Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В данной статья я попыталась обобщить все имеющиеся в арсенале современного педагога методы и приёмы, и проанализировать, каким образом они способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования »
Власова Ольга Владимировна
учитель английского языка
МБУ лицея № 6
г.о. Тольятти, Самарской области
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования
2014 г.
В данной работе я хочу предложить методы формирования коммуникативных учебных действий на уроках английского языка на средней ступени основного общего образования.
Введение
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В новом стандарте (ФГОС) в преподавании иностранных языков не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка и глубинных основ грамматики. Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, задачами которой являются развитие коммуникации, умений установить контакт для общения с другими людьми, анализировать свои действия и слова, овладение учащимися языком в процессе общения, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а так же развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Специфика предмета «английский язык» заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативное УУД наиболее востребовано при выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью данной работы является оценка эффективности нашей деятельности при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе, а так же её дальнейшая коррекция для более успешного выполнения ФГОС ООО.
Задачи:
изучить программу формирования универсальных учебных действий;
изучить методы и технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка;
проанализировать используемое УМК и техническое оснащение на соответствие выполнения требований ФГОС ООО.
Универсальных учебных действий и инновационные технологии на уроках английского языка
Универсальные учебные действия - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. Однако, несмотря на то что, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий:личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, последнее, на наш взгляд, является ведущим в рамках выполнения стандарта по предмету «английский язык».
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать оппонента, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся существуют следующие технологии обучения: 1. Технология интерактивного обучения
Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. 2. Информационно-коммуникационная технология обучения
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы[3;1].
3. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию)[2;2]. Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий ученика. По этим признакам специалисты правомерно выделяют четыре уровня проблемности:
2) уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации;
3) репродуктивно-поисковый уровень;
4) творческий уровень.
4. Метод проектов
Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.
5. Игровая технология
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера[4;1].
Анализ УМК «Английский в фокусе» и технического оснащения на соответствие выполнения требований ФГОС ООО
В нашей школе, МБУ лицее № 6 городского округа Тольятти, ФГОС ООО вступил в силу начиная с 2013-2014 учебного года в пятых классах. На своих уроках в данных классах мы используем УМК «Английский в фокусе» Верджинии Эванс, Ольги Подольяко, Дженни Дули и Юлии Ваулиной. Учебник имеет положительное заключение РАН и РАО на соответствие ФГОС ООО.
Как мы упоминали ранее, на уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным учебным действиям, так как именно они способствуют формированию у учащихся социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, доказывать свою точку зрения. Для коммуникативной деятельности важно владеть монологической и диалогической формами речи. Рассмотрим как выбранный нами УМК способствует формированию данных видов речевой деятельности.
Диалог включён в учебный процесс при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока. При этом используются диалоги репродуктивного и продуктивного характера(Приложение 1). Диалоги продуктивного характера учащиеся составляют сами при наличии опоры, подставляя свои имена, речевые клише; составляют диалоги по теме, используя изученные реплики речевого этикета (Приложение 2).
В нашем УМК используется в основном дедуктивный путь обучения диалогической речи (обучение начинается с целого диалога):
прослушивание диалога целиком;
варьирование лексического наполнения;
разучивание диалога на ту же тему с другим лексическим наполнением.
Монологическая речь подразделяется на устную и письменную. Оба вида речевой деятельности формируются в разных видах монолога, включающих развитие следующих умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка(Приложение 3).
Заключение
Проанализировав всё вышесказанное, мы можем сделать вывод, что задания, предлагаемые УМК «Английский в фокусе» соответствуют требованиям ФГОС ООО.
На наших уроках активно применяется технология проблемного обучения. Каждое задание УМК сформулировано в виде проблемной ситуации, благодаря, которой учащиеся активно включаются в обсуждение проблемы, предлагая пути её решения, следовательно, выполняются коммуникативные универсальные учебные действия и идёт формирование коммуникативной компетентности.
Немаловажную роль в данном процессе играет применение игровой технологии. Данная технология позволяет в игровой форме активизировать и обогатить лексический запас учащегося, а так же отработать важные грамматические структуры.
Поскольку в нашем УМК большое внимание уделяется формированию аудитивных навыков и речи учащихся, что предполагает прослушивание иноязычной речи на аудионосителях, и использование интернета для поиска необходимой информации по проблеме, мы с уверенностью можем сказать, что ИКТ технологии также применяются на наших занятиях.
К сожалению, данная технология применяется в нашей школе не в полном объёме, поскольку мы не имеем технической возможности использования интерактивной доски и других технических средств, выполняющих важнейшую функцию мотивации учащихся учебного процесса, использования интернета на уроках, с целью занятий проектной деятельности.
Мы надеемся, что в ближайшее время у нас появиться такая возможность, поскольку идёт активное внедрение ФГОСов в российские школы.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010.
2. Белякова А.Г., Фролова М.Е. Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка, http://www.scienceforum.ru/2013/82/6279.
