 173 с. 24. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1990.
Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
Махонина, Н.Н. Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными / Н.Н. Махонина, Г.А. Евсюкова // Начальная школа. – 2006. – №6. – С. 74-77.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ.ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб: Специальная литература, 1998. – 267 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ "Академия", 1999. – 128
Орлова, Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников / Г.А. Орлова // Начальная школа. – 2004. – №3. – С. 91.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 400 с.
Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
Примерная программа начального общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768;
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть 1 / Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 3-121.
Рашина, Л. Проектная деятельность в начальной школе / Л. Рашина // Начальная школа: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 38.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: 2000, 237 с.
Савенко А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. − Самара.: Фёдоров, 2010. − 192 с.
Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И. А. Сасова. − М.: Вентана-Граф, 2003. − 38
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от « 6 » октября 2009 г. № 373
Тухман, И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И.В. Тухман // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 20-25.