| Тема: Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах СЛАЙД №1 Добрый день, уважаемые коллеги! Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». СЛАЙД №2 Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями: -готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; -возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; -способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; -совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее. СЛАЙД №3 Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка. Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение Пространственное восприятие Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. СЛАЙД №4 Для достижения поставленных целей мы используем следующие педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др. СЛАЙД №5 Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО СЛАЙД №6 Коротко расскажу о некоторых приёмах формирования читательской, математической, естественно-научной грамотности и финансовой грамотности, которые используем в работе. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. СЛАЙД №7 Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство». Это: пробно-поисковые ситуации беседы-дискуссии сам задай вопрос личный пример учителя приём устного словесного рисования словарно-стилистическая работа элементы драматизации СЛАЙД №8 На уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности применяем различные методы и приёмы. Приведу примеры некоторых из них. «Чтение с остановками». Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. «Синквейн». «Работа с вопросником». «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. «Мозговой штурм». Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Интересны также приём «Написание творческих работ». «Создание викторины». «Логическая цепочка». «Тонкие и толстые вопросы». СЛАЙД №9 СЛАЙД №10 Приём «Тонкие и толстые вопросы» Используя данный прием, дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и толстые вопросы, которые требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. СЛАЙД №11 Синквейн - творческая работа по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах. Интересна работа, когда даны несколько готовых синквейнов, и по ним надо определить героев рассказа. СЛАЙД №12 Приём «Древо мудрости» Дети читают текст. Каждый пишет записку на листике, в которой задаётся вопрос по тексту. Крепит ее к нарисованному дереву (на доске). По очереди каждый подходит к дереву, «снимает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. В конце определяют лучших знатоков. СЛАЙД №13 Одной из сложных задач для учителя начальных классов является – формирование у обучающихся грамотного письма. Но именно она тоже обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. СЛАЙД №14 СЛАЙД №15 На уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила игровые задания и приёмы. Среди них: правила в стихах рифмованные упражнения грамматические сказки морфологические шарады приём «Лови ошибку» «Ассоциации», особенно помогает данный приём при работе со словарными словами «Бумажный кластер», «Арт-кластер» - составление текста по картинкам СЛАЙД №16 Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление. Примером могут служить следующие задания: решение ребусов; задания типа «Заполнить пустые места», решение жизненных задач СЛАЙД №17 На уроках часто используем интересные факты из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение) СЛАЙД №18 СЛАЙД №19 СЛАЙД №20 СЛАЙД №21 Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Здесь используем: -Тематические прогулки -Исследовательские проекты -Экскурссии СЛАЙД №22 Финансовая грамотность, которая представляет собой уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать финансовую ситуацию и принимать разумные решения. Современные дети самостоятельно совершают покупки, пользуются пластиковыми картами. Но их активное участие в торгово-финансовых взаимоотношениях требует определенного уровня грамотности. Большинство из них относятся к денежным операциям без должной ответственности. Они без проблем научились тратить деньги, но совсем не знают, как их зарабатывать и откуда они появляются, как с ними обращаться. Формирование финансовой грамотности у учеников проходит во время урочной и внеурочной деятельности. Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение. СЛАЙД №23 Формирование функциональной грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. Используем образовательные платформы на Учи.ру, Яндекс.Учебник. СЛАЙД №24 В заключении хочется сказать, что современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать Чему учить? Зачем учить? Как учить? А главное – как учить результативно? Спасибо за внимание. |