3. Журавлева Н,В. Использование ИКТ на уроках английского языка, http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-ikt-na-urokah-angliyskogo-yazyka-6
4. Колебацкая С.Н. Игровые технологии на уроках иностранного языка, http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1379
5. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30. 6. Могилев А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование. -2011. -№ 5. - С.32-39. 7. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера. 8. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М.,2001. 9. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, №2.
10. Эванс В., Подольяко О. и др. Английский в фокусе 5 // учебное пособие для общеобразовательных школ, Просвещение, 2012.
Приложение 1
Диалог при введении и закреплении новой лексики (задания)
Даны два столбика слов Countries и Nationalities, задание звучит следующим образом: Whereareyoufrom? Whatlanguagescanyouspeak? Telltheclass. Чтобы расширить употребляемую лексику, я подготовила для учащихся карточки с названием различных стран и прошу их обсудить в мини диалогах, из какой они страны и какими языками владеют.
Дана фотография дома с комнатами и предметами мебели в них, задание следующее: Whatcanyouseeonthepicture? What rooms are there in the house? What furniture is there in each room?
Для отработки данной лексики учащимся предлагается поиграть в игру «Назови комнату». Правила игры следующие: партнёр задаёт вопросы на предмет обстановки одной из комнат в доме на картинки и пытается догадаться, какую же комнату загадал второй участник диалога, данную игру можно так же проводить в группе.
Приложение 2
Диалог репродуктивного характера
Исходный образец:
Ben: Do you like the zoo, Ann?
Ann: Yes, I do. It’s great. What’s that animal over there?
Benn: Which one? What does it look like?
Ann: It has a long neck and long legs.
Benn: That’s a giraffe. They are so beautiful.
Ann: Yes, they are. Look what’s that up in the tree?
Ben: It’s a monkey.
Ann: Ah! I don’t like monkeys.
Ben: Why not?
Ann: They are noisy.
Ben: I find them cute. Anyway, let’s go and see the bears.
Ann: Ok.
Задание репродуктивного характера звучит следующим образом: представьте, что вы пришли в зоопарк, разыграйте диалог, используя образец, в котором не забудьте спросить про понравившееся животное, описать животное, сказать, почему оно вам (не) нравиться.
Примерный ответ:
Misha: Do you like the zoo Sacha?
Sasha: Yes, I do. It’s great. What’s that animal over there?
Misha: Which one? What does it look like?
Sasha: It has big paws and dark fur.
Misha: That’s a bear. They are so large and strong.
Sasha: Yes, they are. Look what’s that in the cage?
Misha: It’s a lion.
Sasha: Ah! I don’t like lions.
Приложение 3
Формирование устной монологической речи – рассказ о своём окружении
(3 этапа)
Дан текст по теме A typical English House (типичный дом в Англии), учащиеся читают текст и вставляют пропущенные слова, затем слушают и проверяют себя (идёт работа с печатным текстом, отрабатываются навыки чтения, аудирования и используется рефлексия);
Учащиеся должны составит план текста и сделать пересказ по плану: Makenotesundertheheadings: type, inside, outside, specialfeatures. Then tell the class about John’s house;
Учащиеся составляют план типичного дома в Росси и представляют его классу: Make a plan of a typical house in your country. Present it to the class.
Формирование письменной речи (3 этапа)
Дан текст по теме TajMahal (Тадж Махал), учащиеся читают текст и выполняют задания по тексту (проверяется понимание текста).
Учащиеся должны составит план текста и сделать пересказ по плану: Makenotesundertheheadings, thendescribetheTajMahaltoyourpartner. Include name, place, colour/materials, inside, outside.
Примерные ответы:
План текста
Name: Taj Mahal
Place: Agra, India
Colur/ material: white marble, precious stones, shines with pink, yellow and grey
Inside: two floors, sixteen rooms
Outside: garden, four pools
2. Пересказ текста
Taj Mahal is in Agra, India. It is made of white marble and precious stones. In the sunshine the marble shines with pink, yellow, grey colours. Inside there are two floors and sixteen rooms. Outside there is a beautiful garden with four pools.
На этом этапе учащиеся объединяются в группы и выполняют следующую работу: ищут информацию об известном архитектурном строении в России и оформляют свой рассказ в виде проекта с иллюстрациями. Portfolio: Ingroupsdraworpaintapictureofafamousbuildinginyourowncountry. Think about: floors, colour, material, rooms, inside/outside, special features. Use the Internet to find the information. Present it to the class.
Примерный ответ:
The St. Basil’s Cathedral is on the Red Square in Moscow. It is made of bricks. In the central part of the church there is a magnificent tent with a red décor. Round it there are dome chapels, none of which is alike. The pattern of large bulb-domes is unique. The St. Basil’s Cathedral consists of nine churches based on one foundation. The central altar of the church is dedicated to celebration of cover of Mother of God.